Целевые параметры Кредитно-денежной политики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, а так же экономики в целом. Поэтому для развития экономики в стране необходима целенаправленная кредитно-денежная политика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНО–ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 4
1.1. Сущность, цели и задачи кредитно-денежной политики. 4
1.2. Инструменты кредитно-денежной политики 7
2. ПРАВИЛА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ 15
3. ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 21
3.1. Таргетирование инфляции 21
3.2. Денежная масса 23
3.3. Валютный курс 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Целевые параметры КДП в современных условиях.docx

— 348.31 Кб (Скачать файл)

При повышении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование  средств у Центрального банка. Это  замедляет темпы роста или  сокращает предложение денег. Повышение  учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском  рынке и «удорожает» кредит, предоставляемый экономическим субъектам.

Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

Сущность операций на открытом рынке  заключается в покупке - продаже  ценных государственных бумаг коммерческим банком, населению. При этом объектом покупки - продажи могут быть все  виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные  бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы. При необходимости  увеличить предложение денег центральный банк начинает покупать ценные бумаги. Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает ценные государственные бумаги коммерческим банкам, населению.

Для воздействия на денежную массу  может быть использован и такой  инструмент денежно - кредитной политики, как покупка - продажа центральным  банком иностранной валюты. Такие  операции, называемые интервенциями  на валютном рынке, влияют, прежде всего, на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег.

Наряду с косвенными инструментами  денежно - кредитного регулирования  существуют и прямые методы контроля. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов. Процентная ставка (норма процента) - это сумма, выраженная в процентах в год, которую заемщик уплачивает кредитору в обмен на использование денег, взятых взаймы. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит только для определенных секторов экономики. К селективным методам кредитно-денежного регулирования можно отнести также установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным кредитом.

С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание  на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Проблема в том, что Центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: ставку процента или объем денежной массы.

Какая денежно-кредитная политика лучше? Ответ зависит от причин способствующих изменению спроса на деньги.

Спрос на деньги (MD – money demand) формируется из:

  1. Спроса на деньги, как средства обращения (то есть, деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок).
  2. Спроса на деньги, как средство сохранения стоимости (спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта.

Графическое отображение общего спроса на деньги выглядит следующим образом:

  На рис.1 [2] : номинальная процентная ставка – на вертикальной оси, общий спрос на деньги – на горизонтальной оси. Перемещения вдоль кривой показывают изменения процентной ставки. При высоких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, т.к. в этой ситуации все сбережения вкладываются в ценные бумаги. Спрос на деньги ограничивается операционным спросом и не снижается при дальнейшем росте процента.

 

Теперь рассмотрим три случая.

  1. Сдвиг в спросе на деньги происходит из-за изменений в скорости обращения денег. Эти изменения могут возникнуть вследствие изменений в правилах банковских операций или в общей стратегии контроля и регулирования денежного обращения. В этом случае желательно изолировать реальные экономические сферы от последствий изменения скорости обращения денег, позволяя количеству денег, находящихся в обращении, изменяться в той же пропорции, что и скорость обращения денег, лишь поменяв направление этих изменений на противоположное. Эта процедура сохранит номинальную процентную норму процента, реальный объём производства и абсолютный уровень цен постоянными величинами.
  2. Сдвиг в спросе на деньги происходит вследствие изменений в реальном объёме производства в процессе делового цикла. Вероятно, в этом случае разумно дать процентным ставкам подняться, сглаживая циклическое расширение, или опуститься, сглаживая циклическое сжатие.
  3. Сдвиг в спросе на деньги происходит вследствие растущего уровня цен. В этом случае рост количества денег, находящихся в обращении, в ответ на изменение в спросе на деньги лишь спровоцирует развитие инфляции. Вероятно, необходимо сопротивляться инфляционным процессам, сохраняя в обращении постоянное количество денег и «отпустив на свободу» номинальную норму процента.

