Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Концепция регулирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3

1 Бюджетный дефицит…………………………………………….……...……….4

1.1 Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения…………4

1.2 Виды бюджетного дефицита…………………………………………....….7

1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита…………...…………...9

1.4 Финансирование бюджетного дефицита……………………………..…...11

2 Государственный долг…………………………………………………….…...14

2.1 Сущность государственного долга...…………………………...…….…..14

2.2 Виды государственного долга, причины возникновения и

последствия……...…………………………………………………….…....16

2.3 Способы сокращения государственной задолженности …….……....…17

3 Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь…..….19

3.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………..…19

3.2 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования

бюджета РБ………………………………………………………...…….….25

3.3 Государственный долг Республики Беларусь……………….………...….30

Заключение……………………………………...………………………….….….37

Список использованных источников………………………………….…….…..39

Файлы: 1 файл

Дефицит ГБ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Это было возможно благодаря тому, что в 60-70-х и начале 80-х гг. относительно стабильное положение государственного бюджета обеспечивалось неоправданным изъятием части прибыли хозяйственных органов в виде свободного остатка прибыли; поступлениями от реализации вино-водочной  продукции, увеличением доходов от внешней торговли при одновременном снижении удельного веса расходов на социально-культурную сферу: к 1985 г. доля расходов на здравоохранение и просвещение упала ниже уровня 1940 года.

Проблема дефицита бюджета стала обсуждаться только в середине 80-х гг., но к концу 80-х гг. дефицит стал утверждаться Законом "О государственном бюджете".

Сокращение накоплений в отраслях экономики, вызвавшее резкое уменьшение поступлений в бюджет, было вызвано рядом причин и, в частности, разбалансированностью экономики, падением эффективности производства. Рентабельность в отраслях материального производства снизилась с 35,5 процента в 1970г. до 16,0 процентов в 1986г. [2. c. 255]

Одновременно нарастали диспропорции в развитии экономики, ориентированной преимущественно на производство средств производства при отставании легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Ускоренно развивалась тяжелая промышленность при замедленном росте отраслей, производящих товары народного потребления. Производство ради производства привело к дисбалансам в экономике. Этот процесс подкреплялся, как отмечалось выше, растущим объемом дотаций в народное хозяйство из государственного бюджета, которые опережали темпы роста бюджета.

Намечалась устойчивая тенденция снижения финансовой отдачи от вложения  государственных средств в развитие отраслей материального производства. В период с 1970 г. по 1985 г. размер дотаций возрос в 4,2 раза, но государственного бюджета—20,4 раза. Если в 1965 г.  47,8 процентов всех поступлений в бюджет от производственной сферы вернулось обратно в форме финансирования народного хозяйства, то в 1985 г.— уже 89,3 процента. Однако и эти меры не смогли предупредить падение эффективности в народном хозяйстве. [2. c. 255] Такое положение было характерно не только для СССР в целом, но и для Беларуси.

В середине 80-х гг. создалась ситуация, когда большая часть доходов, поступивших от отраслей экономики, направлялась обратно в виде финансирования расходов в народное хозяйство. Так, в 1985 г. из общей суммы поступлений бюджет БССР налога с оборота, платежей из прибыли государственных предприятий и организаций и подоходного налога с кооперативных и общественных предприятий и организаций 90% процентов направлялось на развитие народного хозяйства, но в 1989 г. –99,5 процента от указанных поступлений.

Это означало, что практически все бюджетные ресурсы, поступившие в виде основных налогов от предприятий отраслей экономики, направлялись на финансирование народного хозяйства.

Если учесть, что указанные налоги составляли в 1989 г. около 70 процентов от общего объема доходов бюджета Белоруссии (без учета средств государственного социального страхования), но на долю остальных (на социально-культурные мероприятия, содержание органов власти и управления, прочие мероприятия) оставалось всего 30 процентов, то становится понятна суть остаточного принципа финансирования расходов на социальную сферу.

Положение усугублялось тем, что в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливно-энергетической группы сократились доходы от экспорта; антиалкогольная компания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшила поступления налога с оборота.

В 1986-1988 гг. произошло сокращение поступлений от трех крупнейших источников поступлений в бюджет: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий и внешнеэкономической деятельности.

