Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа
В современной теории управления чело¬веческими ресурсами под карьерой принято понимать индиви¬дуально осознанные изменения позиции и поведения человека, связанные с относящимся к работе производственным опытом и трудовой деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.
Из приведенных вариантов определения карьеры следует, что:
во-первых, карьера включает внутреннюю позицию и поведение самого работ¬ника,
во-вторых, она есть поступательное изменение навыков, способностей и профессиональных возможностей роста, связан¬ных с его экономической деятельностью,
Введение стр. 2
Понятие и виды карьеры. Основные этапы карьеры. стр. 3-7
Виды и цели деловой карьеры.
Моделиразвития карьеры. стр. 8-19
Планирование и управление карьерой стр. 20-25
Заключение стр. 26
Список литературы стр. 27
Модель карьеры «змея» пригодна для руководителя
и специалиста (рис. 4.17.). Она предусматривает
горизонтальное перемещение работника
с одной должности на другую путем назначения
с занятием каждой непродолжительное время
(1–2 г.).
Рис. 4.17. Модель деловой карьеры «змея»
Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно диспетчером, технологом и экономистом, а затем назначается на должность начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в течение 6–9 лет работает заместителем директора по кадрам, коммерции и экономике и всесторонне изучает важные участки деятельности.
Главное преимущество данной модели заключается в возможности удовлетворения потребности человека в познании интересующих его функций управления. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы назначения и перемещения и детальное изучение социально-психологического климата в коллективе. Наибольшее распространение эта модель получила в Японии на крупных фирмах. Профессор У. Оучи, автор известной книги «Теория Зет», говорит о расстановке кадров в Японии; «Может быть, наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже расположенные в разных географических местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех служащих. Инженер-электрик с проектирования схем может быть направлен на производство или сборку, техника каждый год могут переводить на новые станки или в другие подразделения, руководителей - перемещать по всем отраслям бизнеса. Когда люди работают все время по одной специальности, у них возникает тенденция к формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью, а не с будущим всей фирмы».
При несоблюдении ротации кадров карьера «змея» теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.
Модель карьеры «перепутье»
предполагает по истечении определенного
фиксированного или переменного
срока работы прохождение руководителем
или специалистом комплексной оценки (аттестации),
по результатам которой принимается решение
о повышении, перемещении или понижении
в должности (рис. 4.18.). Эта карьера может
быть рекомендована для совместных предприятий
и зарубежных фирм, применяющих трудовой
договор в форме контракта. По своей философии
это американская модель карьеры, ориентированная
на индивидуализм человека.
Рис. 4.18. Модель карьеры «перепутье»
Планирование карьеры
работника представляет собой организацию
его продвижения по ступеням должностного
и квалификационного роста, помогающую
ему развить и реализовать
профессиональные знания и навыки в
интересах фирмы (рис. 4.19.).
Рис. 4.19. Планирование карьеры работника
В мире распространены две модели построения карьеры: американская модель и японская модель.
Характеристики американской и японской моделей управления персоналом показывают разные схемы построения карьеры. Планирование карьеры в японских фирмах, ориентированных на пожизненный наем работников, предполагает, что все перемещения работника (смена сфер деятельности, горизонтальные и вертикальные перемещения) происходят в рамках одной фирмы.
Американские же фирмы расценивают переход работника в другую фирму как естественный вариант развития его карьеры. Такой подход называется диверсифицированным. С одной стороны, американские фирмы гордятся, что ушедшие от них сотрудники добились успеха в других местах. С другой, продолжительная работа в известной фирме является лучшей рекомендацией и гарантией получения новой работы.
В табл. 4.10. показаны связи
между этапами карьеры и
Предварительный этап включает учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
Этап становления длится примерно пять лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.
Таблица 4.10.
Этапы карьеры
Этапы карьеры |
Потребности достижения цели |
Моральные потребности |
Физиологические и материальные потребности |
Предварительный до 25 лет |
Учеба, испытания на разных работах |
Начало самоутверждения |
Безопасность существования |
Становление до 30 лет |
Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста |
Самоутверждение, начало достижения независимости |
Безопасность существования, здоровье уровень зарплаты |
Продвижение до 45 |
Продвижение по служебной лестнице, рост квалификации |
Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения |
Здоровье, высокий уровень оплаты труда |
Сохранение до 60 лет |
Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка к смене вида деятельности |
Стабилизация независимости, самовыражения, рост уважения |
Сохранения уровня зарплаты и интерес к другим источникам дохода |
Пенсионный после 65 лет |
Занятие другими видами деятельности |
Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения |
Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье |
Этап продвижения обычно происходит в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и занимает возрастной период от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени.
Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях и капитале других организаций).
Этап завершения приходится на возраст от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовится к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату в данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
Пенсионный этап карьеры в данной организации (виде деятельности) завершается. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.
Схему управления деловой
карьерой работников организации можно представить в виде схемы, изображенной
на рис. 4.20.
Схема функциональных взаимосвязей в процессе управления деловой карьерой в организации отображена на рис. 4.21.
Функции управления |
Дирекция |
Служба УП |
Начальники отделов |
Профсоюзный комитет |
Составление планов по управлению деловой карьерой и кадровым резервом |
Р |
О |
У |
С |
Принятие мер поощрения или взыскания за выполняемую работу по резерву кадров |
Р |
О |
П |
С |
Совершенствование организации замещения кадров |
Р |
О |
У |
С |
Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей |
Р |
О |
П |
У |
Повышение квалификации работников, зачисленных в резерв |
Р |
О |
У |
С |
Оформление в резерв и передвижение по должностям |
Р |
О |
П |
У |
Организация учета по управлению деловой карьерой и резервом |
Р |
О |
П |
С |
Изучение расстановки
и использования специалистов, а
также деловых качеств |
Р |
О |
П |
С |
Создание резервов кадров на выдвижение |
Р |
О |
У |
С |
Контроль выполнения руководителями подразделений работы по управлению деловой карьерой и кадровым резервом |
Р |
О |
П |
У |
Изучение движения кадров |
Р |
О |
П |
С |
Обеспечение составления отчетности по управлению деловой карьерой и кадровым резервом |
Р |
О |
П |
С |
Проработка схем замещения и индивидуальных планов развития деловой карьеры |
Р |
О |
П |
С |
Контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв кадров |
Р |
О |
У |
У |
Выполнение программы работы с кадровым резервом |
Р |
О |
П |
С |
Р – принимает решения, утверждает документ О – отвечает за выполнение, организует, оформляет окончательный документ У – участвует в выполнении данной функции П – представляет исходные данные для выполнения функции С – согласовывает документ по данной функции |
Рис. 4.21. функциональные взаимосвязи в процессе управления деловой карьерой
Одну из гипотез по управлению карьерой персонала выдвинул Г. В. Ф. Оствальд
В 1909 г. немецкий ученый Г. В. Ф. Оствальд (1853-1932 гг.) на основе исследования творческих биографий великих ученых обнаружил, что высоких результатов добились люди с разными и даже противоположными типами характера. При этом некоторые из них по проявлениям своего характера воспринимались окружающими, как люди заурядные. В своей книге «Великие люди» Оствальд сформулировал гипотезу, что нужно выявлять не то; какие черты характера лучшие для высоких результатов, а то, какие условия способствуют в наибольшей степени достижению этих результатов.
Сегодня гипотеза Оствальда получила широкое теоретическое и практическое подтверждение. Для управления персоналом вывод из нее следующий. В условиях роста творческих начал в труде руководству следует избегать унифицированных способов организации и мотивирования труда и больше заботиться об индивидуальном подходе к стимулированию работников, создавая тем самым для каждого из них наиболее благоприятные условия.
Управление карьерой работников в определенной степени является естественным продолжением и результатом всей деятельности службы управления персоналом. Данный процесс начинается уже на этапе найма, в ходе которого претенденту должна быть представлена полная и достоверная информация о возможностях и перспективах работы в фирме. Хорошо продуманная и организованная программа подготовки и повышения квалификации работников обусловливает реализацию планов по построению карьеры: повышение в должности, перемещение и т. п.
Планирование и управление
карьерой
Регулярное продвижение
персонала по выбранной сфере
деятельности предполагает взаимодействие
процесса планирования карьеры и
определение средств для
Для работника это означает:
- более высокую степень удовлетворения от работы в организации, предоставляющий ему возможность профессионального роста и повышение уровня жизни;
- возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;
- Организация получает следующие преимущества: