Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 23:20, дипломная работа
Цель дипломной работы - выявить особенности функционирования, раскрыть проблемы и перспективы развития денежной системы Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи исследования: 1. изучить теоретические основы денежной системы;
2. изучить специфику денежной системы России;
3.провести анализ динамики показателей денежной системы России в 2006-2009 гг;
4.сформировать перечень выявленных проблем денежной системы России;
5.сформировать перечень перспективных направлений денежной системы России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, свойства, элементы денежной системы ………………………...5
1.2 Сущность кредитных отношений………………………………………….16
1.3 Денежный рынок…………………………………………………………....20
ГЛАВА 2 ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Денежная система России в 90-х годах………………………………….....24
2.2 Денежная система России посткризисного периода………………………29
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Специфика денежной системы России…………………………………....50
3.2 Анализ динамики показателей денежной системы России в 2005-2009 гг…………………………………………………………………………………54
3.3 Проблемы кредитно-денежной системы России…………………………64
3.4 Перспективы развития денежной системы России..…………………….72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………81
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...….84
На основе распространения ЭВМ в банковском деле появилась возможность замены чеков пластиковыми карточками. Пластиковые карточки представляют собой средство расчетов, замещающее наличные деньги и чеки, а также позволяющее владельцу получить в банке краткосрочную ссуду. Наибольшее применение пластиковые карточки получили в розничной торговле и сфере услуг. [11]
Участники экономических отношений в состоянии поддерживать денежный (транзакционный) баланс для обеспечения планируемых расходов независимо от денежных поступлений благодаря использованию средств в валютной форме, а также на счетах до востребования. Поддержание такого баланса предполагает наличие издержек в виде заранее известного процента. Для минимизации издержек участники экономического оборота стремятся к поддержанию денежного баланса на минимальном уровне, требуемом для каждодневной транзакционной деятельности. Они пополняют недостающую часть своих денежных балансов за счет приобретения инструментов денежного рынка, которые могут быть оперативно и с низкими издержками конвертированы в наличность. Как правило, такие инструменты имеют незначительный ценовой риск, что, в свою очередь, обусловлено короткими сроками погашения. Краткосрочные потребности в денежных средствах могут быть также удовлетворены на денежном рынке в виде заимствований по мере необходимости.
Инструменты денежного рынка обычно характеризуются высокой степенью надежности сохранения капитала. Обычно минимальный размер таких инструментов составляет от 1 млн. долл. Их погашение предусматривается в пределах от 1 дня до 1 года. Наиболее распространенный срок – три месяца и менее. Наличие активного вторичного рынка инструментов денежного рынка дает возможность их досрочного погашения. В отличие от фондовых и товарных бирж денежный рынок не имеет четкого местонахождения.
Основными участниками рынка выступают коммерческие банки, правительства, корпорации, совместные фонды денежного рынка, фьючерсные биржи, брокеры и дилеры; а также непосредственно Федеральная резервная система.
Нефинансовые и небанковские финансовые компании привлекают средства на денежном рынке в основном путем выпуска коммерческой бумаги, являющейся краткосрочным необеспеченным простым векселем. В последние годы на этом рынке стало появляться все большее число фирм. Компании, занятые преимущественно международной торговлей, привлекают средства денежного рынка с помощью банковских акцептов. Банковский акцепт – это срочная тратта, акцептованная банком. Тратта в этом случае становится безусловным обязательством банка. В соответствии с условиями типичного банковского акцепта банк акцептует срочную тратту импортера и затем дисконтирует ее, т.е. выплачивает импортеру чуть меньше, чем это предусмотрено по номиналу тратты. Полученные средства импортер использует для платежа экспортеру. Банк, в свою очередь, сохраняет акцепт у себя либо редисконтирует (продает) его на вторичном рынке.
Существуют также пулы краткосрочного инвестирования. Это высоко специализированная группа действующих на денежном рынке посредников, в число которых входят совместные фонды денежного рынка, инвестиционные пулы местной власти, краткосрочные инвестиционные фонды трастовых отделов банков. Указанные посредники формируют крупные пулы инструментов денежного рынка. Затем они продают часть имеющихся у них инструментов другим инвесторам. Тем самым они дают возможность заработка физическим лицам и другим мелким инвесторам на инструментах денежного рынка. Подобных пулов не существовало до середины 70-х годов прошлого столетия.
