Циклический дефицит государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет (от английского budget - сумка) - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета 7
1.1 Определение бюджетного дефицита 7
1.2 Компоненты бюджетного дефицита 8
1.3 Финансирование бюджетного дефицита 11
2. Циклический бюджетный дефицит 17
2.1 Причины возникновения 17
2.2 Автоматические стабилизаторы 19
2.3 Влияние дефицита на экономику страны 22
3. Анализ показателей, характеризующих финансовое положение Российской Федерации на современном этапе развития 25
3.1 Бюджетное устройство РФ 25
3.2 Развитие бюджетного дефицита в России 26
3.3 Способы сокращения бюджетного дефицита в России и пути его финансирования 30
Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Циклический дефицит государственного бюджета.docx

— 85.53 Кб (Скачать файл)

Рост дефицита бюджета может быть связан и с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей государства ростом расходов и их неэффективностью (в частности, с высокими расходами на оборону и оборонное производство, на содержание управленческого персонала и др.).

Слабость национальной валюты, ее недостаточность для экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению денежных суррогатов (вексель), неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет и, как следствие, к его дефициту.

Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут привести к росту дефицита бюджета вследствие сокращения хозяйственной деятельности и деловой активности.

 

2.2 Автоматические стабилизаторы

 

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклический колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискретной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса. [11 с. 122] Он вызван автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне циклического спада (подъема) деловой активности (рисунок 1).

В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается (Y2 > Y0), и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный излишек, и инфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического спада совокупный доход снижается (Y1 < Y0), и поэтому налоги автоматически падают, трансферты растут. В итоге увеличивается циклический бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что относительно ограничивает глубину спада.

Величины циклических дефицитов (излишков) определяются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции T определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G - величиной, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия T. В положении T1 величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении T2, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.

При прочих равных условиях величины циклических бюджетных дефицитов и излишков, а также степень встроенной стабильности экономики оказываются тем выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чем выше соотношение между изменением суммы государственных трансфертов и изменением величины национального дохода. [5, с. 197-198]

При проведении бюджетно-налоговой политики необходимо учитывать, что увеличение степени встроенной стабильности экономики приходит в противоречие с такой долгосрочной целью экономической политики – укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращение величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а, следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска.

Поэтому на практике применение встроенных стабилизаторов, как правило, сочетается с мерами дискреционной фискальной политики такими как налоги и расходы правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивают как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.[11, с. 125]

 

2.3 Влияние дефицита на экономику страны

 

В современной экономической науке существуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета оказывает существенное влияние на развитие экономической системы, а именно - рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. тот, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т. д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

В-шестых, можно отметить и чисто психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется «традиционной» и является, господствующей.

Но есть и другая точка зрения - точка зрения «рикардианской школы», в соответствии с которой, бюджетный дефицит и государственный долг могут и не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т. д.

«Нейтральность» бюджетного дефицита и государственного долга является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может и не повлиять на рост расходов потребителей.

Это утверждение вытекает из теории поведения потребителей, в соответствии с которой, потребители при выборе линии поведения учитывает не только текущий интерес, но и интерес будущего, т. е. будущий доход.

Снижение налогов при неизменных государственных расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени.

Ожидания налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняшнее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем «привычного» уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумаги, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента. Или иначе - рост частных сбережений будет равен по величине снижению государственных сбережений, которое явилось следствием уменьшения налоговых поступлений. Объем сбережений в рамках национальной экономики останется в целом неизменным, изменится лишь их структура (доля частных и государственных сбережений в общем объеме национальных сбережений). Поэтому в данном контексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционной точкой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финансирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно их финансированию за счет налогов.[12]

 

 

3. Анализ показателей, характеризующих финансовое положение  Российской Федерации на современном  этапе развития.

 

3.1 Бюджетное устройство РФ

 

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов всех уровней власти и управления, что определено Бюджетным кодексом, принятом в 1998 году.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1 уровень - федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

2 уровень - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3 уровень - местные бюджеты.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. В соответствии с Бюджетным кодексом консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы в соответствии с принципами ее построения.

Оно определяется типом государственного устройства, которое бывает двух видов: федеративное и унитарное. [1, c. 70]

Бюджетный год - это период в 12 месяцев, в течении которого осуществляется исполнение бюджета. В разных государствах бюджетный год начинается по-разному: в РФ, Франции и Германии - с 1 января; в Англии и Японии - с 1 апреля; в США - с 1 октября.