В 1984-1987 гг. величина налога с оборота сократилась на 8,3 млрд. р. (со 102,7 до 94,4 млрд. р.) частично вследствие продажи спиртных напитков и с пересмотром оптовых цен в промышленности в 1982 г. Считалось, что налог с оборота на некоторые изделия был уменьшен как компенсация за рост оптовых цен.

В 1988 г. величина отчислений от прибыли по государственным  предприятиям уменьшилась по сравнению с 1987 г. и оказалась на  уровне 1985 г., что явилось следствием перестройки хозяйственного механизма, когда предприятиям было разрешено оставлять для собственных целей большую часть прибыли. Предприятия в 1987 г. выплачивали в бюджет 46 процентов своей прибыли по сравнению с 56 процентами в 1985 г. Теоретически это должно бы было повлечь за собой сокращение расходов государственного бюджета. Однако на практике этого не произошло.

Поступления от внешнеэкономической деятельности в период 1986-1988 гг. сократились на 8,5 млрд. р. Это было обусловлено резким снижением уровня мировых цен на нефть и политикой сокращения импорта потребительских товаров, нацеленной на предотвращение возникновения дефицита торгового баланса. Сокращение доходов бюджета сопровождалось увеличением расходов.

Вложения в народное хозяйство росли опережающими темпами. Их доля во всех расходах бюджета увеличилась с 48,2 процентов в 1970 г. до 57,1 процентов в 1987 г. одним из главных факторов такого быстрого роста является увеличение расходов на сельское  хозяйство. Например, в 1986 г. весь прирост капиталовложений в народном хозяйстве страны был направлен на агропромышленный комплекс, в то время как расходы бюджета на развитие промышленности и строительства уменьшились.

На увеличение масштабов финансирования народного хозяйства  существенное влияние оказал рост капиталовложений.

В то же время мероприятия по реализации социальной политики в СССР (повышение заработной платы, пенсий, пособий, обеспечение учреждений социальной сферы) потребовали осуществления дополнительных расходов, которые не были подкреплены реальными финансовыми ресурсами.

В результате за 1986-1989 гг. суммарный прирост доходов бюджета против уровня 1985 г. составил 39 млрд. р., но прирост расходов—243 млрд. р., дефицит государственного бюджета вырос почти в 7 раз, с 18 млрд. р. в 1985 г. до 121 млрд. р. по плану на 1989 г.; плановый размер дефицита на 1990 г. составил 60 млрд. р. [2, с. 257]

Очевидно, что после распада СССР Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 г., когда его размер был определен в 3,7 млрд. р., что составило 11,6 процента ко всем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд. р. В основном это объясняется тем, что в 1991 г. Беларусь была объявлена суверенной республикой и большинство доходов осталось в ее распоряжении, но государственный бюджет на 1991 г. все еще предусматривал выделение дотаций республике. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возросло. Эти данные указывают на рост абсолютного значения бюджетного дефицита—с 19,4 млн. р. в 1992 г. до 276371,5 млн. р. в  2001 г. В процентах к доходам республиканского бюджета размер дефицита изменялся от 10,8 в 1992 г. до 4,8 процента в 2001 г. и к расходам, соответственно, с 9,8 до 4,8 процента. Максимальной отметки бюджетный дефицит достиг в 1993-1994 гг.-17-18 процентов к доходам бюджета. Почти до такого же уровня он поднялся и в 1999 г.: 16,9 процента к объему доходов бюджета и 14,4 процента к объему расходов.

В 2000 году дефицит бюджета составил 55,4 млрд. руб., к расходам и доходам государственного бюджета он составил 1,7 процента, к ВВП 0,6 процента. Уровень финансовых средств в бюджетной системе Беларуси в 2001 г. не претерпел значительных изменений. Удельный вес доходов бюджета в объеме валового внутреннего продукта составил 34,5 процента  против 33,4 процента в 2000 г. Покрытие дефицита осуществлялось, в основном, за счет внутренних источников. Таким образом, доходы составляли 3223,2 млрд. р. (возросли в 2,1 раза), расходы соответственно равнялись 3471 млрд. р. (в 2,1 раз выше прошлогоднего). Дефицит бюджета был равен 247,8 млрд. р. (1,6 процента от ВВП).[15, с.55-57]

За последние годы можно предоставить следующую картину дефицита бюджета. Так, по итогам 2003 года наблюдается суммарное превышение расходов консолидированного бюджета над доходами в размере 584,4 млрд. рублей, что составило 1,6 процента к ВВП. При этом республиканский бюджет сведен с дефицитом в 579,6 млрд. рублей, а местные – с дефицитом в 4,8 млрд. рублей.

