Демографический и трудовой потенциалы национальной экономики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:02, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы является показать особенности демографического и трудового потенциала в Республике Беларусь.
Основными задачами контрольной работы является:
- изучить понятие и показатели демографического потенциала;
- рассмотреть трудовые ресурсы как фактор развития национальной экономики;
- показать характеристику трудового потенциала Республики Беларусь;

Содержание работы

1. Демографический потенциал: понятие и показатели.
2. Трудовые ресурсы как фактор развития национальной экономики. Характеристика трудового потенциала Республики Беларусь.
3. Программа демографической безопасности Республики Беларусь.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Тема 5_Демографический и трудовой потенциал_БелГут.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Трудовые  ресурсы как фактор развития  национальной экономики. Характеристика  трудового потенциала Республики Беларусь

 

 

Определяется количеством  и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национальной экономики.

Трудовые ресурсы —  это та часть населения, которая  благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике.

Граница трудоспособного возраста населения в каждом государстве определяется национальным законодательством в зависимости от продолжительности жизни, природно-климатических и социально-экономических условий страны.

В Республике Беларусь, как в Российской Федерации и Украине, к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины — от 16 до 55 лет. В Великобритании, Австрии, Греции, Грузии верхней границей трудоспособного возраста для мужчин является 65 лет, женщин — 60 лет; в Италии — соответственно 62 и 57; Кыргызстане — 63 и 58 лет; Португалии — 65 и 62 года. Во многих странах границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин одинаковы и верхний их предел составляет, например, в Дании, Исландии, Норвегии — 67 лет; в Бельгии, Германии, Финляндии, Швеции, Канаде, США — 65 лет; Эстонии — 63 года; Латвии — 62 года; Китае и Франции — 60 лет.

В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход на международную систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население [3, с. 74].

Экономически активное население  — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Экономически активное население характеризуется показателем «уровень экономической активности населения», который определяется в процентах к общей численности населения.

К экономически неактивному населению  трудоспособного возраста относятся  лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это та часть жителей страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. В состав экономически неактивного населения включаются: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений (в том числе аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии; занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.; безработные, не состоящие на учете в службе занятости, но которые могут и готовы работать; другие лица, у которых нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

К занятым в экономике относятся  лица, работающие на предприятиях и  в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской деятельностью и самозанятое население.

Для характеристики трудового  потенциала страны важное значение имеет  структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности.

В последние годы для  характеристики демографического и  трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».

Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого  развития, разработан специалистами  Программы развития ООН (ПРООН) для сравнения отдельных государств по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации — возможности жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. В показателе учитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей [3, с. 75].

ИРЧП представляет собой  среднюю арифметическую из трех важнейших  индикаторов уровня жизни — индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,500 до 0,799 — со средним уровнем; менее 0,500 — низким уровнем развития человеческого потенциала.

Категория человеческий капитал появилась в мировой  экономической науке во второй половине XX в. Разработчики теории считали, что человеческий капитал как экономическая категория во многом совпадает с активной частью основного капитала — машинами и оборудованием. Он также изнашивается, требует текущего и капитального ремонтов, модернизации и замены, переносит на производимую продукцию часть своей стоимости.

Человеческий капитал  включает врожденные способности и  талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Он представляет собой не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накопленный запас. Общепризнаны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов, поддержание здоровья и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется накоплением чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла. Доходный принцип основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.

Человеческий капитал  является важной составляющей национального богатства, хотя в настоящее время национальное богатство Беларуси по официальной статистике включает только совокупность накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми общество располагает в данный момент времени.

На сегодняшний день Белстат показывает численность населения 9460 тысяч человек. С начала года - снижение на 5,2 тысячи. С 2000 года (когда нас было еще 10,0 млн.человек), численность упала на 496,7 тысяч, или на 5,0%.

Количество граждан  в трудоспособном возрасте с 2000 года также снизились, но не так сильно - всего на 0,7% (по данным за 2011 год, за 2012 - еще нет статистики). Связано это, во-первых, с переходом граждан и группы «младше трудоспособного возраста» в группу «трудовых ресурсов» (ежегодно по 85-110 тысяч). Во-вторых, с малым количеством граждан «новых пенсионеров» все эти годы. Благодаря этому обстоятельству до 2010 года количество граждан трудоспособного возраста росло. Но эта тенденция уже прервана в 2010 году. Трудовые ресурсы снижались в 2010 и 2011 на 49-57 тысяч, а пенсионеров становилось больше на 24-34 тысячи. Думаю, и статистика 2012 будет схожая. В итоге, доля трудовых ресурсов в общей численности населения составила на начало 2012 года 60,7%, а пенсионеров - 23,2%.

Констатируем с 2010 года начало периода ухудшения структуры трудоспособного населения по естественным причинам [9, с. 38].