В каждой стране состав бюджета, структура его доходов и расходов сложились исторически и имеют свои специфические особенности.

Практически во всех странах мира, в т.ч. и в РФ бюджет делится на текущий, из которого осуществляется финансирование текущих затрат и бюджет развития - финансирование капитальных вложений. [7]

 

3.2 Развитие бюджетного дефицита в России

 

Согласно закону «О федеральном бюджете на 2013—2015 гг.» доходы федерального бюджета в 2013 г. составили 13 трлн. 019,9 млрд. руб., расходы — 13 трлн. 342,9 млрд. руб., в 2014 г. доходы бюджета определены в размере 14 трлн. 063,4 млрд. руб., расходы — 14 трлн. 207 млрд. руб., в 2015 г. доходы — 15 трлн. 615,5 млрд. руб. и расходы — 15 трлн. 626,3 млрд. руб. соответственно. Таким образом, по итогам 2013г. дефицит бюджета сложился в размере 342,0 млрд. руб. (0,6 % от ВВП), в 2014 г. — 143,6 млрд. руб. (0,2 % от ВВП), в 2015 г. — 10,8 млрд. руб. (0,01 % от ВВП).[13]

Предполагается, что ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в 2014 г. составит 8,7 % ВВП, в 2015 г. — 8,5 % ВПП [14].

По данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. составили 2368,1 млрд руб. или 22,5% ВВП, что на 1,6 п.п. ВВП выше по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. Нефтегазовые доходы за два первых месяца 2014 г. выросли на 1,4 п.п. ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основным фактором увеличения поступлений в федеральный бюджет является снижение курса российского рубля относительно доллара США и европейской валюты. Сокращение расходов федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. на 1,4 п.п. ВВП относительно двух месяцев предыдущего года до 22,2% ВВП (2337,6 млрд руб.) позволило достичь профицита федерального бюджета за январь-февраль текущего года в размере 0,3% ВВП или 30,5 млрд руб.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. по данным Минфина России, доходы федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. составили 22,5% ВВП (2368,1 млрд руб.), т.е. относительно соответствующего периода 2013 г. они выросли на 1,6 п.п. ВВП, в том числе нефтегазовые доходы – на 1,4 п.п. ВВП (см. таблицу 1). Расходы бюджета за два месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократились на 1,4 п.п. ВВП до 22,2% ВВП и составили 2337,6 млрд руб. По итогам 2-х месяцев 2014 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в 0,3% ВВП, тогда как годом ранее отмечался дефицит бюджета в размере 2,7% ВВП. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета сократился на 1,6 п.п. ВВП и составил 11,4% ВВП. Основной прирост доходов федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. в долях ВВП относительно аналогичного периода предыдущего года отмечается по внутреннему НДС – на 0,4 п.п. ВВП, внутренним и внешним акцизам – на 0,1 и 0,01 п.п. ВВП соответственно, по НДПИ – на 0,1 п.п. ВВП, и по поступлениям от внешнеэкономической деятельности – на 0,4 п.п. ВВП. Сокращение поступлений за 2 месяца текущего года относительно января-февраля 2013 г. произошло только по импортному НДС – на 0,2 п.п. ВВП. Поступления по налогу на прибыль по итогам января –февраля 2014 г. остались на уровне соответствующего периода предыдущего года – 0,3% ВВП. (см. таблицу 2) По итогам 2 месяцев текущего года выросли расходы в процентах ВВП относительно аналогичного периода предыдущего года по следующим разделам: «Национальная оборона» – на 1,7 п.п. ВВП, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – на 0,3 п.п. ВВП, «Национальная экономика» – на 0,3 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 0,26 п.п. ВВП (см. таблицу 3). В то же время по шести разделам федерального бюджета расходы в январе-феврале 2014 г. сократились по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.: «Общегосударственные вопросы» – на 0,5 п.п. ВВП, «Охрана окружающей среды» – на 0,02 п.п. ВВП, «Образование» – на 0,1 п.п. ВВП, «Здравоохранение» – на 0,1 п.п. ВВП; «Социальная политика» – на 3,1 п.п. ВВП, «Физическая культура и спорт» – на 0,01 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. в долях ВВП остались на уровне января-февраля 2013 г. По состоянию на 1 марта 2014 г. объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 3148,1 и 3145,3 млрд руб. соответственно.[15]

Информация о работе Циклический дефицит государственного бюджета