Денежно кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление сущности и особенностей функционирования денежно-кредитной политики Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить необходимость и цели денежно-кредитной политики государства;
– описать основные инструменты реализации денежно-кредитной политики;
– рассмотреть характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году.

Содержание работы

Введение
1. Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства
2. Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики
3. Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году
Заключение
КТЗ-I
КТЗ-II
Список литературы

Файлы: 1 файл

ден кред 1.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Цели кредитно-денежной политики достигаются посредством  определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной  политики зачастую превалируют над  преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

К прямым инструментам относятся  лимиты кредитования, прямое регулирование  процентной ставки. К косвенным инструментам, которые наиболее часто применяются в рыночной экономике, относятся операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Операции на открытом рынке - покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке центральный банк регулирует величину денежной массы в экономике страны.

Государственные ценные бумаги покупают коммерческие банки, домашние хозяйства и фирмы, поскольку это приносит стабильный доход. Покупая ценные бумаги, центральный банк тем самым повышает кредитные возможности коммерческих банков, расширяя денежное предложение. Процент за кредит начинает снижаться, что увеличивает спрос на инвестиции и стимулирует развитие экономики. Если необходимо сократить количество денег, то центральный банк будет продавать государственные ценные бумаги. Этим ограничиваются кредитные возможности коммерческих банков, сокращаются их резервы, кредиты дорожают, уменьшается спрос на инвестиции [5, c. 66].

Изменение норм обязательных резервов. Норма обязательных резервов устанавливается центральным банком в процентах от величины вкладов. Обязательные банковские резервы представляют собой часть вкладов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности. Эти суммы дают вкладчикам какую-то гарантию сохранности вложенных средств. При повышении центральным банком нормы обязательных банковских резервов предложение денег сокращается, так как уменьшается сумма денег, оставшихся в распоряжении банков. Это ведет к подорожанию кредитов и сокращает возможности развития производства. Соответственно сумма денег, создаваемая коммерческими банками, уменьшается. И наоборот, уменьшение нормы резервов ведет к росту массы обращающихся денег и ускоренному развитию экономики.

Однако резервная политика редко используется для целей текущего контроля над предложением денег, так как постоянная норма обязательных банковских резервов служит основой для стабильности коммерческих банков и фирм и изменяется только в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.

Изменение учетной ставки. Под учетной ставкой процента (ставкой рефинансирования) понимается ставка, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка процента служит своего рода ориентиром для коммерческих банков; они, как правило, не будут предоставлять кредиты своим клиентам под более низкую ставку процента. Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, которые потом выдаются клиентам банка под более высокий процент. Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег, на инвестиционный спрос и темпы развития экономики. Если учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, что стимулирует развитие производства.

Наиболее значимым инструментом являются операции на открытом рынке. Это обусловливается несколькими причинами. Во-первых, это самый быстрый и легкий путь решения проблемы регулирования кредитных средств и, следовательно, темпов развития производства. Кроме того, здесь возможен более точный расчет — всегда четко определяется, сколько государственных облигаций следует продать или, наоборот, сколько купить. Во-вторых, использование учетной ставки затруднено, в частности, тем, что коммерческие банки в развитой рыночной системе относительно редко пользуются кредитами центрального банка, и обычно именно потому, что вкладывают большие деньги в покупку государственных облигаций. Поэтому чаще всего она выполняет информационную функцию, а не стимулирующую, и в развитых рыночных странах этим инструментом пользуются очень редко. Затруднено использование и нормы резервов. Связано это с тем, что деньги, находящиеся в резерве, не приносят процента; по сути, это мертвый капитал. Увеличение такого капитала нежелательно ни коммерческим банкам, ни обществу в целом. В связи с этим при проведении определенной денежно-кредитной политики в различных соотношениях, как правило, используют все три основных способа регулирования [5, c. 68].

Денежно-кредитная политика, осуществляемая центральным банком и направленная на стимулирование или замедление экономического роста, проводится посредством политики дешевых или дорогих денег.

