Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа
Актуальность данного исследования определяется его непосредственной связью с такими важными и относительно новыми для нашей страны процессами как формирование рынка недвижимости и определение направлений для проведения эффективной ценовой политики, как на уровне государства, так и на уровне частных лиц, а так же необходимостью исследования взаимосвязей между этими процессами на уровне региональной экономики и экономики всей страны в целом. Текущее состояние рынка недвижимости, история его развития и роль в современной экономике делают целесообразными и необходимыми как изучение внутренних закономерностей вариации цен на рынке недвижимости, так и определение места ценовой политики во всех операциях с недвижимостью.
Введение..........................................................................................2-4
Глава 1. Сущность рынка недвижимости.....................................5-7
Глава 2. Факторы ценообразования на рынке недвижимости....4-5
Классификация факторов......................................................6-7
Факторы ценообразования на рынке недвижимости и их взаимосвязи...................................................................................9-11
Методы оценки стоимости................................................12-13
Глава 3.Обзор рынка новостроек и вторичного жилья Петербурга в июле 2013 года........................................................................14-18
Заключение.
Рынок недвижимости - это система рыночных механизмов, которые обеспечивают создание, передачу, эксплуатацию и финансирование объектов недвижимости. Факторами, воздействующими на развитие рынка недвижимости, являются:
Рынок недвижимости также находится под значительным влиянием: факторов государственного регулирования, общеэкономической ситуации, микроэкономической ситуации, социального положения и природных условий в регионе.
На уровень цен первичного и вторичного рынка влияют переменные:
1.2. Факторы ценообразования на рынке недвижимости и их взаимосвязи
Ниже в таблице на основе многолетних исследований рынка жилья Москвы приведен феноменологический анализ и перечень действующих факторов ценообразования, с указанием их классификации по всем введенным признакам. Далее на схемах показана иерархическая структура факторов и стрелками – их взаимодействие.
Важно отметить, что содержательный,
феноменологический анализ факторов ценообразования,
опирающийся на экспертные знания о
рынке, качественные и количественные
исследования закономерностей рынка,
особенностей, отличающих рынки стран
с транзитивной экономикой от развитых
рыночных экономик, должен предшествовать
любым попыткам формализованного моделирования
рынка. Математические модели, даже успешно
прошедшие фильтры
Факторы |
Феноменологический анализ факторов |
Факторы спроса | |
1. Объем платежеспособного |
Внутренний фактор РН порядка 1. В долгосрочном периоде зависит от факторов 2 и 3. В среднесрочном периоде зависит от факторов 3, 4 и 5 и от уровня цен (обратная связь – спрос эластичен по цене). При росте – ведет к повышению цен, при снижении – к падению. |
2. Потребность в жилье ( |
Внутренний долгосрочный фактор РН порядка 2. В условиях исторического дефицита жилья в РФ (фактор 14) устойчиво играет на повышение цен через фактор 1. |
3. Доходы населения и их |
Внешний фактор порядка 2. Зависит
от факторов 6 и 7. В долгосрочном периоде
при росте доходов ведет к
повышению фактора 1 и через него
- цен, при снижении – к падению.
В среднесрочном периоде |
4. Склонность населения и |
Внутренний фактор РН порядка 2. В долгосрочном периоде в условиях дефицитного рынка устойчиво высока, в среднесрочном периоде зависит от факторов 3 (эластична по темпам роста доходов), 8 и 9 (при укреплении рубля, снижении инфляции растет, при девальвации рубля, повышении инфляции – падает), 12 (при недоверии к застройщикам, низких темпах строительства население уходит с локального рынка). Через фактор 1 ведет к повышению цен при своем росте и падению цен – при снижении. Существует обратная связь с изменением цен: ценовые ожидания инерционны, и при росте цен покупатели торопятся реализовать покупку, повышая объем спроса и стимулируя цены, при снижении – уходят с рынка, ожидая еще большего снижения, тем самым понижая спрос и усиливая темпы снижения цен. |
5. Условия и объем жилищного
кредитования покупателей, в т. |