Фьючерсные контракты и
Опцион денежного рынка
Нормальное функционирование денежного рынка в значительной степени зависит от деятельности брокеров и дилеров, играющих ключевую роль в продвижении новых выпусков инструментов денежного рынка, а также на вторичном рынке, где возможна продажа нереализованных инструментов до наступления срока платежа по ним. В работе с ценными бумагами дилеры используют соглашения о вторичной покупке. Также они выступают посредниками между участниками рынка вторичной покупки, предоставляя займы тем, кто в них заинтересован, и, заимствуя средства у тех, кто готов их предоставить.
Брокеры работают с покупателями и продавцами инструментов денежного рынка на комиссионной основе. Они выполняют также ключевую роль в связывании заемщиков и кредиторов на рынке краткосрочных кредитов. Кроме того, они выступают посредниками между дилерами в целом ряде других секторов денежного рынка.
Главным участником денежного рынка выступает Федеральная резервная система. Она контролирует предоставление имеющихся резервных средств банкам и другим депозитным институтам. При этом торговля ведется либо непосредственно на рынке облигаций, либо на временной основе на рынке вторичной покупки. Таким образом, Федеральная резервная система в состоянии воздействовать на процентную ставку по краткосрочным кредитам. Изменения ставки, в свою очередь, по подобию цепной реакции оказывают влияние на другие ставки денежного рынкам.
Федеральная резервная система может также влиять на ставки денежного рынка через механизмы дисконтного окна и учетной ставки. Изменения учетной ставки оказывают непосредственное сильное воздействие на ставки краткосрочного кредитного рынка, а также и на другие ставки денежного рынка.
ГЛАВА 2 ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Денежная система России в 90-х годах
Формирование современной кредитно банковской системы в России началось в конце девяностых годов прошлого века. Это произошло из-за того, что банковская система СССР не отвечала требованиям рыночной экономики. За эти годы развитие кредитно денежной системы России несколько раз меняло вектор развития, пока не пришло к нынешнему результату. Получилась двухуровневая кредитно банковская система России, во главе которой стоит Банк России, выполняющий регулирующие функции, а вторую ступень занимают коммерческие банки, инвестиционные и паевые фонды и прочие участники кредитно-денежного рынка. Структура кредитно банковской системы России похожа на ту, что имеется в других развитых странах мира. Главное отличие – большое количество коммерческих банков, но тут надо учитывать и огромную территорию, которую занимает Россия, активное влияние на курс национальной валюты (рубль так и не стал до конца конвертируемым), а также значительный аппарат Банка Росиии, который по численности занимает второе место в мире (после Китая). Очевидно, что и современная кредитно банковская система России будет еще совершенствоваться, постепенно будут меняться функции Банка России, который не будет уже так жестко регулировать курс национальной валюты, возникнут новые институты, отвечающие развитию экономики страны. Рассмотрим историю вопроса.
Денежно-кредитное регулирование в России в 90хгг осуществлялось с использованием ряда денежных индикаторов, согласованных с МВФ. Устанавливались максимальные лимиты на чистые кредиты «широкому» правительству (в млрд. руб.)1, а также минимальные лимиты на чистые и валовые международные резервы (в млрд. долл.).
Под чистыми внутренними активами понимается денежная основа (наличные деньги в обращении плюс вклады коммерческих банков в центральном банке) минус чистые международные резервы (пересчитанные из долларов в рубли по специальному курсу). Например, в марте 1997 года в обращении было наличных денег на 105,2 млрд. руб., а банковских вкладов в ЦБР на сумму 31,1 млрд. руб. Таким образом, денежная основа равнялась 136,3 млрд. руб. Чистые международные активы – официальные резервы иностранной валюты (без золота, но за вычетом задолженности международным финансовым институтам) составляли 2 млрд. долл., или 11,1 млрд. руб. в пересчете по специальному расчетному курсу 5,56 деноминированных рублей за доллар. За вычетом этой величины, чистые внутренние активы составили 125 млрд. руб. Поскольку для этого месяца установочный максимум составлял 133,3 млрд., ЦБР находился в рамках, согласованных с валютным фондом.
