Демографический и трудовой потенциалы национальной экономики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:02, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы является показать особенности демографического и трудового потенциала в Республике Беларусь.
Основными задачами контрольной работы является:
- изучить понятие и показатели демографического потенциала;
- рассмотреть трудовые ресурсы как фактор развития национальной экономики;
- показать характеристику трудового потенциала Республики Беларусь;

Содержание работы

1. Демографический потенциал: понятие и показатели.
2. Трудовые ресурсы как фактор развития национальной экономики. Характеристика трудового потенциала Республики Беларусь.
3. Программа демографической безопасности Республики Беларусь.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Тема 5_Демографический и трудовой потенциал_БелГут.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Тема  5. Демографический  и трудовой потенциалы национальной экономики Беларуси

 

 

План

 

Введение

 

1. Демографический потенциал:  понятие и показатели.

 

2. Трудовые ресурсы  как фактор развития национальной  экономики. Характеристика трудового  потенциала Республики Беларусь.

 

3. Программа демографической  безопасности Республики Беларусь.

 

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Целью контрольной работы является показать особенности демографического и трудового потенциала в Республике Беларусь.

Основными задачами контрольной  работы является:

- изучить понятие и  показатели демографического потенциала;

- рассмотреть трудовые ресурсы как фактор развития национальной экономики;

- показать характеристику трудового потенциала Республики Беларусь;

- раскрыть программу демографической безопасности Республики Беларусь.

Объектом исследования контрольной работы является демографический  и трудовой потенциал.

При написании контрольной работы использовались следующие методы:

- анализа;

- сравнения;

- логический;

- графический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Демографический  потенциал: понятие и показатели   

   

 

Демографический потенциал (ДП) этноса, общности — это ее репродуктивные возможности. Он детерминируется: а) численностью репродуктивно активных представителен в составе общности и б) их детородной активностью (детность- число детей в семьях, суммарный; причем показатели и "а" и "б" — в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной (через 1—2 поколения) перспективе.

Важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны играют затраты труда, которые в свою очередь определяются численностью населения, т.е. связаны с демографическим потенциалом страны.           

Демографические процессы в узком понимании охватывают воспроизводство народонаселения: естественное движение населения (рождаемость, смертность, браки, овдовения, разводы) и миграцию. Возрастная структура населения - особый фактор, от которого зависят трудовые ресурсы общества [5, с. 42].

В число трудоспособных не включается часть населения, которая не выходит на рынок труда, к ней относятся малолетние дети, учащиеся, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и т.д. Желающие работать составляют так называемую рабочую силу, в составе выделяются безработные - те, кто не имеет возможности найти работу и тем самым участвовать в развитии экономики страны, пополняя ее трудовые ресурсы.

Но изменение затрат труда числом занятых не полностью  отражает действительное положение  вещей. Наиболее точный измеритель затрат труда - показатель количества отработанных человеко-часов, который позволяет учесть суммарные затраты рабочего времени. Увеличение затрат рабочего времени зависит от темпов прироста населения, от желания работать среди населения, от уровня безработицы, пенсионного обеспечения и т.д. Данные факторы меняются во времени и по странам, тем самым они создают различия в темпах и уровнях экономического развития.

Наряду с количественными  факторами важную роль играют качество рабочей силы и связанные с  ней затраты труда в процессе производства. Чем выше качество образования и квалификации работников, тем выше и производительность труда. Это способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Таким образом, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а только за счет повышения качества рабочей силы.

Демографический потенциал  имеет основополагающее значение для  оценки и прогноза трудовых ресурсов. Его важнейшими показателями являются численность и продолжительность жизни населения, рождаемость и смертность, половозрастная структура, распределение населения на городское и сельское.

Численность населения  определяется по итогам переписей и  текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании  итогов переписи населения, к которым ежегодно добавляется количество родившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.

Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении — это количество лет, которое в среднем предстоит  прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших в данном возрасте в течение календарного года к среднегодовой численности лиц данного возраста [5, с. 43].

Распределение населения  на городское и сельское производится по месту проживания. В Республике Беларусь к городским поселениям относятся города и поселки городского типа (городские, рабочие и курортные). Население страны, проживающее на остальной территории, является сельским.

Существует несколько  основных факторов, оказывающих влияние  на демографическое развитие страны:

1) Фактор политики  государства. Абсолютно ясно, что политика, проводимая государством влияет и на экономическую ситуацию в стране, и на уровень социальной защищенности, и на законодательную поддержку семьи и брака. Направление же демографической политики зависит от цели, преследуемой той или иной страной. Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

2) Экономический фактор. Этот фактор оказывает влияние  на все демографические структуры и процессы. Экономический фактор влияет также на внутреннюю и внешнюю миграцию, так как расселение населения в немалой степени зависит от факторов заработной платы и возможности трудоустройства.

3) Фактор социальной  защищенности. Все слои населения должны получать от государства социальную защиту, если этого не происходит, то увеличивается масштаб внешней миграции, которая приводит к уменьшению численности населения. Государству необходимо предоставлять населению пенсии, детские пособия, субсидии, льготы. Это не только материальная помощь, такая забота со стороны государства порождает в людях чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

4) Фактор войн. Война  является одной из главных  причин неестественной убыли  населения. Во время войн погибает огромное количество людей, еще больше лишаются здоровья.

5) Национальный и религиозный  факторы.

6) Фактор государственной  и законодательной защищенности  института семьи и брака. На  сегодняшний день одной из  главных составляющих демографического  кризиса является отказ от материнства, выражающийся в абортах, отказе от детей, отречении от родительства как такового, а также тенденция к созданию малодетных семей. Большое влияние оказывает утрата среди населения ценностей семьи и брака, выражающаяся в так называемых гражданских и гостевых браках, многочисленных разводах, внебрачном рождении детей.

