Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:25, курсовая работа
Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, определение величины дефицита бюджета, в том числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета.
Введение 3
Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:
1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5
1.2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга 8
1.3 Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11
1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга, их влияние на экономику страны 14
1.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 17
Глава 2 Государственный долг и дефицит бюджета в РБ
2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20
2.2 Внешний государственный долг Беларуси на 2008- 2010г. 20
2.3 Внутренний государственный долг в Республике Беларусь 2008-2010г. 22
Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера
3.1 Планирование дефицита бюджета РБ, перспективы погашения государственного долга в РБ 23
3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25
3.3 Реализация модели 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А 35
Консолидированный бюджет Беларуси в 2010 г., предположительно, будет выполнен с дефицитом около 3% от ВВП (для сравнения в 2009 г. дефицит по новой бюджетной классификации составил 1.8% от ВВП), притом, что изначально Министерство финансов на 2010 г. планировало бюджет с дефицитом 1.5% от ВВП. Дополнительное давление на государственные финансы оказывают ухудшившиеся условия нефтепереработки в Беларуси. Доходы консолидированного бюджета ожидаются по итогам 2010 г. на уровне 32.2% от ВВП, что на 1.9 ниже уровня прошлого года. Падение доходов связано с сокращением поступлений от налогов на внешнеэкономическую деятельность вслед за отменой с февраля 2010 г. экспортных пошлин на нефтепродукты. Упрощение налоговой системы не должно существенно сказаться на доходах бюджета. Снижение поступлений вследствие отмены сбора в поддержку сельхозпроизводителей и местных налогов в размере около 1.5% от ВВП будет компенсировано ростом налоговых доходов от НДС (предположительно на 1.0% от ВВП) вследствие выросшей ставки и налога на прибыль (на 0.5% от ВВП), что связано с улучшением общей экономической конъюнктуры.
Расходы консолидированного бюджета за 2010 г. прогнозируются на уровне 35.2% от ВВП, что на 0.7% от ВВП ниже уровня 2009 г. В первую очередь сокращение должно затронуть капитальные расходы и чистое кредитование, которые в сумме могут быть сокращены примерно на 1% от ВВП как результат уменьшения масштабов антикризисных мер правительства. Существенное снижение расходов бюджета должно произойти за счет отмены субсидий поставщикам нефти. Однако ожидается, что оно не отразится на общем объеме расходов бюджета на субсидии и трансферты, так как правительство будет стремиться поддержать реальный сектор экономики по политическим причинам, стимулируя экономический рост, превышающий 10% г/г. Еще одним важным социальным показателем является уровень заработной платы, и желание приблизиться к целевому показателю в 500 долларов США ( на конец 2010 г. предполагаем 400 долларов США ) должно привести к росту расходов бюджета на заработные платы и социальное страхование.
Дефицит
бюджета в 3.0% от ВВП или BYR 4.8 трлн.
может быть легко профинансирован
за счет доходов от приватизации или
внешнего заимствования, например, в
форме Еврооблигаций. Планы правительства
включают их выпуск на сумму до USD 1 млрд.
в 2010 г. Основным риском в фискальном
секторе является политическая составляющая
и опасность популистской экономической
политики в секторе госфинансов.
Однако предположенных в данном прогнозе
расходов должно быть достаточно для
обеспечения необходимых
3.2
Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование
дефицита государственного бюджета
Предпосылки модели:
1.
Функция спроса на деньги
где удельный спрос на деньги (в долях ВВП),
ожидаемый темп инфляции,
α — параметр, характеризующий эластичность спроса на деньги по темпу инфляции,
эластичность спроса на деньги по темпу инфляции.
Здесь используется удельный спрос на деньги (в долях ВВП). Заметим, что эта модифицированная функция Кагана уже может применяться для анализа экономики, в которой темп роста ВВП отличен от нуля.
2. Предполагается,
что весь дефицит бюджета финансируется
за счет эмиссии. Тогда бюджетное ограничение
государства выглядит следующим образом:
где d — доля бюджетного дефицита, финансируемого целиком за счет эмиссии, в доходе.
Условие (13) означает, что доля бюджетного дефицита (и, следовательно, прироста денежной массы) в доходе остается постоянной.
3.
Выпуск растет постоянным
4.
Ожидания носят адаптивный
Условие
равновесия денежного рынка имеет
вид:
Прологарифмируем
(16) и возьмем производную по времени:
Из
(12)
Отсюда
(19)
Если
выразить π из (15) и подставить в (17),
то после преобразований получим
(20)
Найдем стационарные решения уравнения (20), т. е. , при котором =0.
Если,
> 0, то = 0 в том случае, когда
Отсюда,
с учетом (17), условие равновесия
принимает вид
Решим
уравнение (21) графически, т. е. найдем точки
пересечения кривых
и
(22)
Рис. 3.1 Точки равновесия модеои Бруно-Фишера
Источник:
Туманова Е.А., Шагас H.Л. Макроэкономика.
Элементы продвинутого подхода: Учебник.
— М.: ИНФРА-М, 2004. — 400 с.-с.161
Если
d » р, т. е. бюджетный дефицит намного
превосходит темп роста экономики,
то кривая
(22)
может
пройти выше прямой
Отсутствие точки пересечения означает, что экономика не придет в равновесие.
