Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Бюджетный дефицит…………………………………………….……...……….4
1.1 Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения…………4
1.2 Виды бюджетного дефицита…………………………………………....….7
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита…………...…………...9
1.4 Финансирование бюджетного дефицита……………………………..…...11
2 Государственный долг…………………………………………………….…...14
2.1 Сущность государственного долга...…………………………...…….…..14
2.2 Виды государственного долга, причины возникновения и
последствия……...…………………………………………………….…....16
2.3 Способы сокращения государственной задолженности …….……....…17
3 Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь…..….19
3.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………..…19
3.2 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования
бюджета РБ………………………………………………………...…….….25
3.3 Государственный долг Республики Беларусь……………….………...….30
Заключение……………………………………...………………………….….….37
Список использованных источников………………………………….…….…..39
Предельный ежегодный прирост или сокращение долгов местных органов власти устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь.
Кабинетом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведется реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных Советов депутатов. Местные Советы депутатов представляют необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.
Наличие внутреннего государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят:
1. выплата доходов кредиторам и погашение займов;
2. изменение условий выпущенных займов;
3. определение условий эмиссии;
4. выпуск новых займов.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно производится за счет бюджетных средств. В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей правительство прибегает к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Выплаты выигрышей, процентов и сумм по погашению займов составляют основную долю расходов по управлению государственным долгом. Сюда относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие расходы.
Внутренний государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.
При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного долга средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому внутренний государственный долг является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития.
По данным Министерства Финансов Республики Беларусь, внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 апреля 2007 года составил 854,5 млн. долларов США: кредиты, привлеченные Правительством Республики Беларусь, уменьшились до 563,4 млн.долларов США, а кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь, увеличились до 291,1 млн.долларов США.[20]
Заключение
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита, основываясь на использовании внутренних источников, предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Однако хочу отметить, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30 процентов. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Известно, что государственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гос.облигаций (ценных бумаг государственного заимствования).
В настоящее время показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой — участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна. Республика испытывает огромную потребность в инвестиционных ресурсах. До недавнего времени ограниченное использование внешних займов компенсировалось в республике значительной денежной эмиссией. Однако по мере стабилизации финансовой системы роль заемных ресурсов для экономики будет возрастать.
Существующая долговая стратегия не позволяет привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств в Беларуси. Как следствие, основная масса получаемых сегодня страной иностранных займов представляет собой связанные кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства.
Список использованных источников
1. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240с.
2. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003. 289с.
3. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.253с.
4. Жушма П.А. Жить по средствам// НЭГ .2000 . №6 С. 1 -2.
5. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 года № 259-3 "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год'У/Звезда. №1. 2004. С. 2-5.
6. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. М.: "ВЛАДОС", 1994.384 с.
7. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. Белорусский экономический журнал. 1999. № 4. С.4-16.
8. Корнеев В.Е. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения//Веснш БДЭУ.2004.№2 (43). С. 61-66.
9. Макроэкономика : Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. 2-ое издание, перераб.- Мн.: БГЭУ, 2000.-214 с.;
10. Матяс А.Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ//Белорусский банковский бюллетень.2003.№ 39 (242) С. 44-46
11. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы : учебник, М.: Инфра-М. 2003. 360с.
12. Нешатаретский С. Н. Требуются гранты, а не кредиты// Белорусская газета. 2004. №15. С.23-25.
13. Приложение 1 к Закону Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь за 2004 год""//Звезда. №1. 2004. С. 2-5.
14. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь)// Белорусский банковский бюллетень. 2000. №44. С35.
15. Раков А.С Предложения по совершенствованию финансовых инструментариев, механизмов и методов управления государственным долгом//Белорусский банковский бюллетень.2000.№23 (82). С.38-46.
16. Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом//Финансы. 2000. №6. С. 55-57.
17. Статистический бюллетень,2004 г. №1 (6), с.66-67
18. Цедрик С.К. Иностранные займы, формирующие внешний государственный долг Республики Беларусь// Вестник ассоциации белорусских банков. 2001.№ 44. С. 14-20
19. Швайко П.А. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ// Банкаус. веснк. 2003. №40. С.34-39.
20. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, СП. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, СП. Гурко, 3-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.
21. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfm.gov.by/Budge
22. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfm.gov.by/Coope
2