7) Фактор эпидемий. Отрицательное  воздействие этого фактора невозможно  побороть без грамотной политики  государства в области здравоохранения,  достойного материального снабжения медицинских учреждений, строгим наблюдением за здоровьем населения.

Численность населения Республики   на 1 января 2011 г. составила 9 481,1 тыс. человек.

Среди стран СНГ по численности  населения республика находится  на 5-м месте после России (140,4 млн человек), Украины (45,4 млн человек), Узбекистана (27,8 млн человек) и Казахстана (15,8 млн человек).

В стране проживает более 4,4 млн мужчин (47% от общей численности населения республики) и около 5,1 млн женщин (53%). На 1000 мужчин в республике приходится 1150 женщин [9, с. 36].

Удельный вес населения в  возрасте 0–15 лет составил 16% от общей численности населения, доля населения в возрасте старше трудоспособного — 22%, в трудоспособном — 62%.

Численность населения по областям и г.Минску (тысяч человек)

 

В Беларуси отмечается тенденция увеличения числа городских жителей. Если в 1999 году (согласно данным переписи) доля горожан составляла 69,3% от общей численности населения, то, по данным переписи 2009 года, — уже 74,3%. Соответственно снизился удельный вес сельского населения: с 34,6% в 1999 году до 25,7% — в 2012-м.

Среди стран СНГ горожане преобладают  также в России (73%), Украине (69%), Армении (64%), Казахстане (59%), Грузии (53%), Азербайджане (52%).

В настоящее время в крупных  городах республики проживает 56,9% населения, средних городских поселениях — 5,0, малых городских поселениях — 12,4, в сельских населенных пунктах — 25,7% граждан.

 Республика Беларусь — многонациональное государство. По данным переписи населения 2009 года, на ее территории постоянно проживали представители около 140 национальностей и народностей. Почти 84% жителей страны при переписи отнесли себя к коренной национальности — белорусам, 8,3 — к русским, 3,1 — к полякам, 1,7% — к украинцам.

В десятку наиболее многочисленных национальностей Республики Беларусь также входят евреи, армяне, татары, цыгане, азербайджанцы и литовцы.

Национальный состав населения  отдельных областей Республики Беларусь отличается от республиканского. Так, в Брестской и Минской областях пятерку наиболее многочисленных национальностей замыкают не евреи, а армяне. В Гомельской области на четвертой позиции в списке наиболее многочисленных национальностей находятся цыгане, а поляки переместились на шестую позицию. В Гродненской области доля белорусов составляет 67%, поляков — 22%, а замыкают пятерку литовцы — с долей 0,2%.

Почти 60% лиц, участвовавших в переписи 2009 года, в качестве родного языка указали язык своей национальности. При этом разговаривать на нем дома предпочитают 30% граждан. В большей степени население Республики Беларусь предпочитает разговаривать на русском языке (62,2%), который наряду с белорусским является официальным языком общения.

По мнению ряда специалистов-демографов, экономистов и других, наша белорусская  земля, ее ресурсный и экономический потенциал могут прокормить и обеспечить комфортные условия жизни для 25–30 млн граждан.

Будущее нации во многом зависит от формирования у лиц  репродуктивного возраста установок  на планирование и воспитание двух и более детей [9, с. 37].

В данной связи государственная  политика направлена на стимулирование рождаемости, охрану материнства и  детства, формирование престижа полноценной — многодетной — семьи.

В стране сложилась разветвленная  система государственной поддержки  семей с детьми, включающая: пособия по беременности, родам и содержанию детей; оказание многодетным семьям финансовой помощи в решении жилищных проблем; предоставление им налоговых льгот, обеспечение бесплатным питанием детей первых 2-х лет жизни, социальное обслуживание и др. 

Одной из ключевых задач  демографической политики является укрепление здоровья нации, минимизация  заболеваемости и поступательное снижение смертности, формирование в обществе прочных устоев здорового образа жизни.

Активизация усилий государства  и общественности по линии здравоохранения, социально-экономической поддержки семей с детьми, профилактики семейного неблагополучия и пропаганды здорового образа жизни способствовали улучшению за последние годы в стране важнейших медико-демографических показателей.

Так, по сравнению с 2005 годом общий коэффициент рождаемости увеличился с 9,2 случая на 1 тыс. человек (промилле) в 2005 году до 11,4 — в 2010-м.

Суммарный коэффициент  рождаемости (среднее число рожденных  детей, приходящихся на 1 женщину) повысился с 1,29 в 2005 году до 1,44 — в 2010-м.

Значение данного показателя в Беларуси несколько выше, чем  в среднем по Восточной Европе (1,39), а также в таких европейских  странах, как Польша (1,28), Словакия (1,31), Германия и Румыния (по 1,33 в каждой), Австрия, Венгрия, Греция и Литва (по 1,39), Украина (1,40) [9, с. 38].

Вместе с тем достигнутый  в нашей стране показатель рождаемости  обеспечивает воспроизводство населения  лишь на 2/3. Для того чтобы население  не убывало, рождаемость должна поддерживаться на уровне не ниже 2,1. Всё это диктует необходимость усиления мер государства и общества по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми.

 Основой стабильности  государства является крепкая  здоровая семья, в которой растут  и воспитываются дети. Именно  поэтому в Беларуси повышенное внимание уделяется предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства.

Осуществляемые в этом направлении меры способствовали усилению ответственности родителей за воспитание детей, повышению результативности профилактической работы с неблагополучными семьями.

Информация о работе Демографический и трудовой потенциалы национальной экономики Беларуси