 

  1. Правила кредитно-денежной политики Банка России

 

На протяжении последних десятилетий сторонники пассивной экономической политики, такие как М. Фридмен или Дж. Тэйлор, выдвинули ряд четких аргументов в пользу правил. В целом их можно обобщить следующим образом. Правила позволяют политике центрального банка стать более ясной, регулярной и последовательной. Правила, как и любая экономико-математическая модель, помогают денежным властям проанализировать статистические данные, - порой противоречивые, - и дают ориентиры, "дорожные карты", регуляторы в мире экономической неопределенности. Правила указывают количественные цели, стоящие перед денежными властями, подсказывают, насколько необходимо ужесточить или смягчить политику. Систематически тестируя правила, в конечном счете, можно выяснить их оптимальную спецификацию, обеспечивающую наиболее эффективную реакцию властей на происходящее в экономике. Наконец, они дисциплинируют центральный банк и защищают его от политического давления. Интересно отметить, что они находят применение не только в деятельности центрального банка.

Правила должны удовлетворять нескольким критериям, называемым критериями Копица-Симански (Kopits-Symansky criteria): они должны быть точно определенными, транспарентными, простыми, гибкими, адекватными относительно конечной цели, выполнимыми, последовательными, а также способствовать здравой политике, включая проведение необходимых структурных реформ.

Вид правила, используемого Банком России, в его стандартной формулировке, определенной для модели маленькой открытой экономики, базирующейся на работах Clarida, Gali, Gertler (1998, 2000) и Cuche (2000). Этот вид правила является модификацией классического правила Тэйлора. Основополагающими здесь выступают два уравнения: правило поведения центрального банка и уравнение денежной составляющей агрегированного спроса.

Первое уравнение устанавливает  правило, в соответствии с которым  должно изменяться значение инструмента  в ответ на отклонения инфляции π, уровня экономической активности y и реального обменного курса rer от своих целевых значений (или тренда). Пусть обозначает целевое изменение инструмента денежно-кредитной политики в момент времени t, выраженное в форме номинальной ставки процента или темпа роста денежной базы по отношению к предыдущему периоду. Тогда:

 

(1)

Где обозначает средний темп роста цен между периодами t и

t + k;

 — декларируемое Центральным банком целевое значение инфляции на этот период;

 — средний темп роста реального ВВП или другого показателя экономической активности от значений периода t к t + q;

 — целевое значение роста экономики для этого промежутка времени;

 — средний темп роста реального курса от периода t к t+l;

 — целевое укрепление/обесценение национальной валюты за этот период;

E — оператор ожиданий;

Ωt — информационное множество на момент t;

α — желаемое или долгосрочное значение инструмента денежно-кредитной  политики при том условии, что инфляция, экономическая активность и реальный курс находятся на своих целевых уровнях.

Второе уравнение устанавливает  простой механизм частичной коррекции, связывающий фактическое и целевое  значения оперативного инструмента  центрального банка:

bt = (1 – ρ) + + εt  (2)

где ρ ∈ [0,1) — индикатор степени сглаживания колебаний инструмента,

εt — экзогенный шок с нулевым средним, а целевое значение

инструмента задается уравнением (1).

 

Для шоков ε можно дать две  различных, но вполне совместимых интерпретации. Во-первых, такого рода шоки могут отражать неспособность центрального банка удерживать значение инструмента на уровне, предписываемом правилом, например, в случае шоков спроса на деньги. С другой стороны, шоки ε могут также отражать преднамеренные решения денежных властей о временном отклонении политики от систематического правила (т.е. "шоки политики" как таковые).

Объединение уравнения частичной  коррекции (2) с целевой моделью (1) дает вид правила, которое оценивается эмпирически:

bt = (1 – ρ)α + (1 – ρ)β(πt, k – ) + (1 – ρ)γ(yt, q– ) +

+ (1 – ρ) δ (rert, l – ) + ρbt–1 + ξt,    (3)

где  ξt ≡ –(1 – ρ){β(πt, k – E[πt, k|Ωt]) + γ(yt, q – E[yt, q|Ωt]) +

+ δ(rert, l – E[rert, lt])} + εt.

