Целевые региональные программы и задачи регионального планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы определяется несовершенством существующей системы регионального управления.
Целью работы является анализ эффективности региональных целевых программ в решении задач региональной политики в России. Задачи: анализ прогнозирования и планирования управления в регионах; анализ разработки и осуществления деятельности в рамках целевых региональных программ; анализ механизма реализации региональных программ; анализ существующих недостатков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Региональные целевые программы как метод регионального
Управления…………………………………………………………………….4
2. Прогнозирование и планирование развития регионов…………………..8
3. Цели и задачи территориального планирования
Ямало-Ненецкого автономного округа…………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………………23

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)


 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине: «Региональная экономика»

на тему: Целевые региональные программы и

задачи регионального  планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013 г

Содержание 

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Региональные целевые программы как метод регионального

Управления…………………………………………………………………….4

2. Прогнозирование  и планирование развития регионов…………………..8

3. Цели и задачи территориального планирования

Ямало-Ненецкого  автономного округа…………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………..22

Список  используемой литературы…………………………………………23

Приложения………………………………………………………………….24

 

Введение

 

Рыночные отношения не отменяют необходимости планомерного управления развитием экономики, которое становится практически невозможным без  стратегического замысла, определения  целей оперативного регулирования  и координации из единого центра. Планомерность как способ преодоления  рыночной стихии и порождаемых ею социальных конфликтов приобретает  принципиально новую ценность и  качество, становится средством преодоления  экономической угрозы и обеспечения  планетарной безопасности. Подтверждением этому служит то обстоятельство, что  в настоящее время прогнозирование, планирование и программирование становятся широко принятой практикой почти  во всех странах мира.

Практика показывает, что региональное экономическое и социальное развитие можно стимулировать разнообразными взаимосвязанными воздействиями в  различных областях, со многими целями, самыми различными участниками. Одновременно проявляется тенденция изменения  содержания, задач и функций планирования.

Предметом изучения данной работы является изучение целей и задач регионального  планирования.

Объект  – целевые региональные программы.

Актуальность  работы определяется несовершенством  существующей системы регионального  управления.

Целью работы является анализ эффективности региональных целевых программ в решении задач  региональной политики в России.

Задачи: анализ прогнозирования и планирования управления в регионах; анализ разработки и осуществления деятельности в  рамках целевых региональных программ; анализ механизма реализации региональных программ; анализ существующих недостатков.

 

1. Региональные целевые программы как метод регионального управления

 

Региональные целевые программы  – комплексные программы решения  крупных, настоятельных социально-экономических  проблем региона; предоставляют  часть федеральных программ или  являются самостоятельными.

В условиях неравномерного социального  и экономического положения регионов, потребности освоения природных  ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной  структуры, обеспечения занятости  населения необходимо использование  новых эффективных методов воздействия  на экономику. Среди них - программно–целевое прогнозирование, позволяющее квалифицированно и надежно в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных  регионов в рамках единой региональной политики государства.

Региональные программы – это  разновидность целевых комплексных  программ, служащих инструментом регулирования  и управления экономического, социального  и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для  решения неотложных, первоочередных проблем.

Конкретные региональные программы  могут быть классифицированы:

- по территориальной принадлежности (областная),

- по функциональной ориентации (экологическая),

- по масштабности (узкоспециализированная),

- по продолжительности (среднесрочная).

Специфика региональных программ состоит  в том, что они формируются  и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекает из общегосударственных  и территориальных интересов.

Механизм реализации региональных программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона  и систему общероссийского рынка.

Основные задачи региональных программ:

1) выравнивание межрайонных различий  по показаниям экономического, социального  и научно-технического развития;

2) формирование оптимальной территориальной  и отраслевой структуры экономики; 

3) сбалансированное (бездефицитное)  региональное хозяйствование в  условиях рынка; 

4) максимально эффективное использование  материальных, природных и трудовых  ресурсов региона; 

5) развитие производственных сфер  в соответствии с государственной  селективной структурной политикой; 

6) охрана окружающей среды; 

7) преодоление последствий стихийных  бедствий и техногенных аварий;

8) формирование инфраструктуры  информационного обеспечения органов  управления и хозяйствующих субъектов; 

9) духовное возрождение регионов, сохранение их исторического  наследия, укрепление культурного  потенциала, стабилизация общественно-политической  и правовой обстановки.

Разработка региональных программ – целенаправленный процесс мобилизации  всех возможностей регионов различных  уровней.

Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное  обеспечение, механизм реализации, организационный  аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также  оценку ожидаемой эффективности  и социально-экономических последствий  от реализации программы.

Программы, разрабатываемые на любом  уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных, решаемых ею задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых  она реализуется; в) расчет прямых и  косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении  этих мероприятий ресурсов; г) распределение  заданий по срокам и исполнителям.

Программы экономического и социального  развития субъектов Российской Федерации (региональные программы) в отличии  от федеральных разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации.

