Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление сущности и особенностей функционирования денежно-кредитной политики Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить необходимость и цели денежно-кредитной политики государства;
– описать основные инструменты реализации денежно-кредитной политики;
– рассмотреть характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году.
Введение
1. Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства
2. Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики
3. Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году
Заключение
КТЗ-I
КТЗ-II
Список литературы
Содержание
Введение |
3 |
1. Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства |
5 |
2. Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики |
10 |
3. Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году |
17 |
Заключение |
26 |
КТЗ-I |
28 |
КТЗ-II |
29 |
Список литературы |
31 |
Введение
Важным условием
повышения эффективности национ
В условиях системной трансформации российской экономики денежно-кредитная политика в большей степени воздействовала на выпуск в сторону его сокращения, нежели роста. Это было обусловлено рядом объективных особенностей функционирования национальной экономики и субъективными предпочтениями экономических властей. Особенности инфляции в России приводили к переносу всей нагрузки по стабилизации ценовой динамики на денежно-кредитную политику, в результате чего создавалось избыточное давление на экономику. Одной из главных черт сложившейся системы экономических отношений является то, что она не в состоянии выработать комплекс приоритетных решений и распределить ограниченные финансовые ресурсы так, чтобы эффективно реализовать даже те решения, которые могут считаться неприоритетными.
Актуальность данной работы заключается в том, что каждая страна имеет ряд специфических особенностей функционирования денежно-кредитной политики, знание особенностей которой поможет изменить и улучшить экономическую ситуацию в стране. Что касается России, то в результате перехода к рыночной экономике, кризисных этапов в развитии денежно-кредитной политики, имеются свои особенности и проблемы ее функционирования. В связи с этим анализ денежно-кредитной политики происходит каждый год, когда выявляются позитивные изменения, проблемы и перспективы ее дальнейшего развития.
Проблема денежно-кредитной политики государства анализируется в исследованиях М.А. Сажиной, Г.Г. Чибрикова, М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой, И.П. Николаевой, С.В. Галицкой, С.В. Мищенко, С.Ш. Содиковой, М.А. Кривкиной, А.А. Смольяниновой и др.
Объектом исследования курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики.
Предмет исследования – рассмотрение особенностей функционирования денежно-кредитной системы России в текущем году.
Целью курсовой работы является выявление сущности и особенностей функционирования денежно-кредитной политики Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить необходимость и цели денежно-кредитной политики государства;
– описать основные инструменты реализации денежно-кредитной политики;
– рассмотреть характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году.
При выполнении курсовой работы использовались следующие методы: обобщение, описание, метод сравнительного анализа, анализ статистических материалов.
1. Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства
Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию экономического развития [9, c. 67].
М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков под денежно-кредитной политикой государства понимают совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей [12, c. 531].
Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т.д.).
Согласно М.Н. Чепурина и Е.А. Киселёвой, денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения [8, c.459].
Таким образом, необходимо обобщить, что кредитно-денежная политика является важнейшей составной частью макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы, осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Денежно-кредитная политика вызывает рост денежного предложения во время спада с целью увеличения совокупных доходов и сокращения денежного предложения во время инфляции для ограничения совокупных расходов. Рост или снижение денежного предложения проводится путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках [15, с. 285].
Денежно-кредитная политика связана с изменением массы денег в обращении. Необходимость ее состоит в том, что нерегулируемая деятельность коммерческих банков усиливает циклические колебания конъюнктуры: так, например, банки нередко считают выгодным расширять предложение денег в период экономического подъема (сопровождаемого инфляцией) и сокращать его во время спада. Такие действия провоцируют проциклические тенденции в функционировании банковской системы. Для противодействия им центральный банк может увеличивать денежное предложение в условиях спада для поощрения расходов, а во время инфляции - уменьшать его с целью ограничения расходов. Тем самым смягчаются циклические колебания на рынках товаров, капиталов, рабочей силы, сдерживается инфляция, регулируются темпы экономического роста.
