Человеческий капитал и его роль в экономике Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Поставленные задачи:
1. Определить сущность категории «человеческий капитал», его структуру и методы оценки;
2. Оценить человеческий капитал и его роль в экономике Республики Беларусь, а также, определить, какую роль играет человеческий капитал в формировании доходов населения Республики Беларусь;
3. Определить основные направления повышения уровня и качества человеческого капитала в экономике Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»….5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………………………………………..……8
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки…………………………………………………........15
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь………………………………………….…...…....20
2.2 Человеческий капитал и его влияние на уровень социально-экономического развития Республики Беларусь……………………...21
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………..………………………………………………………..…….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...32

Файлы: 1 файл

ИТОГ!!!!.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

Кафедра международного менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Титовой Полины Олеговны

студента 2 курса,

специальность «международный менеджмент»

Научный руководитель:

Преподаватель Н.В. Топтало

 

 

 

 

 

 

Минск, 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..3

   ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

1.1   Сущность и содержание категории «человеческий  капитал»….5

1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………………………………………..……8

1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и    показатели оценки…………………………………………………........15

ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь………………………………………….…...…....20

2.2 Человеческий капитал и его влияние на уровень социально-экономического развития Республики Беларусь……………………...21

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………..………………………………………………………..…….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...32

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в мире наблюдается повышенное внимание к проблеме дальнейшего развития и накопления человеческого потенциала. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики человеческого капитала. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы человеческого капитала определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Человеческий капитал и его роль в экономике Республики Беларусь" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования в рамках предложенного региона.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Человеческий капитал " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Предметом исследования является человеческий капитал.

Основная цель курсовой работы – проанализировать потенциал человеческого капитала в Республике Беларусь, оценить созданные в Беларуси условия для его дальнейшего развития и основные направления повышения уровня и качества человеческого капитала в экономике Республики Беларусь.

Тема теории человеческого капитала очень актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в нашу жизнь. Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств. В производстве труд людей постепенно заменяется трудом машин. Но человек всегда есть и будет выше всей техники, так как он является ее непосредственным творцом. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высоко технологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества. Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.

Поставленные задачи:

1. Определить сущность категории «человеческий капитал», его структуру и методы оценки;

2. Оценить человеческий капитал и его роль в экономике Республики Беларусь, а также, определить, какую роль играет человеческий капитал в формировании доходов населения Республики Беларусь;

3. Определить основные направления повышения уровня и качества человеческого капитала в экономике Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА.

    1. Сущность и содержание категории «человеческий  капитал»

Существуют различные определения понятия человеческий капитал. Теория человеческого капитала имеет отнюдь не простую и весьма противоречивую историю. Человеческий  капитал как объективное экономическое явление признавался ещё со времён А.Смита, К.Маркса и многих других представителей классической и постклассической экономической теории. Смит писал, что основной капитал состоит не только из машин и оборудования, но и из полезных способностей членов общества, приобретение которых всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал. К.Маркс отмечает, что с точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем под этим основным капиталом понимается сам человек.

Пионером исследования человеческого капитала по праву является лауреат Нобелевской премии Т. Шульц. В эпоху научно-технической революции объективно требовался пересмотр роли знания и образования в создании национального дохода и экономическом росте. Доказывая, что в экономике США доход от человеческого капитала больше, чем от капитала физического, Т. Шульц призывал развивающиеся страны делать крупные инвестиции в образование, здравоохранение и науку. Развитие этих сфер, по его мнению, важнее для экономического роста, чем строительство новых фабрик и заводов.

А. Смит писал, что совокупный запас общества составляет постоянный капитал, и что одной из частей этого капитала является полезность талантов, приобретённых жителями страны или членами общества. Для приобретения этих талантов требуются всегда немалые расходы на содержание того, кто старается приобрести их во всё время его воспитания, обучения и дальнейшего образования, и все эти расходы составляют постоянный капитал. Если эти дарования составляют часть его личного богатства, то они в тоже время составляют и часть богатства целого общества, к которому он принадлежит.

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Выделяют следующие типы человеческого капитала:

-  интеллектуальный капитал: специфическая  ценность, представленная умственными  способностями определённого уровня, целенаправленное использование которых обеспечивает доходность в форме "плодоносящих" институтов;

-   трудовой;

- социальный капитал: специфическая  ценность, выступающая как система  устойчивых форм социальных связей  и отношений, возникающих и развивающихся в процессе социальных взаимодействий, которые создают социальный статус личности и ее место в системе социальных трансакций[5,с.8-9].

Особенности человеческого капитала:

1.  Качество самовозрастания, т.е. человеческий капитал, рассматриваемый  в единстве с самим человеком, наращивает сам себя, формирует и воспроизводит необходимые созидательные качества и характеристики.

