Целевые региональные программы и задачи регионального планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы определяется несовершенством существующей системы регионального управления.
Целью работы является анализ эффективности региональных целевых программ в решении задач региональной политики в России. Задачи: анализ прогнозирования и планирования управления в регионах; анализ разработки и осуществления деятельности в рамках целевых региональных программ; анализ механизма реализации региональных программ; анализ существующих недостатков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Региональные целевые программы как метод регионального
Управления…………………………………………………………………….4
2. Прогнозирование и планирование развития регионов…………………..8
3. Цели и задачи территориального планирования
Ямало-Ненецкого автономного округа…………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………………23

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

- необходимо  обосновать предложение по размещению  особо охраняемых природных территорий  регионального значения, изменению  границ земель сельскохозяйственного  назначения, границ муниципальных  образований;  
Важными из них являются обоснования границ зон размещения объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, путей сообщения, информатики и связи; линейных объектов, обеспечивающих деятельность естественных монополий (газоснабжение, объектов социальной инфраструктуры, промышленности, материально-технического снабжения, коммунальных хозяйств, туристско-рекреационной деятельности).

На территории автономного округа реализуется  следующие целевые программы:

1. Программы  “Безопасное материнство” и  “Планирование семьи”;

2. Целевая  программа “Анти-Спид”; 

3. Региональная  программа развития службы оказания  скорой и неотложной помощи  населению ЯНАО;

4. Программа  “О мерах по борьбе с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией”;

5. Региональная  комплексная научная программа  “Динамика здоровья коренного  и пришлого населения ЯНАО  в зависимости от климато-географических  условий труда и среды обитания”; 

6. Целевая  региональная программа “Вакцинопрофилактика”; 

7. Программа  “Об эпидемиологической ситуации  по туберкулезу в округе и  некоторых мерах по ее улучшению”;

8. Целевая  программа по охране территории  ЯНАО от завоза и распространения  особо опасных инфекционных заболеваний  людей, животных и растений, а  также токсических веществ; 

9. Программа  "О дальнейшем изучении радиологической  обстановки на территории ЯНАО";

10. Целевая  программа по ускорению реформирования  системы образования; 

11. Региональная  программа “Молодежь Ямала”;

12. Программа  развития средств массовой информации  ЯНАО;

13. Программа  занятости населения ЯНАО;

14. Региональная  программа по борьбе с пожарами  и стихийными бедствиями;

15. Региональная  программа по усилению борьбы  с преступностью; 

16. Программа  поддержки традиционных отраслей  аграрно-промышленного комплекса  ЯНАО;

17. Программа  поддержки фермерских хозяйств;

18. Программа  охраны оленьих пастбищ от  пожаров и поисково-спасательные  работы;

19. Программа  развития транспортных средств  для пассажирских перевозок; 

20. Программа  поддержки пассажирских перевозок  городским транспортом; 

21. Программа  поддержки пассажирских перевозок  речным транспортом; 

2. Программа  финансирования водных путей  ЯНАО на содержание судоходной  обстановки реки Обь; 

23. Региональная  комплексная программа “Дети-инвалиды”; 

24. Региональная  целевая комплексная программа  по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения ЯНАО;

25. Программа  эксплуатации и развития автомобильных  дорог округа.

В стадии разработки находятся две окружные программы:

1. Программа  неотложных мер по борьбе с  преступностью среди несовершеннолетних  в ЯНАО;

2. Целевая  программа “Сахарный диабет”.

5. Механизмы  реализации стратегии и мониторинг  социально-экономических показателей  развития автономного округа  по итогам её реализации 

Условием  успешной реализации Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса  и общества на принципах государственно-частного партнерства.

Главные ориентиры социально-экономического развития Ямала в прогнозный период в целом совпадают с планами  по развитию Арктической зоны Российской Федерации. Это - инновационная модернизация экономики и устойчивый экономический  рост, обеспечение национальной безопасности и личной защищенности проживающего здесь населения, укрепление роли и  места Арктики в экономике  Российской Федерации.

