Деловая карьера персонала организации: сущность, основные проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

В современной теории управления чело¬веческими ресурсами под карьерой принято понимать индиви¬дуально осознанные изменения позиции и поведения человека, связанные с относящимся к работе производственным опытом и трудовой деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.
Из приведенных вариантов определения карьеры следует, что:
во-первых, карьера включает внутреннюю позицию и поведение самого работ¬ника,
во-вторых, она есть поступательное изменение навыков, способностей и профессиональных возможностей роста, связан¬ных с его экономической деятельностью,

Содержание работы

Введение стр. 2
Понятие и виды карьеры. Основные этапы карьеры. стр. 3-7
Виды и цели деловой карьеры.
Моделиразвития карьеры. стр. 8-19
Планирование и управление карьерой стр. 20-25
Заключение стр. 26
Список литературы стр. 27

Файлы: 1 файл

Career_kursov.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Модель карьеры «змея» пригодна для руководителя и специалиста (рис. 4.17.). Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1–2 г.).                                                                

 

Рис. 4.17. Модель деловой  карьеры «змея» 

 

Например, мастер после  обучения в школе менеджеров работает последовательно диспетчером, технологом и экономистом, а затем назначается на должность начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в течение 6–9 лет работает заместителем директора по кадрам, коммерции и экономике и всесторонне изучает важные участки деятельности.

Главное преимущество данной модели заключается в возможности  удовлетворения потребности человека в познании интересующих его функций управления. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы назначения и перемещения и детальное изучение социально-психологического климата в коллективе. Наибольшее распространение эта модель получила в Японии на крупных фирмах. Профессор У. Оучи, автор известной книги «Теория Зет», говорит о расстановке кадров в Японии; «Может быть, наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже расположенные в разных географических местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех служащих. Инженер-электрик с проектирования схем может быть направлен на производство или сборку, техника каждый год могут переводить на новые станки или в другие подразделения, руководителей - перемещать по всем отраслям бизнеса. Когда люди работают все время по одной специальности, у них возникает тенденция к формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью, а не с будущим всей фирмы».

При несоблюдении ротации  кадров карьера «змея» теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием  темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

Модель карьеры «перепутье»  предполагает по истечении определенного  фиксированного или переменного  срока работы прохождение руководителем  или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности (рис. 4.18.). Эта карьера может быть рекомендована для совместных предприятий и зарубежных фирм, применяющих трудовой договор в форме контракта. По своей философии это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.                                                                

 

Рис. 4.18. Модель карьеры  «перепутье» 

 

Планирование карьеры  работника представляет собой организацию  его продвижения по ступеням должностного и квалификационного роста, помогающую ему развить и реализовать  профессиональные знания и навыки в  интересах фирмы (рис. 4.19.).                                                                           

 

Рис. 4.19. Планирование карьеры  работника 

 

В мире распространены две  модели построения карьеры: американская модель и японская модель.

Характеристики американской и японской моделей управления персоналом показывают разные схемы построения карьеры. Планирование карьеры в японских фирмах, ориентированных на пожизненный наем работников, предполагает, что все перемещения работника (смена сфер деятельности, горизонтальные и вертикальные перемещения) происходят в рамках одной фирмы.

Американские же фирмы  расценивают переход работника  в другую фирму как естественный вариант развития его карьеры. Такой подход называется диверсифицированным. С одной стороны, американские фирмы гордятся, что ушедшие от них сотрудники добились успеха в других местах. С другой, продолжительная работа в известной фирме является лучшей рекомендацией и гарантией получения новой работы.

В табл. 4.10. показаны связи  между этапами карьеры и потребностями. Но для того чтобы управлять карьерой, необходимо более полное описание того, что происходит с людьми на различных этапах карьеры. Для этого в организациях проводятся специальные исследования.

Предварительный этап включает учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длится до 25 лет. За этот период человек может  сменить несколько различных  работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Этап становления длится примерно пять лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Таблица 4.10.

Этапы карьеры

Этапы карьеры 

Потребности достижения цели

Моральные потребности

Физиологические и материальные потребности 

Предварительный

до 25 лет 

Учеба, испытания на разных работах 

Начало самоутверждения 

Безопасность существования 

Становление

до 30 лет 

Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста

Самоутверждение, начало достижения независимости 

Безопасность существования, здоровье уровень зарплаты

Продвижение

до 45

Продвижение по служебной  лестнице, рост квалификации

Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения

Здоровье, высокий уровень  оплаты труда 

Сохранение

до 60 лет 

Приготовление к уходу  на пенсию. Подготовка к смене вида деятельности

Стабилизация независимости, самовыражения, рост уважения

Сохранения уровня зарплаты и интерес к другим источникам дохода

Пенсионный

после 65 лет 

Занятие другими видами деятельности

Самовыражение в новой  сфере деятельности, стабилизация уважения

Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье


 

 

Этап продвижения обычно происходит в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется  действиями по закреплению достигнутых результатов и занимает возрастной период от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени.

Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях и капитале других организаций).

Этап завершения приходится на возраст от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовится к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату в данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

Пенсионный этап карьеры  в данной организации (виде деятельности) завершается. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.

Схему управления деловой  карьерой работников организации можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 4.20.                               

    

 

 

Схема функциональных взаимосвязей в процессе управления деловой карьерой в организации отображена на рис. 4.21. 

 

Функции управления

Дирекция

Служба УП

Начальники отделов

Профсоюзный комитет

Составление планов по управлению деловой карьерой и кадровым резервом

Р

О

У

С

Принятие мер поощрения  или взыскания за выполняемую  работу по резерву кадров

Р

О

П

С

Совершенствование организации  замещения кадров

Р

О

У

С

Проведение конкурсов  на замещение вакантных должностей

Р

О

П

У

Повышение квалификации работников, зачисленных в резерв

Р

О

У

С

Оформление в резерв и передвижение по должностям

Р

О

П

У

Организация учета по управлению деловой карьерой и резервом

Р

О

П

С

Изучение расстановки  и использования специалистов, а  также деловых качеств работников

Р

О

П

С

Создание резервов кадров на выдвижение

Р

О

У

С

Контроль выполнения руководителями подразделений работы по управлению деловой карьерой и кадровым резервом

Р

О

П

У

Изучение движения кадров

Р

О

П

С

Обеспечение составления  отчетности по управлению деловой карьерой и кадровым резервом

Р

О

П

С

Проработка схем замещения  и индивидуальных планов развития деловой карьеры

Р

О

П

С

Контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв кадров

Р

О

У

У

Выполнение программы  работы с кадровым резервом

Р

О

П

С

Р – принимает решения, утверждает документ

О – отвечает за выполнение, организует, оформляет окончательный документ

У – участвует в  выполнении данной функции

П – представляет исходные данные для выполнения функции

С – согласовывает  документ по данной функции


 

 

Рис. 4.21. функциональные взаимосвязи в процессе управления деловой карьерой

Одну из гипотез по управлению карьерой персонала выдвинул Г. В. Ф. Оствальд

В 1909 г. немецкий ученый Г. В. Ф. Оствальд (1853-1932 гг.) на основе исследования творческих биографий великих ученых обнаружил, что высоких результатов добились люди с разными и даже противоположными типами характера. При этом некоторые из них по проявлениям своего характера воспринимались окружающими, как люди заурядные. В своей книге «Великие люди» Оствальд сформулировал гипотезу, что нужно выявлять не то; какие черты характера лучшие для высоких результатов, а то, какие условия способствуют в наибольшей степени достижению этих результатов.

Сегодня гипотеза Оствальда  получила широкое теоретическое  и практическое подтверждение. Для управления персоналом вывод из нее следующий. В условиях роста творческих начал в труде руководству следует избегать унифицированных способов организации и мотивирования труда и больше заботиться об индивидуальном подходе к стимулированию работников, создавая тем самым для каждого из них наиболее благоприятные условия.

Управление карьерой работников в определенной степени  является естественным продолжением и  результатом всей деятельности службы управления персоналом. Данный процесс начинается уже на этапе найма, в ходе которого претенденту должна быть представлена полная и достоверная информация о возможностях и перспективах работы в фирме. Хорошо продуманная и организованная программа подготовки и повышения квалификации работников обусловливает реализацию планов по построению карьеры: повышение в должности, перемещение и т. п.

 

  
Планирование и управление карьерой 

 

Регулярное продвижение  персонала по выбранной сфере  деятельности предполагает взаимодействие процесса планирования карьеры и  определение средств для достижения желаемых результатов. При планировании деловой карьеры необходимо обеспечить правильное взаимодействие организации и работника с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное продвижение сотрудника по системе должностей или рабочих мест.

Для работника это  означает:

- более высокую степень удовлетворения от работы в организации, предоставляющий ему возможность профессионального роста и повышение уровня жизни;

- возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;

- Организация получает следующие преимущества:

Информация о работе Деловая карьера персонала организации: сущность, основные проблемы и пути решения