Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:25, курсовая работа
Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, определение величины дефицита бюджета, в том числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета.
Введение 3
Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:
1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5
1.2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга 8
1.3 Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11
1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга, их влияние на экономику страны 14
1.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 17
Глава 2 Государственный долг и дефицит бюджета в РБ
2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20
2.2 Внешний государственный долг Беларуси на 2008- 2010г. 20
2.3 Внутренний государственный долг в Республике Беларусь 2008-2010г. 22
Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера
3.1 Планирование дефицита бюджета РБ, перспективы погашения государственного долга в РБ 23
3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25
3.3 Реализация модели 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А 35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему:
«Дефицит бюджета и государственный
долг»
Выполнила: _____________ ______ студ. гр. ЭУП-092
Руководитель: _____________ __
Могилёв
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:
1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5
1.2.
Основные причины устойчивого
бюджетного дефицита и
1.3
Первичный дефицит
1.4.
Взаимосвязь внутреннего и
1.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 17
Глава 2 Государственный долг и дефицит бюджета в РБ
2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20
2.2 Внешний государственный долг Беларуси на 2008- 2010г. 20
2.3
Внутренний государственный
Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера
3.1
Планирование дефицита бюджета
РБ, перспективы погашения
3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25
3.3 Реализация модели 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А 35
ВВЕДЕНИЕ
Основной
целью бюджетного регулирования
является проведение финансово –
бюджетной политики, направленной на
экономический рост, поскольку реальный
рост экономики – единственно
надежный источник улучшения благосостояния.
Современное отношение к
Проблема государственного
Целью
работы является определение количественной
взаимосвязи дефицита бюджета и
макроэкономических показателей, определение
величины дефицита бюджета, в том
числе и для Беларуси за 2008-2010г.,
поиск оптимальных путей
Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются: проведение анализа динамики бюджетного дефицита и государственного долга в Беларуси в 2009-2010 годах, изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей сбалансирования бюджетного дефицита.
Данная тема связана со многими темами макроэкономики, а именно с фискальной, монетарной политикой, инфляционными процессами, динамикой показателей ВВП и другими.
Глава 1
Бюджетный дефицит и
государственный долг
в экономической теории
1.1
Бюджетный дефицит и
государственный долг:
основные определения,
показатели и проблемы
количественной оценки,
способы финансирования
бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит возникает, когда расходы правительства превышают налоговые поступления. Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита:
1
Финансирование за счет
Величина бюджетного дефицита может уменьшаться, если увеличиваются налоговые доходы государства. К сожалению, осуществление политики сбалансированного бюджета наталкивается на ряд трудностей социального, политического и экономического характера. Кроме того, по мнению некоторых экономистов, существуют вполне объективные границы увеличения налоговых доходов.
2 Денежное финансирование.
Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет денежной эмиссии. Этот способ очевидно влечет за собой ускорение инфляционных процессов. В законодательствах многих стран запрещено или ограничено заимствование у Центрального банка страны в целях покрытия дефицита бюджета.
3 Продажа активов.
Для покрытия бюджетного дефицита государство может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (в процессе их приватизации), золота и т. п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так как в противном случае в конце концов будут проданы все имеющиеся активы. В результате в будущем доходы государства уменьшатся.
4 Долговое финансирование.
Правительство, обычно через посредство Центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению и коммерческим банкам. Долговое финансирование осуществляется также с помощью внешних займов, получаемых, как правило, в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций. Такое финансирование приводит к возрастанию величины государственного долга.
Общий объем непогашенных государственных облигаций образует государственный долг.[11, с. 83-84]
Т.е. государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний государственный долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Частный долг - общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.
Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.
Если правительство сводит бюджет с профицитом, то оно либо уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций (погашает долг), либо уменьшает предложение денег. Управление долгом подразумевает выпуск облигаций не только для финансирования текущего бюджетного дефицита, но также для оплаты долговых обязательств, по которым наступил срок платежа (рефинансирование долга).
Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:
π= Rn - Rr
(1)
При
высоких темпах инфляции эта погрешность
может быть весьма значительной, так как
в периоды роста инфляции
Завышение
бюджетного дефицита связано с завышением
величины государственных расходов за
счет инфляционных процентных выплат
по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный
(официальный) дефицит госбюджета и номинальный
долг растут, а реальный дефицит и долг
снижаются, что затрудняет оценку эффективности
бюджетно-налоговой политики правительства.
Поэтому при измерении бюджетного дефицита
необходима поправка на инфляцию:
Реальный дефицит = госбюджета
Номинальный дефицит – госбюджета
Величина госдолга на × начало года
Темп
инфляции.(3)
При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.