Человеческий капитал и его роль в экономике Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Поставленные задачи:
1. Определить сущность категории «человеческий капитал», его структуру и методы оценки;
2. Оценить человеческий капитал и его роль в экономике Республики Беларусь, а также, определить, какую роль играет человеческий капитал в формировании доходов населения Республики Беларусь;
3. Определить основные направления повышения уровня и качества человеческого капитала в экономике Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»….5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………………………………………..……8
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки…………………………………………………........15
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь………………………………………….…...…....20
2.2 Человеческий капитал и его влияние на уровень социально-экономического развития Республики Беларусь……………………...21
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………..………………………………………………………..…….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...32

Файлы: 1 файл

ИТОГ!!!!.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

По способу измерения показатели величины человеческого капитала целесообразно разделить на натуральные и стоимостные показатели. Стоимостные показатели, в свою очередь, можно классифицировать по этапу инвестиционного процесса: показатели объема вложений в человеческий капитал (затратные); показатели объема величины накопленного человеческого капитала; показатели эффективности функционирования человеческого капитала. Кроме того, в некоторых случаях целесообразно применять дополнительные классификации показателей человеческого капитала по

соответствующим признакам. По возможности количественной интерпретации показатели человеческого капитала можно разделить на количественные и качественные показатели. По степени непосредственности характеристики человеческого капитала все показатели можно классифицировать как прямые и косвенные. По способу получения показателей их можно подразделить: на эмпирически наблюдаемые (статистические); расчетные (по предыдущим); оценочные (получаемые на основании экспертных оценок). По способу построения показатели могут быть простыми, агрегированными и синтетическими. По форме выражения показатели, характеризующие человеческий капитал, можно разделить на абсолютные и относительные показатели.

Рентабельность человеческого капитала исчисляется путем отнесения доходов от него к его стоимости. Показатель этот получил название "норма отдачи". Норма отдачи, по мысли экономистов - неоклассиков, выполняет те же функции, которые применительно к физическому капиталу выполняет норма прибыли, а именно - измеряет степень эффективности человеческих инвестиций и реализует их распределение.

Важнейшими формами вложений в человека западные экономисты считают образование, подготовку на производстве, медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем человеческого капитала. Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.

ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    1. Состояние и тенденции развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет вкладываемых инвестиций в человека. К таковым относят активы человеческого капитала (расходы на образование, здравоохранение и науку), выраженные в показателях:

    1. Здоровье и долголетие, которые измеряются показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
    2. Доступ к образованию, который измеряется уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.
    3. Достойный уровень жизни, который измеряется величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности.

Для того, чтобы построить индексы по каждому из показателей, используют установленные минимальные и  максимальные значения:

    1. ожидаемая продолжительность жизни при рождении: 25 лет и 85 лет,
    2. уровень грамотности взрослого населения и совокупный валовый коэффициент охвата образованием: 0% и 100%,
    3. величина ВВП на душу населения (ППС в долл. США): 100 и 40000 долл. США.

Отдельные показатели индекса ИЧР могут быть рассчитаны по представленной ниже формуле:

 

 Индекс = (Фактическое значение (х) - Минимальное значение (х)) /  /(Максимальное значение (х) - Минимальное значение (х)).

 

Эти измерения, используемые для оценки развития человеческого капитала, отображаются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых образует совокупный показатель индекс человеческого развития в диапазоне от 0 до 1. Чем ближе данный показатель к единице, тем выше развитие человеческого капитала в стране.

Агрегируемые в «индекс человеческого развития» (ИЧР), или его еще называют «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), показатели используются ООН и Всемирным банком для сопоставления уровня развития разных стран и разделения их на четыре категории: «очень высокий» - позиции с 1-й по 47-ю, «высокий» - с 48-й по 94-ю, «средний» – с 95-й по 141-ю и «низкий» – последние 45 позиций.

Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) опубликован «Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире», в докладе представлены данные, рассчитанные по итогам 2011-2012 гг., согласно которому Республика Беларусь по индексу человеческого развития поднялась с 65-го на 50-е место из 187 стран, то есть произошло повышение на 15 позиций.