И.П. Николаева определяет основную цель денежно-кредитной политики как создание условий, способствующих поддержанию сбалансированного развития экономики и ускорению экономического роста. Она предполагает изменение предложения денег для стабилизации производства, обеспечения занятости и сдерживания инфляции. Ее интересы прямо противоположны интересам коммерческих банков: она ограничивает предложение денег в периоды обострения инфляции и увеличивает денежные массы во время спада [15, c. 483].
Главные стратегические цели денежно-кредитной политики выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Конечные цели денежно-кредитной политики Банка России формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Главной задачей Банка России в среднесрочной перспективе является плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России. Для этого Банк России воздействует на денежную массу с помощью инструментов денежно-кредитной политики косвенного и прямого воздействия.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Центральный банк Российской Федерации корректирует, изменяет денежно - кредитную политику, чтобы сгладить неблагоприятное воздействие других блоков экономической политики. И в свою очередь, денежно – кредитная политика должна подкрепляться бюджетно - налоговыми, структурными мерами в рамках единой государственной экономической политики.
Проводя денежно - кредитную политику, Центральный банк не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики, его главная задача - создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующей их трансформации в производительные инвестиции [6, c. 43].
Денежно-кредитная политика включает следующие элементы:
I. Анализ денежно-кредитной политики предыдущего года:
а) цели и ожидаемые результаты политики;
б) количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики;
в) динамика денежно-кредитных показателей;
г) использование инструментов денежно-кредитной политики;
д) политика валютного курса;
е) характеристика состояния экономики и ее основных секторов (домашних хозяйств, нефинансовых предприятий, государственных финансов, внешнеэкономического и финансового секторов).
II. Цели денежно-кредитной политики на планируемый год:
а) концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;
б) перспективы макроэкономического развития;
в) прогноз основных показателей платежного баланса России;
г) основные параметры денежно-кредитной политики;
д) основные показатели денежной программы;
е) политика валютного курса;
ж) бюджетная политика;
з) совершенствование системы финансового посредничества в экономике.
Перспективы макроэкономического развития намечаются на основе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, планов действий Правительства РФ в области экономической и социальной политики, заявлений Правительства РФ и Банка России об экономической политике на соответствующий год, ежегодных бюджетных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на соответствующий финансовый год» [9, c. 68].
Основные параметры денежно-кредитной политики:
– снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия для дальнейшего экономического роста;
– сохранение режима плавающего валютного курса и накопления Банком России золотовалютных резервов при сильном платежном балансе страны;
– определение Банком России ориентиров по темпам роста денежной массы;
– контроль размеров денежной базы;
– формирование денежного предложения, адекватного денежному спросу;
– повышение доли денежных расчетов в экономике;
– расширение спектра инструментов денежно-кредитной политики (обязательных резервов, операций на открытом рынке, рефинансирования банков, депозитных операций, процентной политики и др.);
– уменьшение зависимости состояния государственных финансов от колебаний мировых цен на товары российского экспорта;
– сокращение задолженности Правительства РФ перед Банком России в условиях бездефицитного бюджета;
– реформирование банковской системы;
– создание условий для стабильной и сбалансированной работы финансового рынка;
– развитие системы финансового посредничества и повышение ее эффективности;
– оптимизация всех видов финансовых рисков [14, c. 23].
Кроме того, важно подчеркнуть, что функционирование денежно-кредитной политики государства непосредственно зависит от правильно организованной работы кредитной системы, от адекватного взаимодействия с правительством государства.
Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.
В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть основные инструменты денежно-кредитной политики.
2. Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики
Инструменты (методы) денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики [4, c. 56].
Классификацию инструментов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.
Инструменты денежно-кредитной политики могут быть общими, т.е. действующими в целом на состояние кредитных отношений в стране, и селективными, т.е. направленными на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей или предприятий [4, c. 56].