Внешний фактор порядка 2. Зависит от факторов 6-11 и политики банковского сообщества. При улучшении условий (2003-2006) через фактор 1 стимулирует рост цен, при ухудшении (2008-200) – снижает фактор 1 и перестает стимулировать цены. Имеется обратная связь с фактором 1 и 13: при высоких темпах роста цен уменьшается объем предложения квартир и ипотечных сделок, что тормозит рост цен. |
6. Макрофинансовые факторы (денежная база) |
Внешний фактор порядка 3. Зависит от факторов 7-11 и денежно-кредитной политики ЦБ. При росте способствует увеличению доходов населения и через фактор 1 – росту цен, при снижении – к снижению темпов роста доходов, склонности населения к расходованию средств, и через фактор 1 тормозит рост цен. |
7.Макроэкономические факторы ( |
Внешние факторы порядка 3. В условиях сырьевого характера экономики России зависят в основном от фактора 10. При росте способствует увеличению денежной базы, и через нее – росту факторов 6, 5, 3, 1 и росту цен. |
8. Инфляция и дефляция |
Внешний фактор порядка 3. Зависит от факторов 9-11 и от однопорядкового фактора 6. Влияет на факторы 4, 5 и через них – на фактор 1 и цены. |
9. Макрофинансовые факторы (изменение курсов валют -девальвация и ревальвация) |
Внешний фактор порядка 4. Зависит от факторов 10-11. При укреплении рубля относительно доллара в условиях долларизированной экономики России увеличивается склонность населения к расходованию и рублевых, и долларовых накоплений и приобретению квартир (фактор 4), что через фактор 1 незначительно способствует росту цен. При плавной девальвации склонность к расходованию долларовых накоплений снижается, а рублевых – растет, эффект влияния на цены не определяется. При резкой девальвации возникает эффект недоверия населения к финансовой политике властей, склонность к расходованию всех накоплений снижается, спрос на жилье уменьшается, рост цен не стимулируется. При резкой ревальвации склонность к расходованию всех накоплений растет ("бегство от доллара"), недвижимость воспринимается как средство сбережения накоплений. |
10. Цены на нефть и иные товары экспорта |
Внешний фактор порядка 5. Зависит от мировой конъюнктуры. Через факторы 5-9 определяет платежеспособный спрос и цены на жилье. |
11. Объем вывоза капитала |
Внешний фактор порядка 5. Зависит от мировой конъюнктуры. Через факторы 5-9 определяет платежеспособный спрос и цены на жилье. |
12. Репутация застройщиков и объектов |
Внутренний фактор порядка 5. Зависит от состояния существующего и строящегося жилого фонда (фактор . Влияет на фактор 4. |
Факторы предложения | |
13. Объем предложения жилья |
Внутренний фактор РН порядка 1. В
долгосрочном периоде зависит от
факторов 14 (на вторичном рынке) и 15
(рост объемов строительства |
14. Удельный жилой фонд |
Внутренний фактор РН порядка 2. Зависит от исторической ситуации в городе, регионе, от выбывания ветхого фонда и от объемов строительства (фактор 15). В сложившейся ситуации приводит в долгосрочном периоде к высокому уровню потребности в жилье (фактор 2) и при условии положительных темпов роста доходов населения (фактор 3) ведет к повышению цен (2000-2008). При снижении доходов (2009) нейтрален. В среднесрочном периоде нейтрален. |
15. Объем строительства и ввода
жилья, темпы возведения |
Внутренний фактор РН порядка 2. Зависит от факторов 16-22. Действует через факторы 13 и 14: в перспективе рост объемов строительства должен увеличить жилой фонд и объем предложения и тем самым замедлить темпы роста цен в долгосрочном периоде. В ситуации дефицита жилья и роста рынка (2000-2008) нейтрален. В среднесрочном периоде нейтрален. В ситуации кризиса (2009) снижение объемов ввода не влияет на ценовой тренд, но снижение темпов строительства влияет на фактор 4 и через него – на цены. |
16. Финансирование строительства
жилья собственными средствами
застройщиков и инвесторов, банковскими
кредитами, средствами |
Внутренний фактор РН порядка 3. Зависит
от макроэкономических условий (фактор
7), от инвестиционной стратегии застройщика
(фактор 20), от наличия альтернативных
объектов инвестиций (фактор 21). Банковское
кредитование дополнительно зависит
от факторов 6-11 и политики банковского
сообщества. Финансирование средствами
населения и инвесторов- |
17. Себестоимость и полная (инвестиционная) стоимость строительства |