Программная разработка решения проблем  на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующей  территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

В региональных программах учитываются  цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления  структурной и научно-технической  политики, законодательных и институциональных  преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния  субъекта Российской Федерации и  страны в целом, а также международные  договоренности.

Можно выделить следующие основные этапы разработки целевых программ:

 

Рисунок 1 – Этапы разработки целевых  региональных программ

 

Выбор объекта программы – объект он должен представлять стратегический приоритет, обеспечивать перелом траектории движения данного объекта; программа не должна носить слишком широкий характер, охватывая план развития целой отрасли, но и не быть чрезмерно узкой, не обеспечивая прорыва.

Построение  «дерева целей» - по каждой отобранной программе определяются генеральная  цель, конкретизирующие ее цели первого, второго, а если потребуется, то и  третьего уровней. Цели следует формулировать  максимально конкретно, избегать формулировок типа «повысить уровень», «расширить»  и т.п., выполнение которых невозможно проверить.

Обоснование системы мероприятий, необходимых  для достижения целей программы, адресность этих мероприятий (кто и  когда должен их выполнить), построение в случае необходимости сетевого графика реализации программы, определение  критического пути.

Структуризация  программы, определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов. Он должен обеспечить определенный программный  результат. При этом определяется набор  первоочередных проектов, их выполнение распределяется по годам реализации программы с учетом значимости для  конечного результата имеющихся  ресурсов.

Оценка  ресурсов (прежде всего на НИОКР  и инвестиций), необходимых для  выполнения проектов, подпрограмм и  программы в целом, возможных  источников финансирования и условий  их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка  и т.п.).

Маркетинговые исследования, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности  программных продуктов, сроков окупаемости  проектов, подсистем и программы  в целом. Заведомо убыточные проекты  и программы исключаются.

Создание  целевых оргструктур, подготовка кадров. Обычно создается целевая оргструктура для реализации программ. По каждой подпрограмме, а также по каждому  проекту определяются заказчик, научный  руководитель (генеральный конструктор) и директор.

Контроль  и приемка работ. Необходимо осуществлять внепрограммный контроль за ходом и  результатом выполнения программы, с тем чтобы своевременно внести в нее коррективы, проводить приемку  каждого законченного проекта, подсистемы, каждой очереди программы, сопоставляя  полученные результаты с заданными  целями и проектом.

Важное условие разработки целевых  программ - правильное определение  приоритетов для каждого периода  времени и объектов управления разного  уровня. На макроуровне важно определить главные социально-экономические  задачи развития народного хозяйства. На уровне отраслей и регионов - приоритеты, обеспечивающие достижение основных задач  государства (они должны быть основными  и для этого уровня), и приоритеты, не связанные с ними. Приоритеты можно разделить на группы:

  • структурные приоритеты - развитие отдельных отраслей или регионов;
  • приоритеты научно-технического прогресса;
  • социальные приоритеты;
  • приоритеты в области совершенствования управления и хозяйственного механизма.

Особо выделяются чрезвычайные программы, разрабатываемые для экстремальных  ситуаций, например, для ликвидации последствий стихийных бедствий, смягчения надвигающегося социального  взрыва, восстановления разрушенного войной хозяйства и др. Особенность  таких программ - высокая доля административных методов в механизме их реализации.

 

2. Прогнозирование и планирование развития регионов

 

Цель  регионального прогнозирования  и планирования – обеспечение  комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона.

Прогнозы  любого типа немыслимы без определенной системы задач и целей. При  этом следует учитывать, что все  цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при составлении и  реализации прогнозов следует стремиться к определенной совместимости целей, и, кроме того, требуется обстоятельный учет всех видов ресурсов, необходимых для достижения той или иной цели. Для современных экономических систем важно соблюдение следующих основных условий. Во-первых, обязательное достижение соответствия между спросом и предложением на все виды ресурсов, товаров и услуг и создание условий и предпосылок для достижения подобного равновесия. Внешним проявлением достижения подобной сбалансированности в рыночной экономике выступает отсутствие излишков и в меньшей степени дефицитов. Во – вторых, составление системы целей прогнозов и затем их конкретная реализация на основе достижений научно – технического прогресса и научно – технической революции. В – третьих, соблюдения соответствия между факторами производства на всех уровнях, от спецификации каждого зависит и оптимальная их комбинация.

В важную задачу прогнозирования входит выявление  и исследование потребностей всех экономических  объектов и субъектов с последующим  адекватным их отражением в системах прогнозов различного уровня и детализацией. При этом следует учитывать, что  уровень структура частных, коллективных и общественных потребностей находится  в непрерывном развитии и должны соответствовать реальным условиям воспроизводственных процессов  и требованиям экономических  законов рыночных отношений. Научно разработанные и обоснованные прогнозы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют оптимально достичь  цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основной для создания эффективной  сбалансированности экономических  систем.

Информация о работе Целевые региональные программы и задачи регионального планирования