2.     Человеческий капитал - единственный фактор производства, который в процессе использования  одновременно и потребляется, и  развивается. Таким образом, человеческий капитал приобретает мультипликативную, или "двойную" ценность. Эффект мультипликации заключается в том, что в результате производственного процесса с целью создания какого-либо жизненного блага созидательная ценность человеческого капитала "на выходе" превышает его ценность "на входе". Этим и объясняется постоянно растущая эффективность инвестиций именно в человеческий капитал при относительно угасающей результативности инвестиций в природный и вещественный капитал. Люди, работающие в городах, а также имеющие более высокие коэффициенты интеллектуальности и академические показатели успеваемости, склонны больше инвестировать в формальное образование и у них более высокие нормы отдачи[1, с.106-107].

3.    Способность создавать блага без участия природного и вещественного капитала. Такими благами являются, прежде всего, новые знания, необходимые для человеческого развития.

В современной экономической литературе такие категории как "человеческий капитал", "рабочая сила", "труд" часто рассматриваются как факторы производства. Между тем выявленная сущность человеческого капитала позволяет говорить о том, что все эти категории являются разноуровневыми. Рабочая сила представляет собой определённый человеческий ресурс, потенциальную готовность к созидательной деятельности. Человеческий капитал выражает реальную готовность к созидательному использованию определённой комбинации человеческих знаний и способностей. Труд - есть материализация этой реальной готовности в факт деятельности по созданию того или иного блага [5, с. 55-60].

Применение понятия "человеческого капитала" позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику. Беккер в своей работе "Человеческий капитал" вводит понятие "специального человеческого капитала", то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер вводит понятие "символического капитала – знания", который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений.

Образование и навыки, которые мы приобретаем, обеспечивают нас способностью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку и называют человеческим капиталом. Человеческий капитал же является "неликвидным активом" и определяется как приведенная стоимость всех будущих трудовых доходов человека, включая доходы, которые будут выплачиваться пенсионными фондами. Основная задача человека в вопросе личных финансов формулируется следующим образом: "Осуществляя на протяжении жизни регулярные сбережения части трудового дохода, трансформировать человеческий капитал в финансовый, который и станет основным источником регулярного дохода, когда человеческий капитал иссякнет". Замещение человеческого капитала финансовым капиталом необходимо для того, чтобы человек мог обеспеченно жить в тот период жизни, когда он не сможет работать по состоянию здоровья.

 1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала

Рабочая сила является главным движущим фактором процесса производства, а общественное воспроизводство в широком, народнохозяйственном, аспекте есть возобновление производства товаров и воспроизводства самой рабочей силы. Эти моменты неизменно привлекали внимание экономистов-теоретиков.

А.Смит писал, что увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал. Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества. К. Маркс рассматривал производство человека - потребительное производство - как второй вид общественного производства. В этом процессе потребительного производства рабочая сила не только воспроизводится, но и совершенствуется, развивается. Происходит своего рода накопление производительной силы труда, созидательных способностей человека, причем в большей степени именно умственных способностей. Результатом производства физических и умственных способностей к труду является развитая рабочая сила, способная к квалифицированному труду и созданию большей стоимости в течение рабочего времени, чем простая, но так как на ее производство расходуется большее количество общественного труда, то она имеет и большую стоимость воспроизводства. Расширенное общественное воспроизводство может осуществляться только при наличии прибавочного продукта. Это общее положение для всех формаций: избыток продукта труда над издержками поддержания труда и образования и накопление из этого избытка общественного, производственного и резервного фонда - все это было и остается основой всякого общественного, политического и умственного прогресса.

Физическое и интеллектуальное развитие людей, состояние их здоровья, профессиональная подготовка зависят от объема и структуры питания,

рациональности одежды, от объема и структуры потребления бытовых услуг, услуг здравоохранения, просвещения, культуры, профессионального образования. До недавнего времени значительная часть экономистов недооценивала влияние потребления населением материальных благ и услуг на развитие способностей человека к труду.

В условиях научно - технической революции образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и в 50-е годы центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причинами возникновения и развития теории человеческого капитала. Истоки ее просматриваются в работах У. Петти, А. Смита, Д.С. Милля, Ж.Б. Сэя, Н. Сениора, Ф. Листа, И.Г. фон Тюнена, У. Багехота, Е. Энгеля, Г. Сиджвика, Л. Вальраса, И. Фишера и других экономистов прошлых столетий. В 50-90-х годах XX в. эта теория сформировалась и развивалась в трудах Т. Шульца, Г.Беккера, Б. Вейсброда, Дж. Минцера, Л. Хансена, М. Блауга, С. Боулса, Й. Бен-Порэта, Р. Лейарда, Дж. Псахаропулоса, Ф. Уэлча, Б. Чизвика и других. Эта теория развивается в рамках неоклассического направления западной политэкономии и используется в исследовании таких сфер, как образование, здравоохранение, семья и другие сферы внерыночной деятельности.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в экономике Республике Беларусь