Таким
образом, если доля бюджетного дефицита
(и, следовательно, прироста денежной массы)
в доходе существенно превышает
темпы экономического роста, денежный
рынок не придет в состояние равновесия.
Для исправления ситуации необходимо
проведение ограничительной бюджетно-
Если р > d, т. е. доля бюджетного дефицита в доходе меньше темпа роста ВВП, то существует одна точка пересечения — единственное равновесие.
В
случае когда бюджетный дефицит
чуть выше темпа роста ВВП d > р,
могут существовать два стационарных
режима. Существование нескольких равновесий
означает, что экономика, в которой
государственные расходы
Рис. 3.2 Устойчивость равновесных состояний в модели Бруно-Фишера
Источник:
Туманова Е.А., Шагас H.Л. Макроэкономика.
Элементы продвинутого подхода: Учебник.
— М.: ИНФРА-М, 2004. — 400 с.-с.162
Исследуем найденные равновесия на устойчивость.
Если < 1, то справа от точки и слева от точки производная d/dt имеет положительный знак (из (20)), а на интервале отрицательный. Это означает, что если темп инфляции больше , но не превышает , то инфляционные ожидания и, вслед за ними, темпы инфляции будут снижаться, пока экономика не придет в точку А, и, наоборот, если темп инфляции ниже , то инфляция будет расти, пока не достигнет уровня , Если же темп инфляции превысит , то это приведет к постоянному росту инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Таким образом, А — является устойчивым режимом, В — неустойчивым.
Итак, если коэффициент, характеризующий эластичность спроса на деньги по темпу инфляции, (α) и скорость пересмотра инфляционных ожиданий (β) невысоки, то экономика будет находиться в устойчивом низкоинфляционном состоянии А.
Но при αβ > 1 устойчивым режимом будет уже высокоинфляционное состояние В.
Существование
двух равновесий, каждое из которых
при определенных условиях может
быть устойчивым, приводит к тому, что
применение правительством традиционных
мер по борьбе с инфляцией может
оказаться безрезультатным. Так, снижение
дефицита бюджета (уменьшение d), стандартная
мера по борьбе с инфляцией, эффективная
в низкоинфляционном состоянии А, может
вызвать еще большее увеличение инфляции,
если экономика находится в высокоинфляционном
состоянии В. Снижение дефицита бюджета
d1 < d0 означает сдвиг вниз
кривой
(22).
Если устойчивым было состояние В, то при уменьшении дефицита бюджета экономика перейдет в новое устойчивое состояние В1, с более высоким темпом инфляции > (рис. 3.3).
Рис. 3.3 Последствия снижения бюджетного дефицита в модели Бруно-Фишера
Источник:
Туманова Е.А., Шагас H.Л. Макроэкономика.
Элементы продвинутого подхода: Учебник.
— М.: ИНФРА-М, 2004. — 400 с.-с.163
Экономически
этот результат можно объяснить
следующим образом. Снижение темпов
роста денежной массы в результате
ограничительной политики приводит
к снижению инфляционных ожиданий,
в результате чего они становятся
ниже фактического темпа инфляции (см.
рис. 3.3). Если нервозность экономических
агентов (характеризуемая
Таким образом, иногда снижение дефицита бюджета приводит к падению темпов инфляции (если устойчивым было состояние А), иногда — к росту (если экономика находилась в равновесии В). Это и объясняет наблюдаемое в ряде случаев отсутствие четкой зависимости между доходами от эмиссии и темпом инфляции.
Чем выше α-коэффициент, характеризующий эластичность спроса на деньги по темпу инфляции, и чем выше β - скорость пересмотра ожиданий, тем выше вероятность того, что αβ > 1, устойчивым режимом окажется высокоинфляционный режим В и стандартные меры по борьбе с инфляцией будут неприменимы. Поэтому ортодоксальные меры по финансовой стабилизации (снижение дефицита государственного бюджета, сбалансированность бюджета, стабилизация курса национальной валюты, стабилизация внешнего долга) предлагается предварять мерами, направленными на снижение нервозности агентов. Этими мерами являются: введение лимитов на кредиты, замораживание цен и заработной платы.
Реализация
перечисленных мер позволит экономике
перейти в низкоинфляционное
состояние, в котором ортодоксальные
меры борьбы с инфляцией будут
эффективны. [7, c. 159-164]
3.3 Реализация модели
После
описания модели перейдем к ее реализации.
В соответствии с темой данной
курсовой работы я воспользуюсь формулой
расчета доли бюджетного дефицита:
Представим статистические данные, необходимые для построения модели (таблица 3).
Таблица 3 - Состояние экономики РБ 2009-2010г.
денежная масса 2009г.,млрд.руб. | 38 107,1 |
денежная масса 2010, млрд.руб. | 47 514,3 |
эластичность спроса на деньги,α | 0,3 |
ожидаемая инфляция,πᵉ | 8,9 |
Рассчитаем
прирост денежной массы 2010г. млрд.руб.
по формуле:
(24)
m=0,247
По формуле (17) находим долю бюджетного дефицита, который в 2010г. финансировался полностью за счет эмиссии в доходе РБ(все расчеты выполнялись в Exsel, см. Приложение 1):