Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:53, курсовая работа
Необходимо заниматься формированием и развитием у человека как способности к труду, так и способности к потреблению. При характеристике роли человека в системе современной экономики используется целый ряд понятий: экономический человек, рабочая сила, личный фактор производства, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал, предприниматель.
Введение ……………………………………………………………………4
Часть 1. Теоретический вопрос……………………………………………5
1.1. Человеческий капитал как социально – экономическое понятие………..5
1.2. Структура человеческого капитала..............................................................8 1.3 Методы измерения человеческого капитала……………………………….13
Часть 2. Решение задач…………………………………………………..18
2.1. Задача 1………………………………………………………………………18
2.2. Задача 2………………………………………………………………………19
2.3. Задача 3………………………………………………………………………20
2.4. Задача 4………………………………………………………………………21
2.5. Задача 5………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы………………………………………..25
Содержание
Введение ………………………………………………………
Часть 1. Теоретический вопрос…………………………
1.2. Структура человеческого
капитала......................
Часть 2. Решение задач……………………………………………
2.1. Задача 1………………………………………………………………………18
2.2. Задача 2………………………………………………………………………19
2.3. Задача 3………………………………………………………………………20
2.4. Задача 4………………………………………………………………………21
2.5. Задача 5………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..25
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра: «Менеджмент на транспорте»
Задание на выполнение курсового проекта
по дисциплине «Экономика и социология труда».
Студент: Толмачева Д. А. Группа БА-311. Вариант № 21.
Тема: «Человеческий капитал как социально – экономическое и прикладное понятие. Структура человеческого капитала и методы измерения»
Исходные данные, общие для всех вариантов:
Все варианты курсового проекта включают один теоретический вопрос и пять задач
Исходные данные, определяемые (выбираемые) по номеру варианта:
Содержание, объем, трудоемкость и график выполнения
Название документа и раздела |
Ориентировочно |
График выполнения (недели) | |
Колич.страниц, записки, листов чертежей |
Трудоемкость выполнения в часах | ||
Расчетно-пояснительная записка: |
18 – 22 |
||
|
10-12 |
15 |
2-14 |
|
8-10 |
39 |
2-14 |
Задача 1 |
10 |
||
Задача 2 |
8 |
||
Задача 3 |
8 |
||
Задача 4 |
5 |
||
Задача 5 |
8 |
||
Общая трудоемкость |
54 |
Сроки сдачи на
проверку: 13-14 недели. Сроки защиты:
15-16 недели
Введение
В современной рыночной экономике
человек выполняет
Человеческая личность обладает совокупностью атрибутивных качеств и свойств, которые представляют собой производительные силы человека. В структуре последних необходимо различать две стороны: рабочую силу или способность к труду и потребительную силу или способность к потреблению. Труд есть функция рабочей силы, потребление — функция потребительной силы.
Необходимо заниматься формированием и развитием у человека как способности к труду, так и способности к потреблению. При характеристике роли человека в системе современной экономики используется целый ряд понятий: экономический человек, рабочая сила, личный фактор производства, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал, предприниматель.
Каждый человек представляет собой некую совокупность потребностей и способностей. Он является уникальным существом на планете, способным мыслить и реализовывать эти мысли в нужном ему направлении, формируя и используя, таким образом, свой индивидуальный человеческий капитал, который органично вливается в капитал фирмы и в совокупности образует значимую часть национального богатства каждой страны - национальный человеческий капитал.
Социально-экономическая роль человека получила активное развитие в теории человеческого капитала, поэтому ее изучение очень актуально в настоящее время
Часть 1. Теоретический вопрос
Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития социально - экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего экономики образования и труда.
Российская научная школа обосновала подход к человеческому капиталу как всеобщей форме обеспечения жизни на планете, а его накопление рассматривает как цель общественного развития, инвестирование в человеческий капитал - как фактор неуклонного экономического роста, образование - как наполнение содержанием человеческого капитала в период его воспроизводства.
Современное развитие материального производства, экономический рост, эффективность и качество товаров и услуг все в большей степени предопределяет человек, его «человеческий капитал».
В условиях господства информационных
технологий изменение уровня оплаты
труда оказалось уже
Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал – это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек.
Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей;
Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства;
В-третьих, целесообразное
использование данного запаса
в виде высокопроизводительной
деятельности закономерно
И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем обеспечивают его эффективную мобильность всех факторов, создаются условия для экономического роста и социальной стабильности в экономике..
Критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается:
1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.
3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала.
Ценность понятия «
- человек рассматривается в
единстве экономического, социального
и
индивидуального;
1.2. Структура человеческого капитала
К важнейшим активам человеческого капитала относятся все элементы, соответствующие основным формам инвестиций в человека: здоровье, рождение и воспитание детей, общее и специальное образование, миграция, поиск экономически значимой информации, духовная стабильность и интеллектуальная мобильность человека и др.
Для каждого конкретного человека в современном мире для формирования своей будущей профессии и адекватной оценки экономической среды важно знание видов человеческого капитала их качественного содержания. Аналогично тому, как выделяют множество определений человеческого капитала, в различных источниках встречаются совершенно разнообразные варианты его структуры.
Итак, человеческий капитал подразделяется на:
Капитал здоровья является важнейшим активом человеческого капитала, выступающим в качестве основы и неотъемлемого базового условия обеспечения возможности его функционирования. В его состав включают наследственную компоненту и благоприобретенную. Экономическая модель данного понятия основана на следующих положениях.
Во-первых, здоровье человека (физическое, психическое и социальное) является основополагающей предпосылкой наличия у него способности к труду, осуществления любой профессиональной деятельности.
Во-вторых, чем лучше качественные характеристики состояния здоровья человека, тем более продолжительным является период его активной трудовой деятельности и возможности реализации всей совокупности его производительных способностей, более эффективным использование других активов человеческого капитала, выше отдача, как для самого человека, так и для общества в целом.
В-третьих, инвестиции в здоровье, с одной стороны, определяют саму возможность существования и функционирования человеческого капитала, с другой стороны, препятствуют его физическому износу и тем самым продлевают срок его службы.
В-четвертых, здоровье человека формируется под воздействием сложной системы факторов, в которую помимо целенаправленных вложений в здравоохранение и охрану окружающей среды входят генетические особенности, образ жизни, качество питания, условия труда и быта и др. Особенностью капитала здоровья является все более ускоряющийся его износ по мере достижения определенного возраста. С учетом того что затраты на охрану и укрепление здоровья не накапливаются, т.е. являются частью текущих, а не капитальных затрат, они направлены на текущее воспроизводство человеческого капитала определенного качества и способствуют поддержанию нормальной жизнедеятельности его носителя — человека.
Информация о работе Человеческий капитал как социально – экономическое понятие