Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Концепция регулирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3

1 Бюджетный дефицит…………………………………………….……...……….4

1.1 Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения…………4

1.2 Виды бюджетного дефицита…………………………………………....….7

1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита…………...…………...9

1.4 Финансирование бюджетного дефицита……………………………..…...11

2 Государственный долг…………………………………………………….…...14

2.1 Сущность государственного долга...…………………………...…….…..14

2.2 Виды государственного долга, причины возникновения и

последствия……...…………………………………………………….…....16

2.3 Способы сокращения государственной задолженности …….……....…17

3 Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь…..….19

3.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………..…19

3.2 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования

бюджета РБ………………………………………………………...…….….25

3.3 Государственный долг Республики Беларусь……………….………...….30

Заключение……………………………………...………………………….….….37

Список использованных источников………………………………….…….…..39

Файлы: 1 файл

Дефицит ГБ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.3- Внешний государственный долг Республики Беларусь

                        (1992-2000гг.)

 

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

1.Внешний долг на конец года, млн.USD

431,9

 

1251,1

1513,1

950,0

976,4

1010,7

886,3

812,5

Рост, %

 

234,7

123,4

120,9

62,8

102,8

103,5

87,7

91,7

2.Получено иностранных кредитов, млн.USD

431,9

583,7

327,5

361,8

453,8

137,4

89,7

59,4

152,9

Рост, %

 

135,1

56,1

110,5

125,4

30,3

65,3

66,2

231,0

3.Платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга, млн.USD

0,6

11,6

121,6

170,8

96,2

127,5

139,1

193,3

226,7

По погашению основного долга

0,0

2,0

90,0

103,7

48,1

65,7

85,6

140,4

156,9

По уплате процентов

0,6

9,6

31,6

67,1

48,1

61,8

53,5

52,9

69,8

Рост, %

 

1933,3

1048,3

140,5

56,3

132,5

109,1

139,0

117,3

 

Внешний долг республики появился в 1992г. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства были использованы для закупки зерна, сахара, подсолнечного масла, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита. Такая направленность использования внешних заемных средств на социально-значимые и невалютоокупаемые проекты сохранилась до настоящего времени, предопределив проблемы с погашением и обслуживанием значительной части долга.

Условно можно выделить два периода в истории белорусских внешних заимствований. До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику в от 327,5 до 583,7 млн.долл.США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50 процентов от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 года внешний государственный долг республики достиг своего максимума и составил 1,5 млрд. долларов США.

В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года внешний долг составлял 1513,1 млн. долларов, в течение 1996 года привлечено 453,8 млн.долл.США, а погашено 96,2 млн.долл.США. Таким образом, на конец 1996 года внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.долл.США. Однако реально он составил только 950 миллионов. Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране новые займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). В 2000 году Республика Беларусь получила иностранных кредитов под гарантию правительства на сумму 152,9 млн.долл.США, что в 2,6 раза больше, чем в 1999 году и в 1,7 раза больше, чем в 1998, хотя это в 3,8 раза меньше, чем было получено в 1993 году. Однако, даже не смотря на этот рост, на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда республика осуществляет платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. Всего за период с 1992 по 2003 год (по состоянию на 01.01.2004 по данным Минфина) Беларусью фактически привлечено иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь на сумму 2624,7 млн. долл. США. Заемные средства использованы для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых экспорто-ориентированных или импортозамещающих проектов, а также, частично, для пополнения оборотных средств предприятий. За счет средств внешних займов профинансированы поставки оборудования для предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, машиностроения, сельского хозяйства, связи и информатики, энергетики, легкой и местной отраслей промышленности. Развивается сотрудничество и в сфере предоставления инжиниринговых и строительных услуг. В то же время ряд реализованных проектов является социально-значимыми, к ним относятся поставки в Беларусь товаров критического импорта. В числе основных кредиторов Беларуси можно назвать Россию (804,71), Германию (599,49), МВФ (259,94), ЕБРР (174,63), МБРР (160,75), Чехию (146,58) (данные приведены с нарастающим итогом по состоянию на 01.01.2004 в млн. долл. США). Фактически в 2003 году профинансированы поставки товаров и услуг под гарантии Правительства на сумму 48,83 млн. долларов США, что значительно ниже уровня поступлений в течение последних трех лет (фактически получено в 2000 году – 152,9 млн., 2001 году – 118,2 млн., 2002 году – 142,54 млн. долларов США). В 1 квартале 2004 года фактически привлеченные средства внешних займов составили 6,363 млн. долларов США. В отчетном периоде продолжалась реализация следующих проектов: строительства корпуса БГУ, центра коммерческих связей ЗАО «БелИнтерЭСТ», закупка сельхозтехники РО «Белагросервис» за (кредитная линия Германии), реконструкции завода полиэфирных текстильных нитей РУП «Светлогорское ПО «Химволокно» (кредит Кувейта), модернизации инфраструктуры в социальной сфере за счет кредита МБРР и проект финансирования малого и среднего бизнеса с привлечением средств ЕБРР. Снижение в поступлении кредитных средств в республику в 2003 году обусловлено как завершением ряда проектов (строительства ГП «Гостиничный комплекс «Минск», реконструкции Мозырского НПЗ, закупки сельхозтехники и машинокомплектов и др.), так и отсутствием новых валютоокупаемых инвестиционных проектов. Количество задействованных источников внешнего заимствования сократилось до четырех (Германия, Чехия, Кувейт и МБРР) по сравнению с 2002 годом, когда кредитные ресурсы поступали в рамках межправительственных и межбанковских соглашений с Россией, Германией, Австрией, Чехией, Польшей, Турцией, Кувейтом, ЕБРР и МБРР. В то же время потенциал действующих кредитных линий значительно превышает сумму привлеченных внешних государственных займов под гарантии Правительства. На сегодняшний день подтверждены возможности предоставления Беларуси кредитных линий Эксимбанком Турции, Эксимбанком Ирана, консорциумом банков АКА под гарантии страхового общества Гермес.