В перспективе  Ямал примет участие в воплощении разрабатываемой программы «Экономическое и социальное развитие Арктической  зоны Российской Федерации до 2020 года». Это усилит стратегические преимущества территории и повысит ее инвестиционную привлекательность.

Для руководства  реализацией Стратегией будет создан Совет во главе с Губернатором автономного округа,  к деятельности которого будет привлекаться общественность и бизнес-сообщество региона.

Государственно-частное  партнерство получит развитие в  приоритетных секторах экономики - базовом, инфраструктурном, сервисном, в том  числе наукоемкого, интеллектуального  характера для газовой, нефтяной, лесной, горной, сельскохозяйственной промышленности. Продолжиться активная поддержка проектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие  эффективной транспортной инфраструктуры округа будет обеспечено посредствам  реализации целевых программ в сфере  дорожного строительства.

Новые формы  жилищного строительства потребуют  формирования нормативно-правовой базы, нацеленной, прежде всего, на повышение  доверия между всеми участниками  этого процесса - гражданином, работодателем, банком, строительной компанией-продавцом  жилья. В сфере обслуживания жилищного  фонда, ориентированной на неуклонное повышение качества условий проживания и предоставления услуг, должна расти  взаимная ответственность всех участников жилищно-коммунальных отношений.

Социальная  сфера подвергнется обширной модернизации с акцентом на возрождение сельских территорий, повышение устойчивости развития коренных малочисленных народов  Севера и смягчение экологических  проблем.

В сфере  государственного управления целенаправленно  будут внедряться информационные и  телекоммуникационные технологии, развиваться  электронные государственные услуги населению, в том числе дистанционно.

Приоритетно для системы образования: содействие переподготовке квалификации взрослого  населения, информатизация образовательного процесса, укрепление межведомственного  взаимодействия и государственно-частного партнерства - все это нужно для  максимального соответствия результатов  образовательного процесса  потребностям регионального рынка труда.

Область здравоохранения будет сфокусирована  на повышении доступности и качества медицинской помощи.

Сфера культуры будет стремиться к превращению  в реальный фактор экономического развития, развивая культурный и духовный потенциал  округа.

В области  социальной поддержки будут консолидированы  меры по борьбе с бедностью, усилению принципов адресности и нуждаемости  в предоставлении социальной помощи, пособий и мер социальной поддержки.

Будут расширены  стимулы для переселения нетрудоспособного  населения в регионы с благоприятными условиями проживания.

В вопросах национальной политики будут реализованы  меры по  укреплению традиционного жизнеобеспечения коренных народов, поддержке развития малого бизнеса коренных народов.

Все административные процедуры в сфере управления будут закреплены регламентами работы органов государственной власти и размещены в средствах массовой информации и на портале государственных  услуг в сети Интернет.

Получателям государственных и муниципальных  учреждений будут обеспечены максимально  удобные условия получения услуг, в том числе через созданную  на территории автономного округа сеть многофункциональных центров.

Значительные  законотворческие усилия сосредоточатся на создании благоприятных условий  для новых видов деятельности и новых точек роста - въездного  туризма, лесоперерабатывающих производств, нефтегазопереработки (в том числе  нефтегазохимии), горнорудной промышленности, глубокой переработки оленины, птицеводства и тепличного растениеводства в  условиях Крайнего Севера.

Развитие  финансовой системы округа будет  сосредоточено на совершенствовании  структуры расходов бюджета с  учетом увеличения бюджета развития, повышении эффективности расходования бюджетных средств и ликвидации неэффективных затрат.

Финансово-кредитные  механизмы управления сконцентрируются на решении основополагающих социально-экономических  проблем округа и  максимальном привлечении внебюджетных источников финансирования.

Основным  инструментами реализации Стратегии  станет программа социально-экономического развития автономного округа, которая  включит в себя конкретные целевые  индикаторы её реализации в разрезе  отраслей, территорий и направлений  деятельности исполнительных органов  государственной власти автономного  округа. В свою очередь, реализации программы социально-экономического развития автономного округа будут  подчинены окружные долгосрочные и  ведомственные целевые программы, содержащие перечень конкретных мероприятий, направленных на достижение целевых  показателей развития отраслей и  социально-экономических ориентиров развития автономного округа.

