Ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Вопросы стратегии и тактики принятия ценовых решений постоянно занимают умы менеджеров западных и отечественных промышленных фирм, ведущих производительную деятельность. Ценообразование представляет собой второй уровень сложности по сравнению с внутренним ценообразованием за счет дополнительных внешних факторов и связанной с ними большей неопределенности при установлении цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5 1ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………............7
1.1 Цена, сущность и функции ценообразования на предприятии………..........7 1.2Система цен и их классификация ценообразования на
предприятии..........................................................................................................10
1.3 Методы ценообразования...............................................................................21
1.4 Стратегии ценообразования предприятия....................................................24
1.5 Ценовая политика предприятия......................................................................28

2ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................38
2.1 Промышленно-производственный персонал предприятия..........................38
2.2 Основные фонды предприятия......................................................................41
2.3 Себестоимость продукции предприятия......................................................45
2.4 Оборотные средства предприятия................................................................56
2.5 Результаты хозяйственной деятельности предприятия...............................58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................62
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины (2).docx

— 325.60 Кб (Скачать файл)

В рыночной экономике цены на товар  постоянно колеблются. Направления  изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные  как для отдельных групп потребительских  товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

Таким образом, цены играют исключительно  важную роль в развитии экономики  страны в целом и для каждого  отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

 

1.2 Система цен и их классификация ценообразования на предприятии.

Система цен характеризует взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Обусловлена зависимостью предприятий, отраслей, производств. Изменение цен и тарифов в энергетике, транспорте, связи немедленно отражается в уровне других цен.

Система цен — это виды цен, их взаимная связь и соотношение.

Взаимосвязь и взаимозависимость  цен обусловлены следующими обстоятельствами:

-         формированием цен на единой методологической основе (на законах стоимости, спроса, предложения и других);

-         взаимосвязью производства и всей хозяйственной деятельности.

Разные этапы и стадии процесса воспроизводства обслуживаются  различными видами цен. Причем даже на одной стадии процесса воспроизводства, например в производстве, могут использоваться и используются разные виды цен.

Основой внутренней взаимосвязи цен  в пределах единой системы цен  является соподчиненность различных  стадий общественного воспроизводства. Поскольку отдельные отрасли  тесно и взаимно связаны между  собой, установление количественных пропорций  между ними диктует определенное соотношение цен, в которых выражается стоимость продукции отдельных  отраслей, и на их основе устанавливаются натуральные и стоимостные показатели.

Если на продукцию одних отраслей будут установлены чрезмерно  высокие цены, а на продукцию других - чрезмерно низкие цены, т.е. если чистый доход будет необоснованно перераспределен  в пользу одних отраслей, то это  может вызвать нарушение пропорциональности между отдельными отраслями материального  производства.

Для продукции различных отраслей и продукции разных видов требования к соотношению цен различны. Цены на продукцию близких и тесно  связанных отраслей, на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары должны иметь одно соотношение; цены на продукцию  менее взаимосвязанных отраслей, а также на независимые товары, имеют другое соотношение. Особо  следует отметить соотношение цен  на взаимозаменяемые и взаимодополняющие  товары. Так, например, цены на различные  виды топлива должны быть связаны  с их калорийностью. Поэтому одна тонна разного топлива (угля, нефти, и пр.) не может иметь одну и  ту же цену. Точно также в определенном соотношении должны быть цены на разные виды строительных материалов, на натуральные и синтетические волокна, на металл и пластические массы и т. д. В определенном соотношении должны быть цены на разные виды продукции, представляющие последовательные стадии производственного процесса, например, на чугун, сталь, прокат, на металл, машины и т. п.

При анализе системы цен необходимо учитывать следующие её особенности.

Во-первых, все элементы системы  цен (отдельные виды цен) тесно взаимоувязаны  и их следует рассматривать в  единстве, изолированное рассмотрение отдельно взятой цены может привести к ошибочным выводам. Например, при  определении цен на издательскую продукцию необходимо учитывать  цены на бумагу, картон, переплетные  материалы, на полиграфическое оборудование, тарифы на перевозку и т.д.