ПРООН использует HDI в ежегодных отчетах о человеческом развитии. Разработчиком HDI являются пакистанский экономист Махбуб-уль-Хак и индийский лауреат Нобелевской премии Амартия Сен [3, c.94]. Показатель HDI измеряет достижения страны в трех областях: долгая и здоровая жизнь людей (индекс ожидаемой продолжительности жизни), доступ к знаниям (индексы среднего и ожидаемого числа лет обучения) и достойный уровень жизни (валовый национальный доход на душу населения). Республика Беларусь, согласно рейтингу, является страной с высоким уровнем развития человеческого капитала. Наша страна опережает не только остальных членов Таможенного союза, но и имеет результирующий показатель выше среднего в регионе «Европа - Центральная Азия». Индекс дохода республики можно назвать умеренным: по расчетам специалистов ПРООН, на душу населения в нашей стране приходится порядка 13.000 долларов. Эти цифры, хотя и позволяют обосноваться нам в верхней половине списка, говорят все же и об относительно малом подушевом доходе. Индекс образования вносит наибольший вклад в столь высокое положение республики в рейтинге HDI. Ожидаемое число лет обучения –14,6 (43 место), а среднее число лет обучения – 9,3 (64 место). Число высших учебных заведений в Беларуси за последние 10 лет остается практически на одном уровне (около 55 учреждений), хотя число учащихся в них непрестанно растет как в абсолютном показателе, так и относительно общего населения в стране.

Благодаря ежегодным докладам ПРООН о развитии человека правительство Республики Беларусь имеет возможность не только оценивать собственное положение в рейтинге HDI по отношению к другим странам, но и принимать меры по улучшению качества жизни населения в тех или иных областях социально-экономической сферы.

Следует отметить, что Беларусь выполнила задачу по вхождению в число 50 стран с наибольшим индексом человеческого развития, которая была поставлена программой деятельности правительства на 2011-2015 годы. Заняв 50-е место, она практически возглавила группу государств с высоким уровнем человеческого развития, причем, от группы стран с очень высоким уровнем ее отделяет всего  3 позиции. Путь к высокому уровню человеческого развития положен и продолжается.  Не стоит забывать, что для обеспечения устойчивого человеческого развития необходимо эффективно реагировать не только на изменения в стране, но и в мире в целом[6].

2.2 Человеческий капитал и его влияние на уровень социально-экономического развития Республики Беларусь.

Уровень экономического развития стран в современном мире определяется накоплением и развитием человеческого капитала, что отражает новое качество экономического роста.

 Основным формам инвестиций  в человека (расходам на здравоохранение, науку и образование) соответствуют  активы человеческого капитала, выраженные в показателях средней  продолжительности жизни населения, уровня его образования и реального душевого валового внутреннего продукта (ВВП). Агрегируемые в "Индекс развития человеческого потенциала" (ИРЧП) эти показатели используются Организацией объединенных наций и Всемирным банком для сопоставления уровня развития разных стран и разделения их на три категории: с высоким, средним и низким уровнем ИРЧП. Создание подобного индекса - одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы "развитие служило людям, а не люди - развитию"[7].

Рассмотрим динамику изменения индекса человеческого развития Республики Беларусь за несколько лет (на основе отчетов о развитии человеческого потенциала).

Из приведенных диаграмм («Диаграмма А1», «Диаграмма Б1»), в приложениях А и Б данной работы, видно, что основные показатели ИЧР Республики Беларусь растут, при этом наблюдается увеличение и самого значения индекса с 0, 732 до 0, 793.  Валовый национальный доход на душу населения варьирует.

Увеличение значения индекса человеческого развития 2013 по сравнению с 2011-2012 гг, было вызвано ростом значений трех из четырех компонентов ИЧР: ожидаемой продолжительности жизни при рождении (с 70,3 лет до 70,6 лет), средней продолжительности обучения (с 9,3 лет до 11,5 лет), ожидаемой продолжительности обучения (с 14,6 лет до 14,7 лет). Что касается четвертого компонента ИЧР, то в рейтинге стран по ВНД на душу населения Беларусь занимает 61 место.

