Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 10:38, курсовая работа
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет (от английского budget - сумка) - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Введение 5
1. Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета 7
1.1 Определение бюджетного дефицита 7
1.2 Компоненты бюджетного дефицита 8
1.3 Финансирование бюджетного дефицита 11
2. Циклический бюджетный дефицит 17
2.1 Причины возникновения 17
2.2 Автоматические стабилизаторы 19
2.3 Влияние дефицита на экономику страны 22
3. Анализ показателей, характеризующих финансовое положение Российской Федерации на современном этапе развития 25
3.1 Бюджетное устройство РФ 25
3.2 Развитие бюджетного дефицита в России 26
3.3 Способы сокращения бюджетного дефицита в России и пути его финансирования 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
Таблица 1 – Основные параметры федерального бюджета РФ в январе- феврале 2013,2014 г.г.
Январь-февраль 2014 г. |
Январь-февраль 2013 г |
Отклонения, п.п. ВВП | |||
млрд руб |
% ВВП |
млрд руб |
% ВВП | ||
Доходы, в том числе: |
2368,1 |
22,5 |
1 981,3 |
20,9 |
1,6 |
Нефтегазовые доходы |
1233,8 |
11,7 |
976,7 |
10,3 |
1,4 |
Расходы, в том числе: |
2337,6 |
22,2 |
2 239,5 |
23,6 |
-1,4 |
процентные расходы |
76,7 |
0,7 |
66,8 |
0,7 |
0,0 |
непроцентные расходы |
2260,9 |
21,5 |
2 172,7 |
22,9 |
-1,4 |
Профицит(+)Дефицит (-) федерального бюджета |
30,5 |
0,3 |
-258,2 |
-2,7 |
3,0 |
Ненефтегазовый дефицит |
-1203,3 |
-11,4 |
-1234,9 |
-13,0 |
1,6 |
Оценка ВВП |
10503 |
9466 |
Таблица 2 – Динамика поступления основных налогов в федеральный бюджет в январе феврале 2013,2014 г.г.
Январь-февраль 2014 г. |
Январь-февраль 2013 г |
Отклонения, п.п. ВВП | |||
млрд руб |
% ВВП |
млрд руб |
% ВВП | ||
Поступления налогов, в том числе: |
|||||
налог на прибыль организаций |
35,1 |
0,3 |
31,9 |
0,3 |
0,0 |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
317,3 |
3,0 |
250,1 |
2,6 |
0,4 |
НДС на товары, ввозимые на \территорию РФ |
235,2 |
2,2 |
230,3 |
2,4 |
-0,2 |
акцизы на товары, производимым на территории РФ |
98,9 |
0,9 |
75,2 |
0,8 |
0,1 |
акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ |
8,8 |
0,08 |
7,0 |
0,07 |
0,01 |
НДПИ |
482,1 |
4,6 |
422,9 |
4,5 |
0,1 |
2. Доходы от внешнеэкономической деятельности |
838,3 |
8,0 |
720,6 |
7,6 |
0,4 |
Таблица 3 – Расходы федерального бюджета за январь-февраль 2013,2014 г.г.
Январь-февраль 2014 г. |
Январь-февраль 2013 г |
Отклонения, п.п. ВВП | |||
млрд руб |
% ВВП |
млрд руб |
% ВВП | ||
Расходы, всего В том числе: |
2337,6 |
22,2 |
2 239,5 |
23,6 |
-1,4 |
Общегосударственные вопросы |
167,0 |
1,6 |
106,2 |
1,1 |
-0,5 |
Национальная оборона |
748,8 |
7,1 |
515,1 |
5,4 |
1,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
280,9 |
2,7 |
230,8 |
2,4 |
0,3 |
Национальная экономика |
208,6 |
2,0 |
160,8 |
1,7 |
0,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
29,9 |
0,3 |
3,6 |
0,04 |
0,26 |
Охрана окружающей среды |
2,9 |
0,03 |
4,6 |
0,05 |
-0,02 |
Образование |
91,5 |
0,9 |
97,6 |
1,0 |
-0,1 |
Культура и кинематография |
10,6 |
0,1 |
10,6 |
0,1 |
0,00 |
Здравоохранение |
90,6 |
0,9 |
96,6 |
1,0 |
-0,1 |
Социальная политика |
478,2 |
4,5 |
716,3 |
7,6 |
-3,1 |
Физическая культура и спорт |
6,4 |
0,06 |
6,4 |
0,07 |
-0,01 |
СМИ |
12,8 |
0,1 |
15,0 |
0,1 |
0,00 |
Обслуживание государственного долга |
76,7 |
0,7 |
66,8 |
0,7 |
0,00 |
Межбюджетные трансферты |
132,8 |
1,3 |
119,8 |
1,3 |
0,00 |
3.3 Способы сокращения бюджетного дефицита в России и пути его финансирования
Для устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета России в условиях трансформационной экономики.