Объективной и оперативной оценке реализации Стратегии и процесса социально-экономического развития автономного округа будет  способствовать систематический мониторинг. Его задача, как важнейшего инструмента  «обратной связи» в территориальном  управлении, не только оценивать результативность действий, но и анализировать причины  отклонения от запланированных параметров.

Базовые условия и целевые ориентиры, соотношение которых позволяет  оценить эффективность реализуемых  в рамках Стратегии мероприятий, приведены приложениях 1 и 2. 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведен анализ эффективности  региональных целевых программ по решению  задач региональной политики в России. Сделаны следующие выводы: несмотря на то, что большинство недостатков  являются следствием несовершенства законодательства и хорошо известны, до сих пор  практически нет федеральных  и региональных программ, направленных на их устранение. В ближайшей перспективе  следует уделить особое внимание созданию адекватной методики разработки и управления целевыми программами, методик комплексного планирования объемов и перечня работ с  учетом возможностей региональных бюджетов, а также определения приоритетных направлений капитальных вложений; разработке системы индикаторов  оценки эффективности целевых программ, созданию новых или адаптации  к российским условиям иностранных  методик оценки эффективности выполнения целевых программ. Для решения  последней задачи можно использовать, приведенную, хорошо зарекомендовавшую  себя, американскую методику PART (Program Assessment Rating Tool), постепенно входящую и в  обиход российских специалистов.

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 № 852 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами»
  2. Указ Президента РФ от 15.06.1996 № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»
  3. Видяпин В.И. «Региональная экономика» - Москва, Изд.: «ИНФРА», 2007 (стр. 189)
  4. Владимирова Л.П. «Прогнозирование и планирование в условиях рынка - учеб. пособие» – Москва, Изд.: «Дашков и К», 2011 (стр. 256)
  5. Волков Б.И. «Основы региональной экономики - учеб. пособие» - Чебоксары, Изд.: «Чувашский университет», 2012 (стр. 374)
  6. Кирикова О.И. «Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития» - Воронеж, Изд.: «ВГПУ», 2009 (стр. 316)
  7. Лившиц А.Я. «Основные ориентиры финансовой политики» - Москва, Изд.: «ГЛОБЛ», 2007 (стр. 314)
  8. Райзберг Б.А. «Курс экономики» - Москва, Изд.: «Регион», 2011 (стр. 505)
  9. Филиппов О.С. «Основы муниципальной экономики» - Москва, Изд.: «ИТРК», 2011 (стр. 400)
  10. Штульберг Б.М. «Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации» - Москва, Изд.: «Гелеос», 2010 (стр. 290)
  11. http://base.garant.ru
  12. http://isfic.info
  13. http://www.gmcgks.ru
  14. http://www.vzfeiinfo.ru
  15. http://правительство.янао.рф/economics/social_strateg_2020/

 

Приложение №1 

 к Стратегии социально-экономического  развития 

Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года  

 

Целевые показатели социального  развития автономного округа

на период до 2020 года 

 

Наименование показателя

2010 г.

2013 г.

2017 г.

2020 г.

Численность постоянного населения  (среднегодовая), тыс. чел.

523,7*

541,3*

601,8*

620,6*

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек)

10,3

9,9

12,4

12,9

Коэффициент миграционного прироста (на 10 000 человек)

-60,9

20,0

36,3

50,6

Коэффициент рождаемости (на 1000 человек)

15,8

15,3

17,7

18,2

Ожидаемая продолжительность жизни (лет)

71,3

71,8

71,9

73,3

Коэффициент младенческой смертности (число  детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся)

10,7

9,1

6,3

3,9

Ввод в действие жилых домов (кв. метров общей площади на 1 человека)

0,27

0,41

0,71

0,84

Доля населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума (% общей численности населения)

8,5

8,2

5,7

5,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения (% к 2011 году)

-

102,0

112,0

130,0

Уровень общей безработицы (по методологии  МОТ, %)

4,4

3,8

3,0

2,4

Информация о работе Целевые региональные программы и задачи регионального планирования