Цели и задачи антиинфляционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:21, доклад

Описание работы

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РФ, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

Содержание работы

Введение
1.Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики
2 Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции
2.1 Фискальная антиинфляционная политика государства
2.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен
и доходов ..
3 Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России: краткосрочные и долгосрочные меры
3.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в РФ
3.2 Перспективы антиинфляционной политики на 2008 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Фиры.docx

— 56.93 Кб (Скачать файл)

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую  политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов. Очень  важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

]Важно отметить, что основным  способом борьбы с инфляцией  должна быть борьба с ее  основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

· сокращение инфляционного  потенциала

· предсказуемость динамики инфляции.

· снижение темпов инфляции

· стабилизация цен

Стратегическая  цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

1.   Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2.   Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен.Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.[4]

Если инфляция растет в  результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку  правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь  приходится прибегать к таким  методам, как увеличение налоговых  ставок.

Как показывает мировая практика, сократить инфляцию в короткие сроки  помогает программа стабилизации, которая  включает набор взаимосвязанных  мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как  правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства  и международные организации. Основными  задачами стабилизационной программы  являются:

- сокращение правительственных  расходов, в том числе сокращение  субсидий;

- повышение налогов;

- снижение объемов кредитования  коммерческих банков;

- увеличение выпуска казначейских  облигаций и объемов зарубежных  займов;

- повышение социальных  расходов на нужды малообеспеченных  слоев населения;

- фиксация обменного курса  национальной валюты.

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой  требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов  является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она  начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением  государственных расходов вносить  изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты  правительству или коммерческим банкам.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних  организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная  реформа, направленная на преодоление  возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции необходимо разрабатывать  после определения характера  инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.

Практически же действует  не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

 
 
2 Теоретические  подходы к определению механизмов  регулирования инфляции

 

2.1 Фискальная  антиинфляционная политика государства

 
Негативные социальные и экономические  последствия инфляции вынуждают  правительства разных стран проводить  определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой  важный вопрос ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или  адаптироваться к ней. Эта дилемма  в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических  обстоятельств.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции, однако одновременно ограничивается и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей  средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют  выгоду. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования  проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег  в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом  на экономику. Иными словами, эти  экономисты считают, что государство  должно проводить дефляционные мероприятия  для ограничения платежеспособного  спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку  в ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения  и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам  и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать  инфляцию нереальна. Видимо, поэтому  многие государства ставят перед  собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание 1) и 2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.

Либеральные экономисты, которые  считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы  компенсировать разнообразные погрешности  рыночной системы, могут рекомендовать  ограничение совокупных расходов в  период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне  раздут и неэффективен, могут выступать  за сокращение совокупных расходов в  период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться  как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный  сектор.[5]

В некоторой степени необходимые  изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов  вводятся автоматически. Эта так  называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.

Если налоговые поступления  колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически  появляться во время экономических  подъемов, будут содействовать преодолению  возможной инфляции.

Автоматическая  фискальная политика – это тот тип фискальной политики – изменение заказов, касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.

Однако на практике уровень  государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры  налогообложения и затратных  механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический пример – федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся. Если все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

Проблемы фискальной политики: прежде чем происходит сознание факта инфляции проходит некоторый промежуток времени; к тому же правительство реагирует не сразу, и происходит административная задержка; также имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен; политические проблемы; эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке; эффект чистого экспорта. [6]

Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать  чистый экспорт. Результатом этого  является снизившийся внешний спрос  на национальную валюту, обесценение  этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос  увеличивается, отчасти противодействуя  сдерживающей фискальной политике).

Информация о работе Цели и задачи антиинфляционной политики