Бухгалтерская отчетность и её состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ бухгалтерской отчетности в целом, в том числе более детальное исследование годовой бухгалтерской отчетности для четкого понимания темы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, состав, значение бухгалтерской отчетности…………….5
1.1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности…………………………...5
1.2. Требования, предъявляемые к отчетности, ее значение………………10
Глава 2. Содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………………13
2.1. Содержание и порядок составления ф. 1 «Бухгалтерский баланс»…...13
2.2. Содержание и порядок составления ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках»……………………………………………………………………………...16
2.3. Содержание и порядок составления приложений к «Бухгалтерскому балансу» и «Отчету о прибылях и убытках»………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….23
Глоссарий……………………………………………… ……………………..25
Список использованной литературы………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

16 - государственная  помощь (Ф5.10) раскрывает соответствующую  информацию, содержащуюся в балансе;

17 - государственная помощь (Ф5.10) в части полученных (возвращенных) денежных средств из бюджета раскрывает соответствующую информацию, содержащуюся в отчете о движении денежных средств.

Снова обратимся  к Приложению №1. Следует понять, что внутрифирменные информационные связи между отчетными формами должны отражаться с помощью внутриотчетных увязок. В практической работе могут возникнуть два сложных момента:

  • нормативные документы по исчислению одного и того же показателя, приводимого в различных отчетных формах, предусматривают разный порядок их отражения, т.е. противоречия имеются в самом нормативном документе;
  • заполнение отчетных форм в соответствии с требованиями 
    нормативных документов не означает, что показатели были правильно исчислены.

 

 

 

    1. Требования, предъявляемые к отчетности, ее значение

Требования  к информации, формируемой в бухгалтерской  отчетности, определены Законом «О бухгалтерском учете» (I) и ПБУ 4/99 (9). Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Эти требования являются дополнительными к допущениям и требованиям, раскрытым в ПБУ 1/98 (6).

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Если при составлении  бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения  финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ/4.

Требование  нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требование  целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование  последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованиями сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование  соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы - 29 февраля).

Требование  правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.

Показатели  об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности:

  • должны приводиться обособленно в случае их существенности 
    и если без них невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями;
  • могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Бухгалтерская отчетность, составленная в соответствии с рассмотренными принципами и требованиями, выполняет следующие функции:

  • является важным инструментом управления экономикой не только организации, но и страны;
  • служит информационной базой для принятия управленческих решений руководителями организации;
  • характеризует инвестиционную привлекательность конкретной организации;
  • выполняет контрольную функцию;
  • является базой для разработки текущих и перспективных 
    планов и др.

Бухгалтерская отчетность представляет собой основу информационного обеспечения процесса управления, поэтому состав финансовой отчетности определяется потребностями ее пользователей (фискальные органы, инвесторы, кредиторы, работники организации, контрагенты, профсоюзы, менеджер, собственники).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности

2.1. Содержание и порядок составления ф. 1 «Бухгалтерский баланс»

Основной  формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс (Приложение №3). Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.

При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту  каждого счета записывают в Главную книгу только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.

При мемориально-ордерной форме учета запись на счетах Главной книги производят непосредственно по данным мемориальных ордеров.

В организациях, применяющих машинно-ориентированные  формы учета, Главная книга создается с использованием вычислительной техники на основе машинограмм, магнитных лент, дисков, дискеток и иных машинных носителей.

На малых  предприятиях, применяющих упрощенную форму учета, баланс составляют по данным Книги учета хозяйственных операций.

Следует отметить, что некоторые балансовые статьи заполняют непосредственно недостаткам соответствующих счетов («Касса», «Расчетные счета» и др.).

Значительная часть  балансовых статей отражает сгруппированные  данные нескольких синтетических счетов. Например, по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражается сальдо по счетам 10 и 16; по статье «Затраты в незавершенном производстве» - сальдо счетов 20,21, 23,29, 44,46 и др.

Основное содержание бухгалтерского баланса представлено ПБУ 4/99(9).

Конкретизация содержания баланса по годам осуществляется приказами Минфина РФ по квартальной и годовой отчетности.

Правила оценки статей баланса  установлены положениями по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Положением основные средства и нематериальные активы отражают в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы - по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» - по полной или неполной фактической производственной себестоимости и пo полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции.

Товары в организациях, занятых  торговой деятельностью, отражаются в балансе по стоимости их приобретения.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе по нормативной (плановой) производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражают по фактическим производственным затратам.

Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели и частично потеряли свое первоначальное качество, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты хозяйственной, деятельности.

Остатки средств организации  по валютным счетам, другие денежные средства (включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранных валютах отражают в отчетности в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу ДБ РФ, действующему на последнее число отчетного периода.

Расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры.

Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой  давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают по решению руководителя предприятия за счет резерва сомнительных долгов 
либо на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации и увеличение расходов у некоммерческой организации. 

Списание долга в  убыток вследствие неплатежеспособности не является аннулированием задолженности. Она отражается за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания с должника в случае изменения его имущественного положения.

Суммы кредиторской и  депонентской задолженности, по которым  истек срок исковой давности, списывают  на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и  тождественны. Оставление на балансе не отрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда, арбитража об их взыскании, относят на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации и до их получения или уплаты отражают в отчетности получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

В случае продажи  и прочего выбытия имущества  организации (основных средств, производственных запасов, ценных бумаг и др.) убыток или доход по этим операциям относят на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации. 

Невозмещенные потери от стихийных бедствий списывают по решению руководителя организации на финансовые результаты отчетного года организации (в дебет счета 99 «Прибыли и убытки»).

 

2.2. Содержание  и порядок составления ф. 2 «Отчет  о прибылях и убытках»

Отчет о прибылях и убытках (ф. №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

I - о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ, 
услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализаций);

II - об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам 
и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками 
средств на счетах организации), доходов от участия в других организациях и прочих операционных доходов и расходов;

  1. - о внереализационных доходах и расходах, прибыли (убытках) до налогообложения, налоге на прибыль и иных аналогичных 
    платежах, о прибыли (убытках) от обычной деятельности;
  2. - о чрезвычайных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода, которую получают прибавлением к прибыли от обычной деятельности чрезвычайных доходов и вычитанием из полученной суммы чрезвычайных расходов.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность и её состав