Внутренний фактор РН порядка 3. Зависит от факторов 18-19. В среднесрочном периоде при высоком уровне цен и доходности проектов (2005-2007) не влияет на цены реализации, при низком уровне цен и доходности (2009) приводит к уходу девелоперов с рынка, снижению объемов строительства и предложения (факторы 15 и 13) и стимулирует рост цен. В долгосрочном периоде при высоком уровне цен и доходности происходит перетекание капитала в ресурсные отрасли, повышение объемов производства ресурсов, и тем самым – несмотря на рост себестоимости – повышение объемов строительства, что может тормозить рост цен на жилье. |
18. Наличие земельных участков под строительство жилья и условия доступа к ним |
Внешний фактор порядка 4. Зависит
от баланса земель в городе, регионе,
стране, от цен на землю, от политики
федеральных, региональных, местных
властей по развитию жилищного строительства
и его инженерному и |
19. Ресурсное обеспечение |
Внутренний фактор порядка 4. Зависит от наличия производственных мощностей (включая технологии, оборудование, персонал) у производителей ресурсов, от цен на ресурсы (при низких ценах в условиях недостаточности инвестиций на развитие образуется дефицит ресурсов). Влияет на фактор 17, 15 и через него – на цены в долгосрочном и иногда в среднесрочном периоде. |
20. Административные и |
Внешний фактор порядка 4. Зависит от политики властей в области градостроительного регулирования, степени забюрократизированности и коррумпированности процесса, от уровня доходности девелопмента. Влияет на фактор 17, 15 и через него – на цены в долгосрочном, среднесрочном и иногда в краткосрочном периоде. |
21. Наличие альтернативных |
Внешний фактор порядка 4. Зависит от региональной и мировой конъюнктуры и выражается в поиске привлекательных объектов инвестиций вне города, региона, страны, вне РН (фондовый рынок). Влияет на объемы строительства и предложения жилья (фактор 15, 14), а также объемы платежеспособного спроса (фактор 1): в ситуации 2006-2007 годов застройщики, инвесторы и покупатели мигрировали из Москвы в Подмосковье, из России – в Болгарию, Черногорию и т.п. |
22. Инвестиционная стратегия |
Внутренний фактор порядка 5. Зависит от экономической, управленческой квалификации застройщиков и ситуации в стране и регионе. В долгосрочном и среднесрочном периоде стратегия экспансии приводит к распылению финансовых ресурсов на значительное количество земельных участков и новых проектов и снижению темпов возведения объектов, далее через фактор 15 и 13 стимулирует рост цен, а через факторы 4 и 1 ведет к снижению спроса и цен, замораживанию строек и разорению застройщиков (2004, 2009). Грамотная инвестиционная стратегия оптимизирует привлеченные инвестиции и реальные расходы и ведет к эволюционному росту объемов строительства с перспективой сдерживания темпов роста цен. |
23. Маркетинговая и ценовая |
Внутренний фактор порядка 5. Зависит от ожидаемого уровня прибыли, в связи с чем рынку предлагается рост цен. В ситуации превышения платежеспособного спроса над предложением ожидания удовлетворяются (2003-2007). При обратной ситуации возможны три стратегии. 1) Продавцы понижают цены (фактором 0), добиваясь роста спроса, цен и продаж. 2) Продавцы понижают объем предложения (фактор 13), добиваясь равновесия с объемом спроса и роста цен. 3) Продавцы не понижают цены, тем самым снижают обороты рынка и ожидают повышения спроса за счет внешних факторов. |
1.3.Оценка стоимости
Оценка стоимости -
длительный и сложный процесс
установления денежного эквивалента стоимости
объекта недвижимости. Она требует высокой
квалификации оценщика, владеющего методами
и инструментарием оценочной деятельности,
знающего состояние рынка недвижимости
и особенно нужного сегмента, детального
значения правовых особенностей сделок
с недвижимостью и др. Оценщик должен иметь
лицензию.
Спрос, предложение и рыночная
стоимость недвижимости зависят от многих
факторов:
1. Экономические (экономическая
ситуация в стране, в регионе, ставки процента,
тарифы на электроэнергию).
2. Физические (земля, почва,
климат, дороги, местоположение.
3. Социальные (тенденции
в отношении численности населения, его
омоложение, уровень преступности.
4. Административные (строительные
нормы и правила, налоговая и финансовая
политика)
При оценке рыночной стоимости следует помнить, что на нее влияет и период, в котором она рассматривается. В краткосрочном периоде на рыночную цену влияет главным образом спрос, так как предложение не успевает приспособиться к изменению спроса. В долгосрочном периоде влияние предложения усиливается, и оно активно воздействует на рыночную стоимость.