В России главной задачей денежно-кредитной политики в первые годы рыночных реформ была борьба с инфляцией, развязанной внезапным освобождением товарных цен в начале 1992 года. С этой целью ставка рефинансирования ЦБР поддерживалась на весьма высоком уровне и возрастала вплоть до начала 1995 года, после чего стала снижаться по мере ослабления инфляции. Среднегодовая ставка рефинансирования составляла 144% годовых в 1993 году, 187% в 1994 году, 185% в 1995 году и 99% в 1996 году. К концу 1996 года она снизилась до 48%, а к сентябрю 1997 года – до 21%.
Основным назначением процентной ставки является регулирование кредита (а через него – инфляции). Для заемщиков главную роль играет не номинальная ставка процента, а его реальная величина, т.е. поправленная на величину инфляции. С учетом этой поправки реальная величина ставки рефинансирования составляла в 1993 году минус 83%, в 1994 году - минус 14%, в 1995 году – плюс 41%, в 1996 году – плюс 63%. К концу 1996 года реальная ставка рефинансирования снизилась до 22% и к сентябрю 1997 года - до 7%. В конце 1997 года ставка была резко возвышена, чтобы предотвратить отток средств за рубеж в связи с финансовым кризисом в Азии.
Таким образом, наблюдалось значительное несоответствие динамики ставки процента и инфляции. В 1993-1994 годах реальная ставка процента была номинально высокой, но дороговизна кредита перекрывалась более значительной инфляцией, так что реальная ставка была даже отрицательной. Практически это означало, что номинально жесткая кредитная политика не выполняла свою роль сдерживания инфляции и, наоборот, способствовала росту кредитования экономики.
В 1995-1996 годах реальный процент стал не только плюсовым, но и довольно высоким, что постепенно отключало реальную экономику от пользования банковским кредитованием. Этому периоду соответствует положение спада ВВП и промышленного производства не только из-за недостаточного агрегатного спроса, но так же из-за чрезмерной дороговизны кредита. Такая реально жесткая денежно-кредитная политика действительно способствовала снижению инфляции, но при этом убивала реальную экономику и порождала ряд отрицательных явлений в финансовой сфере – нарушение нормального платежного оборота между предприятиями, переход на бартер и коммерческие векселя, а также укрытие денежных доходов от налогового ведомства.
Поскольку до начала 1997 года правительство России и Центробанк считали своей главной задачей борьбу с инфляцией, жесткость ее денежно-кредитной политики была в какой-то мере оправдана. Но с фактическим преодолением сильной инфляции задачи и направления этой политики должны измениться. Главными задачами должны стать стимулирование экономического роста путем расширения кредитной основы реальной экономики и упорядочения платежных отношений между предприятиями.
В 1997 году денежно-кредитная политика Центробанка была направлена на привлечение инвестиций в реальный сектор, толчком к чему послужило резкое снижение доходности по операциям с государственными краткосрочными облигациями.
Главной задачей денежно-кредитной политики в конце 90хгг Центральный банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год» предусматривается снижение инфляции до 18-22% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг, который может составить 1,5-2%. Проектировки возможного экономического роста и снижения темпов инфляции могут быть реально достигнуты в силу продолжения действия позитивных факторов, обусловивших преодоление экономического спада в 1999 году. Основной предпосылкой для экономического роста в 2000 году считаютрасширение спроса со стороны всех секторов экономики, а также сохранение незагруженных производственных мощностей и свободной рабочей силы. В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики на 2000 год определили прирост денежной массы, который может составить 21-25% за год. При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении.
Контроль за денежным предложением к 2000году остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля и является основой плавного и предсказуемого изменения валютного курса. В 2000 году Банк России продолжит осуществление политики плавающего валютного курса, которая в большей степени соответствует целям и задачам, стоящим перед экономикой. Основой действий Банка России на внутреннем валютном рынке будет сглаживание резких курсовых колебаний в сочетании с мерами валютного регулирования и валютного контроля в целях большего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям. Режим плавающего валютного курса создаст более благоприятные условия для сохранения и накопления Банком России золотовалютных резервов, что особенно важно с точки зрения оценки платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга. Уровень золотовалютных резервов и показатели, характеризующие состояние внешней торговли (например, такие, как динамика экспорта и импорта, уровень мировых цен на основные российские экспортные товары, общее изменение условий торговли) в 2000 году становятся важнейшими индикаторами, определяющими адекватность денежно-кредитной политики поставленным целям и задачам.