Денежно – кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.
Ввиду особой роли денежно – кредитной политики Центрального банка в экономике современной России целью работы является всесторонний анализ монетарных методов государственного регулирования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Понятие и экономическое содержание денежно-кредитной политики
1.1Сущность и назначение денежно-кредитной политики 5
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 9
Глава 2. Роль ЦБ РФ в проведении денежно- кредитной политики
2.1 Основные задачи и функции ЦБ РФ 19
2.2 Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе 23

Заключение 26
Приложения 28
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 444.50 Кб (Скачать файл)

      Увеличение номинальных  процентных ставок оказывает дести-мулирующий эффект на инвесторов: роста инвестиций не происходит. Следовательно, политика Центрального банка не привела к поставленной цели - росту ВВП.

       В стремлении  добиться стабилизации экономики  Центральные банки сталкиваются  с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль над денежным предложением (таргети-рование денежной массы) или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

      Недостатками дискреционной  кредитно-денежной политики, по мнению  представителей монетаризма, не  будет страдать так называемая автоматическая кредитно-денежная политика. Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

      В заключении нужно отметить, что на практике правительства и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х — начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции - менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.

Глава 2.Роль ЦБ РФ в проведении денежно-кредитной политики

2.1 Основные задачи и функции ЦБ РФ

      Главным проводником  денежно-кредитной политики любого  государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии и др.

      Центральные банки  являются регулирующим звеном  в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам;  развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

      Традиционно перед  центральным банком ставится  пять основных задач. Центральный  банк призван быть:

Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

Банком банков, т.е. совершать операции преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы,  предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

Банкиром правительства – поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции  для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

      При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

      К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедура допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок.

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность.

       Функции центрального  банка зачастую переплетаются, из  одной вытекает другая, если этого  требует достижение поставленной  цели или решение какой-либо  определенной задачи.

Центральный банк России  по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей  основной  функции, ЦБ России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка  России весьма широк: от действия в качестве  агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег. (Приложение 2)

       Банк России  начал  свое существование с  принятием закона  "О Банке  России" в декабре 1990 года.[16]: Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти.  Он может быть распущен и ликвидирован только специальным  законодательным актом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) Банк России выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. [1]:

Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

      Центральный банк  регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия  их функционирования. От этих  условий в известной мере зависит  направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Особенности национальной  банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

 

2.2.Приоритеты денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном          этапе

      В связи расширением  открытости российской экономики  и финансовой системы, на приоритеты денежно-кредитной политики все в большей степени влияет мировая конъюнктура. Объемы эмиссии и денежного предложения, рост монетизации практически полностью определяются потоками экспортной выручки. Покупка валюты Банком России уже в течение пяти лет остается основным каналом эмиссии.

       В то же время  задача сохранения высоких темпов  роста ВВП требует большей  предсказуемости денежной и курсовой  политики и её базирования  на приоритетах развития российской  экономики, когда рост монетизации будет связан не с экспортными потоками, а с ростом товарной массы внутри страны, ростом внутреннего спроса и производительности труда в России.    

   Банк России продолжит  применение режима управляемого  плавающего валютного курса. В рамках этого режима в соответствии с антиинфляционной направленностью политики Банк России не будет препятствовать повышению курса рубля, обусловленному действием среднесрочных и долгосрочных экономических факторов. Однако темп его укрепления или ослабления в краткосрочном периоде будет при необходимости ограничиваться для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, уменьшения неопределенности на внутреннем финансовом рынке.

       Необходимо пристальное  внимание уделять развитию рынка  государственного долга. Регулирование требует наличия в портфеле активов банковской системы низкорискованных активов - госбумаг, поскольку без них банкам гораздо сложнее выполнять требования по достаточности капитала. Однако слабое развитие этого рынка в условиях профицита бюджета ограничивает возможности банков. Другим ограничителем является отрицательная реальная доходность таких бумаг (т.е. инфляция).

        Сохранится  тенденция дедолларизации российской  экономики. Изменчивость процессов  замещения валют в портфелях  активов, приводящая к нестабильности спроса на национальную валюту, а также значительное влияние регулируемых цен и тарифов на индекс потребительских цен снижают эффективность использования показателя денежной массы в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики. Тем не менее динамика денежных агрегатов характеризует текущие монетарные условия и является важным “опережающим” индикатором для оценки среднесрочного тренда инфляции. Вместе с тем Банк России не рассматривает прогнозные ориентиры прироста денежной массы как жестко заданные.

        В настоящее  время влияние процентных ставок  по операциям Банка России  на уровень процентных ставок  в экономике является ограниченным. Стоимость денег в экономике  формируется в условиях высокого  уровня ликвидности, складывающегося вследствие больших объемов валютной выручки экспортеров и активных валютных интервенций Банка России. Повышение ставок по стерилизационным инструментам Банка России ограничивается в целях недопущения значительной разницы между этими ставками и процентными ставками на международных финансовых рынках, способной вызвать приток спекулятивного капитала в страну. Тем не менее Банк России будет активизировать процентную политику по мере сокращения зависимости денежного предложения от состояния внутреннего валютного рынка.

        Целесообразно  осуществлять выпуск целевых  займов на отдельные проекты (например, развитие телефонной связи или  строительство дорог, портов). Также  могут эмитироваться суррогатные  госбумаги, т.е. обычные коммерческие  бумаги, но имеющие государственную гарантию (выпущенные, например, в рамках реализации проектов по государственно-частному партнерству). Такое решение этого вопроса позволит увеличить вложения участников рынка в российские государственные ценные бумаги. Принципиально неверно финансировать чужие экономики, в то время как Россия остро нуждается в инвестициях.

        Наряду с  конкретными проблемами развития  финансовых рынков необходимо  решить стратегическую задачу  введения в рыночный оборот  активов, не представленных в настоящий момент на рынках капитала. Это - богатейшие природные ресурсы, недвижимость, земля. Вовлечение их в рыночный оборот позитивным образом скажется на росте финансовых рынков, придаст дополнительный импульс развитию кредитных операций российских банков.

Информация о работе Денежно – кредитная политика