Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:10, статья
Характеризуя человеческий капитал Швеции, необходимо отметить, что эта страна традиционно относится к группе государств с очень высоким Индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП). Согласно Докладу о человеческом развитии 2011 Швеция занимает 10е место рейтинга, опустившись на одну позицию по сравнению с предыдущим годом.
Последние три – четыре десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. “Человеческий фактор” стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.
Как уже говорилось выше, человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователей заключались в оценке экономической отдачи от образования.
Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат “упущенные заработки”, т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.
Теория
человеческого капитала изучает
процесс качественного
1) выделение «капитальных»,
инвестиционных аспектов в
2) переход от текущих
показателей к показателям,
3) признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.
Классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.
Важный вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многом объясняются тем, что они относительно меньше инвестируют в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше – в навыки, имеющие ценность в домашнем производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства государства. Аналогию между человеческим и "обычным" капиталом нельзя считать полной. В современном обществе человек – в отличие от станка или пакета акций – не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют.
Продолжение исследований
по проблемам человеческого
Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего – в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно "обычным" предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.). В зависимости от того, что экономически более целесообразно, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании.
Расчеты показывают, что рентабельность человеческого капитала, как правило, выше, чем физического. Это свидетельствует в пользу предположения о рациональности поведения учащихся и их родителей. В США оценки норм отдачи начального образования достигали 50-100%, среднего - 15-20%, высшего - 10-15%.
В 70-е годы теория человеческого капитала подверглась атакам со стороны так называемой теории фильтра (среди ее авторов известные экономисты и социологи - А.Берг, М.Спенс, Дж.Стиглиц , П.Уилс, К.Эрроу). Согласно этой теории, образование представляет собой механизм, сортирующий людей по уровню их способностей. Информация об этом достается фирмам даром, помогая отбирать наиболее перспективных кандидатов на рабочие места. Более высокая производительность, оказывается, связана не с полученным работниками образованием, а с их личными способностями, которые существуют до и помимо него и которые оно просто делает явными. Теория фильтра не ставит под сомнение выгодность обладания дипломом для отдельного человека. Но для общества в целом содержание такого дорогостоящего сигнального устройства как система образования заведомо неэффективно, поскольку известны намного более простые и дешевые методы проверки деловых качеств.
Центральная идея этой теории - выдвижение на первый план не производительной, а селективной (информационной) функции образования.
Аргументы теории фильтра, как показали ее критики, недостаточно убедительны. Вместе с тем теория фильтра заставила с большей осторожностью относиться к выводам и рекомендациям, выработанным теорией человеческого капитала. Большинство исследователей согласны с тем, что их нужно рассматривать не столько как противоположные, сколько как взаимодополняющие подходы.
Еще одна область, где вклад теории человеческого капитала оказался особенно весом – это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения – неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.
Структура распределения человеческого капитала, а, значит, и заработков, будет тем более неравномерна, чем сильнее разброс в индивидуальных кривых. Особенно глубокое неравенство возникает в случае корреляции кривых спроса и предложения, когда выходцы из богатых семей оказываются к тому же наделены и более высокими способностями.
Предложенная Г.Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (фактически – от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т. п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование.
Человеческий капитал. Швеция.
На данном этапе развития истории Швеция является одним из примеров социально-экономического государства, политика которого направлена на сохранение стабильной экономической ситуации, улучшения социального обеспечения и уровня жизни населения.
Как в рамках рыночной экономики на примере Швеции удалось обеспечить в некоторой степени равное распределение общественных доходов?
Причина - разделение собственности на три вида:
Прибавим к этому особенную систему взаимодействия государственного и частного сектора, а именно: государство не занимается регулированием экономических процессов (кроме правового) и не поддерживает неэффективные производства, но проводит предельно жесткую политику выравнивания доходов (верхний потолок подоходного налога - 56,7%), и стремиться обеспечить населению полную занятость.
Стоит отметить, что эти две цели успешно выполняются и являются основой так называемой "шведской экономической модели". Реализацию этих задач обеспечивает сила шведского рабочего движения, представленная организацией производственных кооперативов. Тесное сотрудничество этой организации с партией социал-демократов (являлись правящей партией в 1932-1974 и с 1986 до сегодняшнего дня) обеспечивает реформистское движение в Швеции, которое заключается в том, что кооперативы действуют как самостоятельная политическая сила.
Успехи в социальной сфере позволили Швеции к 1970-1980 гг. создать и развить наукоемкие и энергоемкие производства. Они обеспечивали 81% национального богатства этой страны в 2005 году. Использование достижений науки позволило восстановить проблемные после кризиса 1974 г. отрасли производства, такие как черная металлургия, горнорудная и добывающая промышленность.
Подводя итог, можно сделать вывод о том что:
Причина этого – существование "третьей силы" – кооперативов, которые занимают промежуточную позицию между государством и частной собственностью, и выполняют функции общественного контроля за деятельностью как государственных, так и частных предприятий.
Если проанализировать разницу в доходах сообразно с разницей в уровнях образования, можно прийти к выводу о том, что Швеция является страной с низким уровнем отдачи от образования. С другой стороны прямые финансовые затраты на образование очень низкие. В Швеции довольно легко получить существенные кредиты на финансирование высшего образования, а также практически любой вид обучения является бесплатным. Отдача от опыта работы и человеческого капитала, определяемых как трудовой стаж, также в Швеции довольно мала.
Необходимо принимать во внимание тот факт, что Швеция характеризуется небольшими различиями в заработной плате также и по другим критериям, таким как разница в заработной плате между мужчинами и женщинами, а также межотраслевые различия в доходах. Некоторые исследования показывают, что в 70е годы различия в заработках по всем направлениям в Швеции были сокращены. Другими словами, различия в доходах в зависимости от образования, опыта работы, престижности компании, половой и отраслевой принадлежности были сокращены на 50 % в 1970е годы. Эти изменения стали результатом уравнительной политики заработных плат, практикуемой в конце 60х годов. В дальнейшем, начиная с середины 80х годов, различия в доходах стали усиливаться.
Важным вопросом является то, в какой степени эти изменения можно соотнести с изменениями спроса и предложения на образование. По одной из причин снижение доходов от высшего образования может объясняться возросшим предложением индивидов с высшим образованием. В период с 1968 по 1974 гг. особенно ярко наблюдалось уменьшение отдачи от высшего образования. После 1974 года ситуация улучшилась совсем незначительно. Однако, соответствующих изменений в относительном предложении рабочей силы с высшим образованием не последовало. Увеличение предложения на рынке труда индивидов с высшим образованием является постоянным фактором, отражающим общую тенденцию к усилению уровня образования во всех индустриально развитых странах. Однако в эти периоды выросло не только предложение рабочей силы с высшим образованием. Спрос квалифицированный труд также быстро возрастал. Другим важным изменением на шведском рынке труда стало увеличение предложения женской рабочей силы, вызванное развитием государственного сектора ухода за детьми.