В трудовые ресурсы включаются страны включаются помимо граждан в  трудоспособном возрасте, еще пенсионеры и дети до 18 лет, занятые в экономике. При этом, исключаются граждане, получившие пенсию до достижения пенсионного возраста. Другими словами, трудовые ресурсы это все те, кто «должен работать по возрасту», плюс те «кто работает, но не должен по возрасту», и минус те «кто не работает по закону, несмотря на возраст».

 

 

Существует снижение трудовых ресурсов на 1,3% (по состоянию  на 2011 год). При этом за сам 2011 год  это показатель снизился на 0,8%. Это  очень существенное снижение.

 

2012 год дан пока  за период январь-ноябрь.  Значительное  ухудшение в 2012 количества занятых: -1,8%. При этом, по сравнению с 2008 годом, снижение не такое значительное, всего -0,9%. Главным образом потому, что в кризисные годы рост занятых продолжался и достиг пика в 2010 году. А в 2011 году снижения практически не было.

В связи с этим есть вывод, связанный с «незанятым» в экономике населением, из числа трудовых ресурсов. Считается, что это та самая разница в 1,5 млн.белорусов , которая трудятся за границей. Однако, такая разница (1,5 млн.) наблюдалась до 2008 года, а с 2009 она стала существенно уменьшаться, и в 2011 году составила уже только 1,376 млн.человек. Формально - улучшение ситуации, но только формально. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Программа  демографической безопасности Республики Беларусь

 

 

Основной формой реализации настоящего Закона являются Национальная программа демографической безопасности и программы демографической безопасности для административно-территориальных единиц.

Программы демографической  безопасности разрабатываются за год  до начала прогнозируемого периода  на пятилетний срок.

В программах демографической  безопасности должны быть отражены:

1. Оценка демографического  развития и демографической политики  за предыдущий период и характеристика  демографической ситуации.

2. Реальные и потенциальные  демографические угрозы.

3. Основные направления программ демографической безопасности на пятилетний период [2].

4. Государственная политика  в области охраны и обеспечения  репродуктивных прав граждан  и формирования их репродуктивных  потребностей, в том числе:

обеспечение условий, способствующих реализации существующих репродуктивных установок супружеских пар и личностей;

оказание профессиональной медицинской и социальной помощи в вопросах планирования семьи;

воспитание у родителей  ответственности за рождение и воспитание здорового ребенка;

формирование предпосылок, способствующих повышению основных показателей репродуктивных установок женщин в долгосрочной демографической перспективе;

повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания для семьи репродуктивного возраста.

5. Преобразования в области здравоохранения, в том числе:

- совершенствование здравоохранения для достижения качественного медицинского обслуживания населения;

- увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте;

- предупреждение и искоренение вредных для здоровья привычек, профилактика, в первую очередь среди групп повышенного риска, психических расстройств, алкоголизма и наркомании, снижение распространения заболеваний, передающихся половым путем;

- совершенствование просветительской и образовательной деятельности по формированию и распространению знаний о профилактике заболеваний и по укреплению здоровья.

6. Государственная политика  в отношении семьи, пожилых людей, в том числе:

- всестороннее укрепление института семьи и соблюдение ее прав;

- создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, улучшение положения женщин на рынке труда;

- обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;

- переориентация системы общественных и личностных ценностей на семью с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, усиление приоритетности ее интересов в социальной политике;

- обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье;

- разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, развитие форм их семейного обустройства;

- половое воспитание подростков и молодежи, подготовка их к вступлению в брак и семейной жизни;

- совершенствование и обеспечение социально-правовой защиты и создание достойных условий существования для наиболее социально уязвимых категорий населения (престарелые, дети, инвалиды);

- обеспечение условий, способствующих продлению активной жизнедеятельности пожилых людей.

7. Государственная политика  в области уровня и качества  жизни, в том числе:

- создание условий для самообеспечения достойного уровня жизни трудоспособного населения;

- социальное обеспечение граждан в старости, при потере трудоспособности, болезни, безработице и в других критических ситуациях;

- обеспечение адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан;

- создание условий, обеспечивающих здоровую среду обитания;

- формирование условий удовлетворения потребности граждан в жилье;

- обеспечение всем гражданам доступности услуг образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта.

8. Миграционная политика, в том числе:

- регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономических условий, демографической структуры регионов республики;

- защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;

- стимулирование сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала из Республики Беларусь;

- использование миграционного потенциала зарубежных стран в интересах демографического развития Республики Беларусь;

- сочетание прав иммигрантов, прибывающих в Республику Беларусь и получивших соответствующий правовой статус, с интересами государства в части их регионального расселения и обустройства;

Информация о работе Демографический и трудовой потенциалы национальной экономики Беларуси