Это говорит о том, что в нашей стране проводятся эффективные программы, которые способствуют улучшению качества жизни населения, повышению его благосостояния. Однако, Беларуси следует наметить стратегический план на дальнейшее устойчивое человеческое развитие, с учетом мирового опыта, в котором будет разработан комплекс мер, направленных на устранение  отрицательных факторов, влияющих непосредственно на развитие человеческого капитала, например, повышение качества здравоохранения, разработка методов борьбы с неравенством и нищетой, защиты окружающей среды, содействия углублению интеграции и многое другое.

Для сравнения также рассмотрим индексы других стран, которые представлены в «Таблице В1».

Все страны, входящие в данный рейтинг, демонстрируют стабильный рост достижений в области человеческого развития. Из таблицы видно, что возглавляет данный рейтинг Норвегия (значение ИЧР - 0,955), которая занимала первое место с 2001 по 2006 год, затем уступила его Исландии, но в 2008 году вернулась на вершину списка.  В первую десятку стран с очень высоким уровнем человеческого развития также входят Австралия (0,938), США (0,937), Нидерланды (0,921), Германия (0,920), Ирландия (0,916), Швеция (0,916), Швейцария (0,913), Япония (0,912). В нижней части рейтинга находятся Конго (0,304), Нигер (0,304), наиболее бедные страны мира, имеющие трудное социально-экономическое положение, они и замыкают группу стран с низким уровнем ИЧР.

Среди стран СНГ и стран соседей близкое место к Беларуси занимают: Польша (39-е место), Литва (41-е), Российская Федерация (55-е), Казахстан (69-е), Украина (78-е). Следует также отметить, что Беларусь по данному индексу продолжает лидировать среди стран СНГ.

Можно говорить о том, что индекс развития человека действительно отражает современное состояние белорусской экономики и общества. Нашей стране не стоит останавливаться на достигнутом результате, у нас есть потенциал, чтобы в дальнейшем еще улучшить свою позицию в этом рейтинге ООН. Для достижения поставленной цели, Беларуси необходимо еще больше увеличивать эффективность использования человеческого капитала, изменять в государственных масштабах стратегию и тактику инновационного развития, то есть необходимо совершенствовать механизмы развертывания новых технологических укладов производства. Что касается сферы науки, то необходимо увеличить ее финансирование, а также оптимизировать отраслевую структуру для концентрации усилий на прорывных направлениях новых технологических решений. А вот в  сфере образования необходимо перестроить внутреннюю структуру этой сферы – увеличить долю высшего и поствысшего образования. В сфере здравоохранения - это быстрая реализация всех государственных программ, которые направлены на улучшение уровня и качества жизни, обеспечение населения лекарственными препаратами  и медицинскими услугами.

Выполнение данных мероприятий, позволит стране создать соответствующие мировым стандартам системы научной деятельности, а также системы здравоохранения и образования, как основных предпосылок формирования и рационального использования человеческого капитала в Республике Беларусь, что повлечет в свою очередь увеличение в рейтинге по индексу человеческого развития.

Естественно, что многие проблемы накопления и эффективного использования человеческого капитала как стратегического ресурса новой экономики носят дискуссионный характер. Однако не вызывает сомнения то, что привлечение внимания научной общественности, практиков хозяйствования политического руководства страны к этим проблемам будет способствовать продвижению Республики Беларусь по пути становления новой экономики.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Сравнение Республики Беларусь со странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала демонстрирует основные различия в показателях здравоохранения. Прежде всего, наблюдается разница почти в 10 лет в ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Она определяется даже не количеством врачей на 100 тыс. человек (в Канаде и Японии это количество в 2,5 раза меньше), а здоровым образом жизни и устойчивым доступом практически всего населения к основным лекарственным препаратам (в Беларуси они доступны примерно половине населения). Эта разница определяется также уровнем младенческой смертности, превышающей смертность в высокоразвитых странах в 4 раза; уровнем детской смертности, превышающей смертность в этих странах в 3-6 раз. Наконец, эта разница определяется важнейшими стоимостными показателями - ВВП на душу населения (в 3 раза меньше, чем в высокоразвитых странах) и расходами на здравоохранение (в 5 раз меньше).

Основной целью  политики развития человеческого капитала является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Направлениями реализации будут являться:

    1. повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;
    2. постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;
    3. укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;
    4. повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;
    5. улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в экономике Республике Беларусь