При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3% к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.[16]
В законодательстве Российской Федерации допускается наличие определенного размера дефицита бюджетов различных уровней, что не требует вмешательства государства в регулирование бюджета и не считается опасным состоянием, так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание госдолга РФ, размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 %, а размер дефицита местного бюджета — 10 %.[17]
Правительство России планирует ликвидировать дефицит федерального бюджета к 2015 году. Фактически это может произойти и раньше, если цены на нефть не упадут и останутся на уровне 100 долларов США за баррель. При такой ситуации уже к 2014 году может быть достигнут нулевой дефицит бюджета России.
Кроме этого правительство Российской Федерации планирует сократить расходы и снизить инфляцию. Хотя на самом деле вместо сокращения расходы могут только увеличиться в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году, Универсиадой в Красноярске в 2019 году, реформой «Сколково» и многих других мероприятий. [18, с. 157]
Таким образом, макроэкономическая ситуация в мире и сохраняющиеся проблемы реального сектора экономики подтверждают опасения, что следующий 3-летний период будет одним из самых сложных за последние 15 лет с точки зрения обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. [19]
Доходы бюджета расширенного правительства, без учета межбюджетных трансфертов, сократятся с 36,9% ВВП в 2013 г. до 34,4% ВВП в 2016 г. с последующим снижением до 33,6% ВВП в 2025 г. и 32,7% ВВП в 2030 г. Соответственно, снижаются и расходы бюджетной системы – с 35,8% ВВП в 2014 г. до 34,9% ВВП в 2016 г. с дальнейшим сокращением до 33,6% ВВП в 2025 г. и до 33,0% ВВП в 2030 г.[20]
Доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 18,2% ВВП в 2014 г., что ниже на 1,1 п.п. ВВП уровня предыдущего года; в 2015–2016 гг. – в объеме 17,4 и 16,6% ВВП соответственно. Нефтегазовые доходы сокращаются, но более низкими темпами, чем доходы бюджетной системы: в 2014–2016 гг. соответственно на 1,0, 0,8 и 0,3 п.п. ВВП относительно предыдущего года. В 2025 г. и 2030 г. нефтегазовые доходы прогнозируются в объеме 5,9 и 4,7% ВВП соответственно, а их доля в общем объеме доходов сократится с 43,9% в 2025 г. до 33,0% в 2030 г.
Доля доходов федерального бюджета в общем объеме доходов бюджетной системы сокращается с 51,8% в 2014 г. до 48,0% в 2016 г. и до 45,8 и 43,2% ВВП в 2025г. и 2030 г. соответственно, за счет более замедленного темпа снижения доходов консолидированного бюджета субъектов РФ и доходов государственных внебюджетных фондов.
Расходы федерального бюджета в 2014–2016 гг. прогнозируются в размере соответственно 18,7,18,0 и 17,0% ВВП с дальнейшим снижением до 15,7% ВВП в 2025 г. и до 14,5% ВВП в 2030 г. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в 2014–2016 гг. сокращаются незначительно: на 0,2–0,3 п.п. ВВП в 2014–2015 гг. относительно предыдущего года, а в 2016 г. расходы остаются на уровне предыдущего года – 12,5% ВВП.
Как в среднесрочном, так и в
долгосрочном периоде прогнозируется
дефицит федерального бюджета на уровне
0,5–0,6% ВВП в 2014–2016 гг. и в размере 0,3% ВВП
в 2025 г. и 2030 г. По прогнозу, к 2030 г. ненефтегазовый
дефицит сократится до 6,0% ВВП при сохранении
низкого уровня долговой нагрузки (менее
15% ВВП). Дефицит бюджета расширенного
правительства составит 0,7 % ВВП в 2014 г.
и 0,5 % ВВП в 2016 г., а в 2025 г. прогнозируется
достижение баланса доходов и расходов
бюджетной системы РФ. ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета Основным
источником покрытия дефицита федерального
бюджета и финансирования антикризисных
мер в случае снижения мировых цен на нефть
(до 60 долл./барр.) является Резервный фонд.