 

Учитывая особенности условий  проведения денежно-кредитной политики и задач, стоящих перед денежными  властями, при попытке построения правила поведения Банка России использовалось несколько альтернативных агрегатов в качестве инструментов: ставки Банка России по привлекаемым депозитам на различные сроки, ставка межбанковского рынка, а также агрегат денежной базы. В качестве целевых переменных, во-первых, выступала инфляция как индекс потребительских цен, рассчитываемый Госкомстатом. Целевой показатель валютного рынка — темпы реального укрепления рубля по отношению к доллару США — рассчитываются на основе официальных данных Центрального банка в различных модификациях (по отношению к доллару США на базе номинального обменного курса на конец месяца или среднемесячного значения, реальный эффективный курс, а также реальный курс, построенный на базе ИПЦ, дефлированного по ценам импорта и экспорта).

В качестве показателей, отражающих состояние  и динамику реального сектора  экономики, на первоначальном этапе  используются индексы ВВП и промышленного производства. Первый из них дает самое полное представление об экономической динамике: так, сектор промышленности составляет лишь около 30% в составе ВВП, в то время как сектор услуг — более 50%. Очевидно, что в отдельные периоды динамика сектора услуг может оказаться доминирующей, определяющей темпы роста экономики в целом, и поэтому аппроксимировать темпы экономического роста динамикой промышленного производства не вполне корректно. В то же время сложности, связанные с использованием индекса ВВП, заключаются в том, что этот показатель рассчитывается лишь на квартальной основе, а официальные месячные данные не публикуются. Фактически, они рассчитываются Росстатом, но исключительно для индикативных целей. Кроме того, ряд ВВП регулярно пересматривается и, в этом смысле, данные, которые имеются на момент проведения исследования и используются в расчетах, в большой степени не соответствуют тем данным, на которые ориентировался Центральный банк, принимая решения в прошлом. С этой точки зрения ряд, характеризующий промышленное производство, является более адекватным: официальные данные, с одной стороны, публикуются на месячной основе, с другой, являются относительно точными и пересматриваются в малой степени.

Что касается еще одного "реального" показателя, а именно, уровня безработицы, то он, во-первых, также является квартальным (месячные данные хотя и публикуются, но носят весьма условный характер, и по итогам квартальных обследований очень сильно корректируются). Во-вторых, его значимость до сих пор остается относительно низкой: он не имел такого широкого использования как в Европе или США. Экономические агенты и Правительство следят за его изменениями, но далеко не так пристально, как за динамикой ВВП, промышленного производства, инфляции или золотовалютных резервов. Тем не менее, данный показатель используется. Кроме того, на заключительном этапе оценивается уравнение, где переменная экономической активности выражена в виде выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики. Этот показатель, с одной стороны, отражает большую часть экономики, чем промышленное производство, а, с другой стороны, он довольно корректно рассчитывается на месячной основе и пересматривается в меньших масштабах, чем ВВП.

Так же необходимо отметить, что в состав целевых переменных не включается уровень золотовалютных резервов. Объясняется это следующим. Во-первых, объем резервов был по настоящему критическим лишь в 1999 г., и уже по итогам 2000 г. резервы достигли величины, покрывающей 3 месяца импорта, и на столько же превышали краткосрочные обязательства России по внешнему долгу. Таким образом, задача наращивания резервов, даже если таковая и стояла ранее перед денежными властями, перестала быть довлеющей. Но даже на протяжении 1999–2000 гг. регулирование резервов имело скорее второстепенное значение для Центрального банка, а основное внимание уделялось динамике обменного курса и инфляции. Подтверждением этому служит тот факт, что Банк России всегда старался сгладить колебания курса, даже если это стоило ему потери части резервов.

Информация о работе Целевые параметры Кредитно-денежной политики в современных условиях