Целевые региональные программы и задачи регионального планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы определяется несовершенством существующей системы регионального управления.
Целью работы является анализ эффективности региональных целевых программ в решении задач региональной политики в России. Задачи: анализ прогнозирования и планирования управления в регионах; анализ разработки и осуществления деятельности в рамках целевых региональных программ; анализ механизма реализации региональных программ; анализ существующих недостатков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Региональные целевые программы как метод регионального
Управления…………………………………………………………………….4
2. Прогнозирование и планирование развития регионов…………………..8
3. Цели и задачи территориального планирования
Ямало-Ненецкого автономного округа…………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………………23

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных  прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо  выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения  и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования  федеральной и региональной собственности  и т.д.

Региональные  власти руководят деятельностью  по плановому регулированию развития своих территорий. Вопросы регулирования  касаются прежде всего социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают прогнозы, планы и программы развития, которые могут включать следующие основные направления:

  • создание благоприятных условий для эффективной работы предприятий, находящихся в регионе;
  • внедрение мер по стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики;
  • оздоровление финансового состояния действующих на территории фирм;
  • обеспечение стабильного поступления налоговых сборов в бюджет;
  • меры по приоритетному развитию местных товаропроизводителей;
  • проведение социально-ориентированной тарифной и ценовой политики;
  • обеспечение защиты социально-экономических интересов региона на федеральном уровне и др.

Нормативно-правовая база регионального планирования находится  пока в стадии формирования. Лишь в  третьей части регионов страны уже  определены правовые основы плановой работы. В половине регионов страны имеются законы или нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку региональных целевых программ. Однако во многих регионах по-прежнему отсутствуют правила  разработок прогнозов и планов, не сформулированы требования к перечню, структуре и содержанию плановых документов, которые определяются регионами  самостоятельно исходя из своих нужд и интересов.

Региональное  планирование включает следующую примерную  последовательность разработки планов:

1-й этап  – составление концепции развития. Этап включает анализ среды  деятельности, оценку преимуществ  и недостатков, выявление имеющихся  ресурсов, а также внешних и  внутренних факторов воздействия,  обоснование целей и задач  развития, в ходе чего определяются  стратегическое приоритеты и  основные направления развития;

2-й этап  – разработка программ развития  и бизнес-планов, выявление оценки  их эффективности. Большинство  региональных программ социально-экономического развития, принятых за последние годы, можно условно разбить на группы: а) традиционные; б) логично увязанных с концепциями развития; в) содержащие конкретные механизмы реализации;

3-й этап  – мониторинг реализации и  использование механизмов обратной  связи. В ходе этого этапа  вносятся коррективы в действующие  планы региона.

Планы региональных и местных бюджетов являются составной  частью бюджетной системы страны. Для регионального уровня в бюджетном  планирование характерно использование  принципов:

а) единства, т.е. связи с бюджетной системой страны;

б) самостоятельности, что означает возможность использования  полученных доходов в соответствии с приоритетами территории. Для нормального  функционирования бюджетной системы  региона важна правильная реализация указанных принципов и основополагающего  принципа бюджетного федерализма: формирование собственной доходной базы территориальных  бюджетов. А это предполагает разделение функций уровней государственной  власти и наличие механизма распределения  доходной базы средств между разными  уровнями бюджетов страны.

Доходная  часть бюджетного плана региона  может состоять из собственных, заемных  средств и средств бюджетного регулирования. Собственные средства территории образуются за счет региональных налогов, отчислений от регулирующих налогов  и некоторых дополнительных источников, например, надбавок к федеральным  и региональным налогам. Заемные  средства регионального бюджета  состоят из бюджетных ссуд, краткосрочных  кредитов коммерческих банков и доходов  от выпуска субфедеральных и муниципальных  займов на инвестиционные цели. Средства бюджетного плана включают дотации, субсидии, субвенции, трансферты из фонда  финансовой поддержки регионов, средства по взаимным расчетам и ряда других фондов. Основными расходами регионального  бюджета вступают территориальные  затраты на образование, социально- культурные мероприятия, здравоохранения  и управления. В отличии от региональных местных бюджетные планы ставят целью обоснование суммы своих  доходов и их использования для целей роста благосостояния отдельного муниципалитета (города, района и др.).

Региональная  политика государства в сфере  финансов направлена на укрепление единства государственных финансов. Так, постоянно  совершенствуется практика трансфертов  в рамках реформы межбюджетных отношений. Трансферты распределяются на основе на индексе бюджетных расходов, определённых по региональным нормативам финансирования основных социально значимых расходов и оценок налогового потенциала регионов. Совершенствование межбюджетных отношений  в государстве направленно на нормализацию механизма финансовой поддержки регионов страны, нуждающихся  в ней. Государство усиливает  свою составляющую в регионах посредствам  косвенных методов регулирования, когда используются методы активной доходной и налоговой политик. В  этой сфере проводятся меры по:

  • федерально-региональному распределению финансовых средств;
  • упорядочению региональных отношений по вопросам собственности,
  • территориальной организации использования природных ресурсов, являющихся собственностью государства.

В региональном планировании и прогнозировании  за последнее время стали проявляться  новые тенденции:

Переход от краткосрочных и среднесрочных  к долгосрочным планам и программам развития региона.