В основе взаимосвязи отдельных  цен лежит объективный процесс  формирования общественно необходимых  затрат труда, в котором затраты  труда на производство каждого конкретного  товара зависят от затрат труда на производство всех других товаров и  от всей совокупности затрат общественного  труда. Взаимосвязь всех цен предопределяется взаимосвязью всех предприятий, производств  и отраслей в хозяйственном механизме.

Во-вторых, все элементы системы  цен находятся в определенной, строго обусловленной соподчиненности, выражающейся в том, что разные виды цен, решая конкретные задачи, настроены  как единое целое на выполнение основной задачи, стоящей перед системой в  целом.

В-третьих, задачи, возложенные на систему цен в целом, распределяются по отдельным видам цен. Отдельные  элементы системы цен решают строго определенные задачи: если на какую - либо цену возложить решение несвойственной ей задачи, это может привести к отрицательным последствиям. Например, если цены на детскую, научную или учебную литературу устанавливать исходя из требований получения высокой прибыли, то это может вызвать сокращение спроса на эти виды литературы.

В-четвертых, система цен обладает определенной устойчивостью (стабильностью), но вместе с тем она динамична. Стабильность системы цен и ее динамичность (т. е. гибкость системы  цен) определяются характером хозяйственного механизма, его стабильностью или  изменчивостью. Система цен, являясь  составной частью хозяйственного механизма, должна соответствовать ему, своевременно реагировать на его изменение. В  случае изменений системы цен  вслед за изменениями, происходящими  в хозяйственном механизме, изменяются конкретные виды цен. Однако следует  иметь ввиду, что отдельные виды цен обладают относительно меньшей устойчивостью, чем система цен в целом.

Взаимосвязь между ценами не исключает  относительно самостоятельного движения отдельных видов цен. Повышение или понижение цены на какой-либо один товар или цен на группу товаров под влиянием каких-либо факторов не должно обязательно сопровождаться соответствующим изменением цен на все другие даже технологически тесно связанные между собой товары. Однако такое самостоятельное, изолированное движение отдельных цен возможно только в так называемых границах относительной самостоятельности изменений цен. Изменение цен, превышающее эти границы, вызывает изменение и других цен.

Границы относительно самостоятельного движения цен определяются силой  соответствующих взаимосвязей между  ценами, зависящей от действия целого ряда факторов. К числу важнейших  из них относятся: комплексность  и сопряженность производства различных  товаров, степень их функциональной однородности или взаимозаменяемости, удельный вес данного производства во всем общественном производстве и  пр.

В-пятых, система цен обладает обратными  связями, т. с. изменение цены на какой-либо отдельный товар может вызвать  изменение цен на другие товары по всей технологической цепочке и привести к общему изменению отдельных видов цен или системы цен в целом.

Так, система цен обладает свойством, по которому сумма всех конечных цен, входящих в систему, должна соответствовать  общественной стоимости. Каждая отдельно взятая цена случайно может совпасть со стоимостью, но как правило, она отклоняется, от нее под воздействием ценообразующих факторов. Это свойство заложено в самой природе цены как денежной формы стоимости.

К конкретной цене нельзя предъявлять  все требования, которые ставятся перед системой цен в целом. Реальные обстоятельства иногда объективно обусловливают, необходимость предъявления таких  требований к отдельным ценам, которые  могут в определенной мере противоречить  требованиям, предъявляемым к системе  цен. Игнорирование указанных свойств  системы цен приводит к искаженному  представлению системы цен и  отдельных ее элементов.

Для стоимостной оценки результатов  сделок и затрат используются различные  виды цен. Отечественный и мировой  опыт показывает, что существует множество  цен, связанных с особенностями  товара. Несмотря на многообразие действующих на рынке цен, они между собой взаимосвязаны. В зависимости от того, какой признак использован для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы. Одна и та же цена может одновременно относиться к нескольким группам.

