Цели и задачи антиинфляционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:21, доклад

Описание работы

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РФ, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

Содержание работы

Введение
1.Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики
2 Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции
2.1 Фискальная антиинфляционная политика государства
2.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен
и доходов ..
3 Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России: краткосрочные и долгосрочные меры
3.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в РФ
3.2 Перспективы антиинфляционной политики на 2008 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Фиры.docx

— 56.93 Кб (Скачать файл)

 

2.2  Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов

Второй подход рекомендуется  сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются[7]:

1)   Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

2)   Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

3)   Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

4)   Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

5)   Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Денежную эмиссию Центральный  банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих  в экономике активов. В связи  с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

· Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

· Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.

· Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

Монетарные методы воздействия  на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного  предложения затрагивает по цепочке  производственных связей весь хозяйственный  комплекс. В этих случаях возникновение  несоответствия между денежной и  товарной массами, расширение спроса в  результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной  политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными  методами, воздействующими на экономику  в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост.

Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после  отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при  ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка  и перевод открытой инфляции в  подавленную.

Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда  как в Мексике и Израиле  она оказалась успешной. В Боливии  успех в борьбе с инфляцией  был достигнут чисто монетарными  методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования  «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции.

 

3 Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России: краткосрочные и долгосрочные меры

 

3.1 Этапы формирования  антиинфляционной политики в  РФ

Исторически инфляция в экономике  Российской Федерации возникла еще  в 50-х начале 60-х годов и связана  с резким падением эффективности  общественного производства. Однако она носила скрытый характер и  проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких  на все виды сырья.

Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве  бывших союзных республик годовые  темпы прироста цен составили  от 3 до 5%.

С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями  и тысячами процентов в год.

Условно в Российской Федерации  можно выделить четыре различных периода антиинфляционной политики.

Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции или почти полного  отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.

Переход к рыночному механизму  хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать  всю систему цен. Реформа цен  являлась одной из задач правительственной  программы 1991 г., однако проводилась  реформа не совсем продуманно. Первоначально  ставка делалась на постепенное изменение  производства и цен под контролем  государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные  цены изменились только в апреле. В  среднем цены возросли на 60%. Вслед  за повышением цен был снижен налог  на прибыль предприятий, что позволило  им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли  и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в   1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%.[8]Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

Люди, имеющие в своем  распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще  более активно вкладывать их в  товары, защищая свои сбережения и  от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все  это привело к активизации  цен на черном рынке, так как сфера  государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном  состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население  сокращало свои вклады в учреждениях  Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции  постепенной реформы.

2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских  цен. Снятие контроля за ценами  сопровождалось либерализацией  внешнеторговых операций и обменного  курса рубля. Либерализация цен  вызвала почти пятикратное увеличение  розничных цен за первые три  месяца 1992 г. по сравнению с  декабрем 1991 г., а оптовые цены  уже за первые 2 месяца возросли  почти в три раза. По расчетам  реформатов цены в стране должны  были возрасти не более чем  в 3-4 раза. Фактически же рост  цен за 1992 год вырос в 26 раз.[9]

В 1993 г. цены на потребительские  товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

· ограничение эмиссии  денег Центральным Банком РФ;

· сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных  расходов;

· сдерживание колебания  курса рубля по отношению к  иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но снижение темпа роста  цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку  не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике  и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного  курса оказывала чрезвычайно  сильное воздействие на состояние  денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность  использования с середины 1995 г. в  дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в  форме ограничения темпов изменения  обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы  валютного коридора.

Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость  обменного курса рубля, сыграла  важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации  и Банком России границ возможных  изменений обменного курса рубля  сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год  вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила  эффективно сдерживать инфляцию, помогла  предприятиям и населению обрести  ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в  себя и так называемый безинфляционный  метод покрытия дефицита бюджета. Начиная  с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете  система показала свою несостоятельность.

Главной причиной конечного  провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование  и даже противоречие двух направлений  финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению  производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого  возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада  путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство  переложило свои финансовые трудности  на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева”  экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста  заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических  противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Информация о работе Цели и задачи антиинфляционной политики