Факторы влияния |
Учитываемые факторы |
1-й уровень (страна) | |
Экономические | |
Налоги в
области недвижимости; обеспеченность
населения объектами |
Состояние и перспективы строительства и реконструкции; предложение; спрос; рынок недвижимости |
Социальные | |
Свободное время; структура населения; уровень образования и культуры населения, потребности |
|
Физические | |
Экология; природные ресурсы; географические; сейсмические |
Технологические решения в . области землепользования; геодезические; топографические |
Политические | |
Законодательство об ипотеке; законодательство в области строительства; налоговое законодательство; законы о собственности; законы об операциях с недвижимостью; законы в области экологии |
Зонирование территорий; закон о залоге; закон о кредитной политике; кадастры; лицензирование риэлтерской и оценочной деятельности; политическая стабильность |
2-й уровень (город, район) | |
Местоположение | |
Транспортная доступность; наличие объектов соцкульта; пешеходная доступность |
Размещение
объектов в плане города (района);
наличие и состояние |
Физические характеристики | |
Физические параметры; функциональная пригодность и использование |
Состояние недвижимости; привлекательность, комфорт; качество строительства и эксплуатации |
Условия продаж | |
Залоги и заклады; особые условия сделок |
Мотивы продавцов и покупателей |
Временные факторы | |
Дата оценки |
|
Условия финансирования | |
Сроки кредитования; процентные ставки |
Условия выделения средств |
3-й уровень (здание) | |
Архитектурно-строительные | |
|
|
Финансово-эксплуатационные | |
Доходы |
Эксплуатационные расходы; стоимость строительства |
Изменение стоимости
любой недвижимости зависит от целого
ряда факторов, которые проявляются
на различных стадиях процесса оценки.
Факторы, воздействующие на стоимость
недвижимости, могут быть отнесены
к трем различным иерархическим
уровням.
1-й уровень
Уровень влияния результатов
взаимодействия четырех основных факторов:
социальных, экономических, физических
и политических. На этом уровне анализу
и оценке подлежат факторы, носящие
общий характер не связанные с
конкретным объектом недвижимости и
не зависящие непосредственно от
него, но опосредованно влияющие на
процессы, происходящие с недвижимостью
на рынке, и, следовательно, на оцениваемый
объект.
2-й уровень
Уровень влияния локальных факторов, в основном в масштабе города или городского района. На этом уровне исследуются такие факторы, как местоположение объекта, его физические характеристики, условия продаж, временные факторы, условия финансирования. Эти факторы непосредственно связаны с оцениваемым объектом и анализом аналогичных объектов недвижимости и сделок по ним.
3-й уровень
Уровень влияния факторов,
связанных с объектом недвижимости
и во многом обусловленных его
характеристиками. На этом уровне оцениваются
следующие факторы:
архитектурно-строительные;
финансово-эксплуатационные.
Влияние факторов может происходить одновременно на различных уровнях, а учитываться последовательно, в зависимости от степени детализации оценки и вида оцениваемой стоимости.
Недвижимое имущество находится под влиянием окружающей его среды, и само влияет на эту среду. Поэтому при оценке определяют факторы среды и недвижимости, влияющие на стоимость недвижимости.
Можно выделить четыре
основных фактора, определяющие спрос
на жилье:
предпочтение потребителей;
доходы населения;
цены на жилье;
количество домохозяйств
на рынке жилья.
Эти факторы по-разному влияют на рыночное равновесие. Спрос и предложение на объекты недвижимости зависят от многих факторов:
Социальные факторы
в основном представлены характеристиками
населения. Сюда относится демографический
состав, уровень бракосочетаний и
разводов, среднее число детей, распределение
населения по возрастным группам
и т.д. Все это свидетельствует
о потенциальном спросе на недвижимость
и его структуры.
Экономические факторы также существенно влияют на стоимость недвижимого имущества.
К экономическим факторам,
определяющим спрос, относятся:
занятость населения;
средняя заработная плата;
степень экономического
развития района;
уровень цен;
доступность и условия
кредита под покупку жилья и т.д.
Экономические факторы
(объективные факторы) можно разделить
на два вида:
макроэкономические, связанные с общей конъюнктурой рынка
(налоги, пошлины, динамика курса доллара,
инфляция, безработица, уровень и условия
оплаты труда, потребность в объектах
недвижимости и т.д.);
микроэкономические, характеризующие объективные параметры
конкретных сделок (все условия договора
-предмет, сроки действия, права и обязанности
сторон, расторжения договора и т.д.).
Фактор государственного
регулирования на всех уровнях оказывает
на имущественные стоимости большое влияние.
К сфере государственного регулирования
относятся:
Под экологическими факторами
при оценке недвижимости понимается
совокупность чисто природных и
природно-антропогенных
Резкие изменения
рыночной ситуации могут быть вызваны
закрытием промышленного