  1. Формирование единой методологии разработки региональных планов с учетом стратегии развития территории.
  2. Перерастание программ социально – экономического в общественные соглашения. Если раньше подавляющая часть плановых документов разрабатывалась администрациями регионов кулуарно, то сейчас после опубликования проекта в средствах массовой печати, к их обсуждению привлекаются представители бизнеса, общественности, науки и культуры.
  3. Выбор разработчиков региональных планов документов. Региональные планы могут разрабатываться: а) силами самой власти; б) с привлечением внешних организаций; в) с созданием специальной структуры. Например, в ряде областей (Красноярский край, Орловская область и др.) создаются некоммерческие организации, в компетенцию которых входит проведения регулярного анализа и мониторинга стратегических документов территории и их научно – методическая поддержка. К числу внешних организаций могут относится научно – исследовательские центры, вузы и консалтинговые фирмы.

К ныне существующим недостаткам регионального планирования и прогнозирования можно отнести:

  • отсутствие четкости в стратегических планах, которые во многом пока еще напоминают общи декларации, а документы управления;
  • недостаточное внимание вопросам долгосрочных планов и программ, что связано с отсутствием стабильного фона для прогнозирования и планирования;
  • слабая связь между долгосрочными и текущими планами;
  • неглубокий и некомплексный анализ имеющейся среды деятельности, выявления тенденций развития и имеющихся ресурсов;
  • слабая обоснованность блока целепологания;
  • недостаточное активное использование современных принципов и методов в планировании; тяготение к отжившим и устаревшим подходам в планировании.
  • отсутствие чёткой формулировки и научного обоснования стратегического выбора;
  • отсутствие в стране системы территориального планирования; взаимоотношения между центром и регионами в основном ограничены рамками бюджетного федерализма и отраслевыми каналами и, соответственно, отсутствие должной связи региональных показателей с соответствующими показателями федерального уровня;
  • особенное обоснование показателей социально экономического развития региона без должной увязки с другими уровнями управления, что влечет низкую эффективность такого документа;
  • слабая поддержка программных мер действенными механизмами и их осуществления;
  • отсутствие в планах механизма мониторинга.

Частью  региональной системы регулирования  социально – экономических отношений  территории является деятельность местных (муниципальных) властей (городских, районных, сельских и поселковых). Сферой их воздействия  является деятельность организаций  и учреждений находящихся на их территории и входящих в их ведение. Это организации  банковской системы, малого бизнеса, здравоохранения  и медицинского страхования, правоохранительных органов, социальной защиты, образования, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского  транспорта и др. Для регулирования  их деятельности местной администрацией также используются различные средства, в том числе планирование основных показателей работы.

Таким образом, региональная система планирования может включать разработку прогнозов  и планов, в том числе концепций, программ, стратегических планов, бизнес-планов и др. составной частью регионального  планирования являются бюджетные планы  территорий: области, края или республики. В практике регионального планирования имеются свои методологические особенности, отличающие обоснование их плановых документов от методологии федерального уровня.

 

3. Цели и задачи территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Главной целью территориального планирования субъекта Российской Федерации (в данной работе – Ямало-Ненецкого автономного  округа) является обеспечение устойчивого  развития территории через формирование правовых документов, направленных на реализацию полномочий органов государственной  власти.

Схема территориального планирования является важной частью стратегического управления развитием  автономного округа совместно со Стратегией социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 г., Комплексной программой развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025г.

Одновременно  Схема территориального планирования является важным условием реализации Программного блока системы управления. С ее учетом должны разрабатываться  комплексные и целевые (отраслевые) программы окружного и аналогичные  программы муниципального уровней.  
Предложения по территориальному планированию направлены на достижение устойчивого социально-экономического развития путем последующей реализации мероприятий органами управления автономного округа через градостроительную, земельную, инвестиционную и экономическую политики.  
Предложения территориального планирования имеют правовой характер и должны учитываться в конкретной правоприменительной практике при решении вопросов установления вида целевого использования земель, представления земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Задачами  территориального планирования являются:

- оценка  современного уровня социально-экономической  и территориальной развитости  автономного округа, выявление ресурсных  потенциалов для определения  стратегических направлений развития;

- формирование  единого регионального планировочного  каркаса на базе перспективной  транспортной схемы, оптимизации  систем расселения и развития  городских и сельских населенных  пунктов; 

- взаимоувязка  градостроительных решений и  землепользования, в том числе  целесообразность изменения: 

- границ  муниципальных образований и  статуса населенных пунктов; 

- границ  земель лесного фонда; 

- границ  земель сельскохозяйственного назначения  и сельскохозяйственных угодий  в их составе; 

- границ  зон с особыми условиями использования  территории;

- границ  земель особо охраняемых природных  территорий регионального значения;

- границ  земельных участков, предоставляемых  для размещения объектов капитального  строительства федерального и  регионального значения;

- создание  устойчивой и надежной инженерной  инфраструктуры регионального и  межселенного значения во взаимосвязи  с федеральной инфраструктурой; 

- улучшение  экологической обстановки с выделением  зон, выполняющих средозащитные  и санитарно-гигиенические функции; 

- сохранение  и расширение особо охраняемых  природных территорий, зон и объектов  историко-культурного наследия;

- разработка  мероприятий по активизации градостроительной  и хозяйственной деятельности  регионального уровня посредством  целенаправленного развития зон  и точек роста и определения  для них приоритетных инвестиционных  направлений. 

Для выполнения задач Схемы территориального планирования необходимы:

- увязка  мероприятий по территориальному  планированию и землепользованию. Определение зон размещения объектов  капитального строительства должно  учитывать категории земель, на  которых предлагается их размещение, а изменение границ земель  различных категорий связано  с размещением объектов капстроительства;

- выявление  ограничений комплексного развития, которые утверждаются в составе  положений о территориальном  планировании, включая зоны с  особыми условиями использования  территории;

Информация о работе Целевые региональные программы и задачи регионального планирования