Невзирая на увеличение бюджетного дефицита в 2004 году до 1,6 процента ВВП в целом за последние восемь лет сохраняется тенденция роста бюджетной сбалансированности. Однако конкретно по годам для бюджетного дефицита присуща значительная амплитуда колебаний в пределах 0,2-2,9 процента ВВП.

В 2005г. размер дефицита государственного бюджета составил: 942,4 млрд. руб. (закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005г.»).

За январь-декабрь 2006 года доходы республиканского бюджета составили 28,7 трлн. рублей или 102,9 процента уточненного годового плана.

По состоянию на 1 января 2007 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 234,7 млрд. рублей. По сравнению с началом года недоимка сократилась на 47 млрд. рублей.

Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2006 года составили около 27,5 трлн. рублей или 95,1 процента годового плана.

В целом за январь-декабрь 2006 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды. Погашены по наступившим срокам все обязательства Республики Беларусь по государственному долгу.

Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за январь-декабрь 2006 года составило около 1,2 трлн. рублей, главным образом, за счет опережающего поступления доходов Фонда социальной защиты населения над его расходами и средств Фонда национального развития [20].

Таблица 3.1-Состояние республиканского бюджета за 2006 год

                                                                                                        В млрд. рублей

Показатели

Уточненный
план
на 2006 год

Исполнено
за январь-декабрь

В % к плану 2006 года

Всего доходов из них:

27857,3

28666,6

102,9

 

 

 

 

- налог на прибыль

1716,6

1752,0

102,1

- - налог на добавленную   стоимость

5043,2

5147,3

102,1

- акцизы

2699,3

2683,7

99,4

Всего расходов из них:

28913,4

27488,1

95,1

 

 

 

 

- общегосударственные расходы

7346,5

6438,5

87,6

- национальная экономика и ЖКХ

6244,4

6063,5

97,1

- расходы на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика)

12324,3

12076,9

98,0

Превышение доходов над расходами (+),
Дефицит (-)

 

 

-1056,1

1178,5

 

 

За I квартал 2007 года доходы республиканского бюджета составили 7,9 трлн. рублей, или 25,9 процента уточненного годового плана.

В январе-марте т.г. динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с темпами роста макроэкономических показателей.

Налога на прибыль поступило около 460 млрд. рублей, или 20,8 процента к уточненному годовому плану. За январь-март текущего года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму около 1,4 трлн. рублей, или 23,4 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили более 1,2 трлн. рублей, или 51,4 процента к годовому плану.

По состоянию на 1 марта 2007 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 229,6 млрд. рублей.

Расходы республиканского бюджета за январь-март 2007 года составили более 6,1 трлн. рублей, или 19,1 процента годового плана.

В целом за январь-март 2007 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды.

На 01.04.2007 года по республиканскому бюджету кредиторская задолженность составила 58,8 млрд. рублей и носила текущий характер.

Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за январь-март 2007 года составило около 1,8 трлн. рублей за счет опережающего поступления доходов, включая целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения, над расходами [20].

 

Таблица 3.2-Состояние республиканского бюджета за 2007 года

                                                                                      В млрд. рублей

Показатели

Уточненный
план
на 2007 год

Исполнено
за январь-март

В % к плану 2007 года

1

2

3

4

Всего доходов из них:

30611,1

7922,3

25,9

 

 

 

 

- налог на прибыль

2206,1

459,2

20,8

- налог на добавленную стоимость

5800,2

1359,0

23,4

- акцизы             

2825,1

514,4

18,2

Всего расходов из них:

32082,5

6141,3

19,1

 

 

 

 

-общегосударственные расходы

7349,6

1624,0

22,1

- национальная экономика и ЖКХ

7200,1

839,6

11,7

- расходы на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика)

14159,3

3076,9

21,7

Превышение доходов над расходами(+),
Дефицит (-)

 

-1471,4

1781,0

 

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Концепция регулирования бюджетного дефицита