Предполагается, что Резервного фонда
в объеме 7,0% ВВП будет достаточно для финансового
обеспечения действующих расходных обязательств
в течение трех лет при реализации дополнительных
мер по оптимизации расходов и мобилизации
доходных источников. В связи с существенным
снижением прогнозов по поступлениям
от приватизации как источника финансирования
дефицита федерального бюджета (в 2014 г.
на 100 млрд руб. и в 2015 г. на 150 млрд руб. ниже,
чем было утверждено в предыдущем бюджетном
цикле) основным источником финансирования
дефицита федерального бюджета в 2014–2016
гг. будут выступать государственные заимствования.
Это приведет к увеличению объемов государственного
долга Российской Федерации до 11 665,9 млрд
руб. в 2016 г., что на 0,9 п.п. ВВП выше относительно
прогнозируемого объема 2013 г. Прогнозируется,
что в результате реализации основных
мер по оптимизации расходов федерального
бюджета, в том числе:
- сокращение межбюджетных трансфертов
государственным внебюджетным фондам,
направляемых на обеспечение сбалансированности
их бюджетов;
- сокращение бюджетных ассигнований на
закупку товаров, работ и услуг;
- оптимизация иных действующих расходных
обязательств,
в 2014–2016 гг. будет перераспределено до
3217,8 млрд руб., которые направляются на
финансовое обеспечение задач, сформулированных
в Указах Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г.
Впервые в ОНДП параметры расходной части проекта федерального бюджета на 2014–2016 гг. представлены не только в разрезе функциональной классификации бюджета, но и по основным направлениям государственных программ. Однако доля непрограммных расходов федерального бюджета существенна и составляет пока около 45% всех расходов федерального бюджета, что связано с отсрочкой принятия двух наиболее проблемных государственных программ – «Развитие пенсионной системы Российской Федерации» и «Обеспечение обороноспособности страны». Надо признать, что большинство государственных программ имеют существенные недостатки, не позволяющие в настоящее время рассматривать их в качестве полноценных инструментов программно-целевого планирования.
В представленных ОНБП содержится ряд новаций в сфере межбюджетных отношений, среди которых можно отметить консолидацию с 2014 г. субсидий, предоставляемых федеральным бюджетом бюджетам субъектов РФ исходя из принципа «одна госпрограмма – одна субсидия» в рамках государственных программ «Развитие культуры и туризма», «Развитие физической культуры и спорта» и «Развитие здравоохранения».
Относительно функциональной структуры расходов федерального бюджета в 2014–2016 гг. необходимо отметить рост доли расходов по разделу «Национальная оборона» в общем объеме расходов федерального бюджета с 15,7% в 2013 г. до 20,9% в 2016 г. при сокращении доли расходов по разделам «Образование» (с 5,1% в 2013 г. до 4,0% в 2016 г.) и «Здравоохранение» (соответственно с 3,8 до 2,1%). Предполагалось, что сокращение расходов федерального бюджета по таким значимым разделам, обеспечивающим качество человеческого потенциала, будет компенсироваться увеличением расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, однако и по бюджету расширенного правительства расходы по этим разделам сокращаются: по разделу «Образование» – с 4,3% ВВП в 2013 г. до 4,0% ВВП в 2016 г., по разделу «Здравоохранение» – с 3,7 до 3,4% соответственно. [21]
Расходы федерального бюджета на обеспечение реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. составят: 554,7 млрд руб. в 2014 г., 793,7 млрд в 2015 г. и 838,5 млрд руб. в 2016 г., при этом основной объем бюджетных ассигнований будет направлен на финансовую поддержку субъектов РФ в виде дотаций на обеспечение сбалансированности (100 млрд руб. в 2014 г.) и на повышение оплаты труда отдельным категориям работников (80,2 млрд руб. в 2014 г.). Будет также увеличена государственная поддержка сектора исследований и разработок, осуществляемая через государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности.[22]
В целом, основные параметры проекта федерального бюджета на 2014–2016 гг., представленные в ОНБП, соответствуют целям и задачам бюджетной политики, определенным Бюджетным Посланием 2013 г. по обеспечению устойчивости бюджетной политики при безусловном финансировании обязательств в рамках пакета Указов Президента России от 7 мая 2012 г. Однако потенциал по сокращению расходов и роста доходов ограничен, и задача повышения эффективности бюджетных расходов остается актуальной и на ближайшие три года. Одним из направлений решения этой задачи может быть разработка уже в текущем году комплекса мер по повышению эффективности государственных инвестиций, направляемых для стимулирования экономического роста. [23]
Информация о работе Циклический дефицит государственного бюджета