Политика «дешевых денег» или мягкая денежно-кредитная политика присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций; происходит повышение совокупного спроса, что стимулирует увеличение ВНП. Главными инструментами этой политики являются: снижение нормы обязательных банковских резервов, снижение учетной ставки процента и покупка центральным банком государственных ценных бумаг. Следовательно, мягкая денежно-кредитная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Политика «дорогих денег» или жесткая  денежно-кредитная политика сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, тормозит рост ВНП, понижает доступность кредита, тем самым сокращая инвестиции и совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Главными инструментами этой политики являются: повышение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Рассмотренные выше примеры  политики «дорогих» и «дешевых»  денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума [7, c. 55].

Механизм проведения Центральным  банком кредитно-денежной политики следующий. Воздействуя различными методами, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход. Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая кредитно-денежная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов. В частности, это можно подтвердить следующим примером [14, c. 24].

Допустим, что  Центральный банк решил проводить  курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения денег стало повышение темпа инфляции в стране. Рост цен вынудил банки поднять уровень номинальных процентных ставок. Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: роста инвестиций не происходит. Следовательно, политика Центрального банка не привела к поставленной цели - росту ВВП.

В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки  сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента  кредитно-денежной политики – контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилам». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке [16, c. 152].

Наряду с  общими методами регулирования кредитных  отношений центральные банки применяют селективные методы. Оно осуществляется через фондовую биржу, потребительский кредит и увещевание.

Безудержная спекуляция на фондовой бирже создает серьезные  проблемы. Так, снижение курса акций  уничтожает состояния частных лиц  и фирм, имеющих большое число  акций. Это вынуждает их сокращать потребительские и инвестиционные расходы и толкает экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже устанавливается маржа, или минимальный процент первоначального взноса, который должны сделать покупатели акций. Норма маржи должна увеличиваться, когда необходимо ограничить спекуляцию (скупку акций), и уменьшиться для оживления вялого рынка.

Сокращение потребительского кредита путем введения определенных ограничений может пользоваться в качестве момента антиинфляционной политики. Увещевание означает использование центральным банком политических заявлений, призывов к коммерческим банкам о том, чтобы они не допускали излишнего расширения или сокращения банковского кредита [16, с. 154].

Перечисленные методы вместе с нормой обязательных резервов следует рассматривать как прямые количественные ограничения, к которым центральные банки вынужденно прибегают в условиях кризисного обострения экономической ситуации.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом.

 

3. Характерные черты денежно-кредитной системы России

в текущем году

 

В современных моделях развитой рыночной экономики денежно-кредитная система занимает важную позицию в работе экономического механизма, которая регулирует денежную массу, контролирует финансовые потоки, аккумулирует и перераспределяет денежные потоки, проводит взаиморасчеты между экономическими субъектами, кредитует население и отдельные отрасли экономики.

Существует два понятия кредитно-денежной системы: первое означает совокупность кредитных отношений, методов и форм финансирования (функциональная форма); вторая - совокупность финансово-кредитных учреждений, которым свойственно аккумулировать денежные временно свободные средства, а затем предоставлять ссуды (институциональная форма) [17].

В первом случае речь идет о таких отношениях как банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный кредит. Второй случай сводится к следующих параметрам. Современная денежно-кредитная система – это сложный механизм, имеющий несколько уровней, который аккумулирует и перераспределяет финансовые активы. Основными звеньями системы являются: Центральный банк, система государственных и полугосударственных банков; банковский сектор, в которых входят коммерческие банки, сберегательные, специализированные банки сферы торговли; ипотечных кредитов, инвестиционные, специализированные кредитно-финансовые небанковские учреждения: пенсионные фонды, компании страховой и инвестиционной направленности, финансовые компании, различного рода ссудо-сберегательные ассоциации, благотворительные фонды.

Денежно-кредитная система РФ представлена тремя ярусами: Центральным банком; банковской системой (банки коммерческого характера); специализированные кредитно-финансовые институты.

Рассмотрим характерные  черты денежно-кредитной политики РФ, осуществляемой Центральным банком РФ в 2012 г.

Информация о работе Денежно кредитная политика