По показателям, используемым международными финансовыми организациями для оценки внешнего долга, Республика Беларусь относится к группе стран с наименьшим уровнем закредитованности. Несмотря на значительные потребности экономики страны в притоке иностранного капитала, в том числе в форме кредитов, в начале февраля 2004 года Правительство и Национальный банк Беларуси приняли согласованное решение об отсутствии необходимости привлечения в страну кредитных ресурсов Международного валютного фонда. В дальнейшем сотрудничество с Фондом, который прекратил кредитование Беларуси с 1996 года из-за несоответствия проводимой в стране экономической политики его рекомендациям, будет ограничено работой технических миссий.

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь” от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 “Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)”, и Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год” от 29 декабря 2006 года.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь”, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Согласно статьи 31 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2007 года установлен в размере 2 млрд. долларов США.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2007 года составил 854,5 млн. долларов США.[21]

 

Таблица 3.4- Внешний государственный долг Республики Беларусь 

                                                                                              В млн. долл. США

 

01.01.2006г.

01.01.2007г.

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

566,8

574,5

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь.

217,0

263,4

Всего

783,8

837,9

 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности 21

 

           Таблица3.5- Показатели кредитоспособности

                     по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

                                                                                              В  млн. долл. США

Показатели кредитоспособности

01.01.2004

01.01.2005

01.01.2006

01.01.2007

- отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

6,4

4,8

4,3

4,1

- отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

4,2

3,2

2,6

2,3

- отношение

платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

1,7

1,5

1,2

1,1

 

 

Дефицит финансируется так же и за счет роста внутреннего долга.

В соответствии с законом Республики Беларусь под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Кабинета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Кабинета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Фактически между государством, выпускающим государственные облигации и иные ценные бумаги (эмитентом) и юридическими лицами, гражданами (приобретателями) устанавливаются отношения государственного займа, в которых государство является должником. Размер, лимит, формы внутреннего долга Республики Беларусь, гарантии по долгу устанавливаются уполномоченными органами государственной власти в соответствии с законом.

Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Кабинета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств.

Управление внутренним государственным долгом осуществляется Кабинетом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.

Под обслуживанием внутреннего государственного долга понимается выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения.

Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо других активов, находящихся в республиканской собственности.

Операции по обслуживанию внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь и их органами на местах либо по поручению и под контролем Национального банка Республики Беларусь коммерческими банками.

Порядок и сроки погашения внутреннего государственного долга определяются Кабинетом Министров  Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.

Долги местных Советов депутатов не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления ими регулируется решениями этих Советов депутатов.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Концепция регулирования бюджетного дефицита