I. По обслуживаемому обороту:

1.    Оптовые цены - цены, по которым предприятия-производители и оптовые организации реализуют произведенную продукцию другим предприятиям крупными партиями (оптом). Оптовые цены применяются между отраслями внутри оптовой сферы, при передаче продукции из оптовой в розничную сферу. К оптовым ценам относятся:

•    оптовые цены на продукцию промышленности - это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий и организаций промышленности, независимо от форм собственности в порядке оптового оборота;

•    закупочные цены - это цены на сельскохозяйственную продукцию или цены, по которым сельхозпроизводители (сельскохозяйственные предприятия, фермеры, население) реализуют продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки;

•    биржевые цены;

•    цены на услуги - тарифы. Тарифы относят к оптовым ценам при условии, что услуги оказываются в больших количествах, т.е. в сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт).

2.    Розничные цены - цены, по которым розничная торговля продает товары (услуги) индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению; цены, по которым товар реализуется конечному потребителю в ограниченном количестве. Розничные цены являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения. Например: отпускные цены на предприятиях общественного питания; цены на услуги населению в розничной сфере (пассажирские тарифы, тарифы на парикмахерские услуги, на коммунальные услуги населению).

II. В зависимости от государственного  регулирования

1.    Свободные (рыночные) цены - это цены, устанавливаемые производителями (продавцами) товаров (услуг) на основе спроса и предложения на рынке. Свободные цены не подвержены прямому вмешательству со стороны государства и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка. К свободным ценам относятся:

•    цена спроса (верхний предел цены, цена покупателя) - это максимальная цена, по которой потребитель заинтересован приобрести товар, ценную бумагу, валюту;

•    цена предложения (нижний предел цены, цена продавца) -это минимальная, стартовая цена, по которой продавец готов продать товар, ценную бумагу, валюту; цена, определяемая на основе издержек производства с прибавлением небольшой прибыли; рыночная цена, которая указывается в оферте (официальное предложение продавца).

•    фактическая цена реализации.

2.    Регулируемые цены - цены, которые устанавливают органы управления или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие условия. Виды регулируемых цен:

-    гарантированные - единые для всех производителей цены; устанавливаются с целью создания оптимальных условий производства продукции;

-    рекомендованные - цены, которые предполагается устанавливать на тот или иной вид продукции; рекомендации не носят обязательный, директивный характер;

-    предельные (лимитные, пороговые).

Регулирование цены осуществляется на основе экономических и административных методов. Например, путем установления:

•    предельных цен - цены, выше или ниже которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции (соответственно максимальный или минимальный предел уровня цены). Данные пределы также называют «потолок» цены и «пол» цены соответственно.

•    фиксированных цен - цены, устанавливаемые на определенном уровне и их изменение возможно только по решению субъекта рынка, утвердившего их. Фиксированные цены устанавливает государство в лице каких-либо органов власти и управления. В плановой экономике жестко фиксированные цены - основной тип цен. В рыночной экономике круг товаров, на которые устанавливают фиксированные цены, ограничен. Фиксированные цены применяются, например, при заключении государственных контрактов.

III. По степени устойчивости во  времени

Данные разновидности цен применяются  в договорах (контрактах).

Контрактная (договорная) цена - это  цена фактической договоренности между  продавцом и покупателем, величина которой определяется предварительным  соглашением купли-продажи, документально  зафиксированным контрактом между  продавцом и покупателем. Контрактная  цена бывает:

1.    Твердая (постоянная, стабильная, фиксированная, гарантированная) цена - цена, которая устанавливаются в момент подписания договора и не меняется в течение срока поставки по договору. Эта цена используются на весь срок действия договора. Твердая цена применяются в сделках с немедленной поставкой или с поставкой в течение короткого срока. В договорах делается оговорка - «цена твердая, изменению не подлежит».

2.    Подвижная цена - зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику. При установлении подвижной цены в договор вносится «оговорка об увеличении или уменьшении цены». Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной (чаще это 2-5 %), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. Подвижные цены, как правило, устанавливаются на промышленные сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.

3.    Скользящая цена - цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначально договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, произошедших в период исполнения договора. Устанавливается на товар с длительным сроком изготовления, например, на сложное промышленное оборудование, суда, самолеты.

4.    Цена с последующей фиксацией (плавающая, регулируемая, гибкая цена) - цена, фиксируемая в процессе исполнения договора, может утоняться непосредственно перед поставкой каждой партии товара (используется при долгосрочных контрактах). В договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации).

Информация о работе Ценообразование на предприятии