Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:29, курсовая работа
Исторически предшественники современных банков появились в то
время, когда основной формой денег были золотые и серебряные монеты, что делало “бизнес” небезопасным. Для безопасности и удобства деловых операций средневековые “бизнесмены” стали приносить свои монеты местным ювелирам, получая взамен расписки. Расписки ювелиров охотно принимались в уплату за товары и стали самой ранней формой бумажных денег, а сами ювелиры постепенно становились средневековыми банкирами. Первоначально их расписки полностью обменивались на золото, т.е. представляли определенное количество золота в резервах (обладали 100% ликвидностью). Со временем, однако, ювелиры стали замечать, что количество денег, которые люди вкладывали в их лавку (банк), превышало суммы, которые они изымали. Это навело на мысль о предоставлении части золота своих вкладчиков другим лицам за определенную плату (процент). Во многих случаях заемщики соглашались принимать бумажные расписки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие кредита и кредитных отношений………………………………6
Функции кредита………………………………………………………….12
Принципы кредитования………………………………………………..15
Банковская система РФ…………………………………………………..19
Денежно-кредитная политика Банка России в области кредитных отношений………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы………………
В самом деле, из
200 крупнейших банков России частными являются более 2/3,
но по мере приближения к вершинам банковского
сектора уровень присутствия «частников»
неуклонно снижается. Если взять список
30 самых значительных российских банков,
то частными из них будут только 13. Первые
шесть мест в этой «топ-тридцатке» принадлежат
исключительно банковским учреждениям
с государственным участием = качественная
картина налицо.
Что же касается
количественных показателей финансового
влияния, то они еще более красноречивы.
Все частные банки, вошедшие в 200 крупнейших,
по суммарным обязательствам и активам
уступают одному-единственному Сбербанку
РФ. Если сложить обязательства и активы
пяти мощных госбанков, занимающих места
со второго по шестое в списке крупнейших,
то этот показатель тоже превысит влиятельность
всех частных финансовых структур. Вообще
на долю частных банков приходится чуть
больше 25 % всех обязательств и активов
из топ-200 крупнейших банков России.
В целом развитие
российской банковской системы отличается незначительным
ростом, порой на уровне статистической
погрешности. По итогам второго квартала
2012 года активы 200 крупнейших банков возросли
на 6.7 % (в I квартале отмечалось снижение
на 0.7%). Вклады увеличились на 6.5 % (1.17 % в
I квартале), кредиты возросли на 7 % (1.65%).
Наиболее динамично развивалось только
потребительское кредитование, увеличившись
сразу на 12 % за квартал. [21,26]
Летние негативные ожидания второй волны финансового кризиса не оправдались, но и до возвращения банковского рынка на докризисный уровень очень далеко. Банковскую систему России отличает медлительность – как в плане оздоровления и динамизма, так и в контексте уменьшения числа ее участников. Во втором полугодии 2012 общее число всех банков в РФ составило менее 900 и продолжает снижаться. Этому способствует и политика Центробанка. Генеральная линия ЦБ на увеличение минимального уставного капитала частных банков неоднократно озвучивалась его представителями. При существующем уровне доходности небольших и даже средних банковских учреждений их владельцы будут вкладываться в увеличение уставного капитала крайне осторожно.
Продажа частного финансового бизнеса иностранным компаниям все более проблематична. Начиная с 2008 (т.е. фактически с первых недель финансового кризиса) иностранцам все менее и менее интересен банковский бизнес в нашей стране. К примеру, если Barclays Bank сумел продать свое дочернее подразделение в РФ, то «Свенска Хандельсбанкен» просто его закрыл и сдал лицензию в ЦБ. Поэтому тенденция укрупнения банков России будет только набирать обороты, причем большей частью за счет роста влияния государственного сектора.
5. Денежно-кредитная
политика Банка России в области кредитных
отношений
За последние годы Сбербанк стал крупнейшим и наиболее значимым финансовым институтом Центральной и Восточной Европы, а также одним из заметных участников мирового финансового рынка. Этот рост происходил на фоне исключительно динамичного развития российского банковского рынка. Возможности и потенциал развития Банка будут и в дальнейшем определяться во многом наличием сильных, конкурентных позиций на российском финансовом рынке, который в среднесрочной перспективе будет оставаться одним из самых быстрорастущих и привлекательных в мире.
Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.
Сложные экономические условия вызывают необходимость изменения кредитной политики Банка. Эти условия характеризуются следующими факторами:
- недостаток ликвидности в экономике, как у банков, так и у предприятий;
- кризис доверия в экономических отношениях (компании, банки, физические лица);
- низкая доступность кредитов и их повышенная стоимость из-за возросших рисков («кредитное сжатие»);
- снижение платежеспособного спроса как со стороны физических, так и со стороны юридических лиц;
- значительное падение цен как на товары, сырье и материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги, предприятия);
- повышенные колебания курсов всех валют.
По оценкам экспертов Сбербанка России, этот период будет длиться до полутора-двух лет. Исходя из этого, Сбербанк особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса.
Кредитование юридических лиц
В этих условиях Сбербанк России будет придерживаться следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:
- поддержка следующих отраслей и секторов экономики:
- отрасли, гарантирующие удовлетворение ежедневных и самых необходимых жизненных потребностей населения (розничные сети, аптеки и т.д.);
- отрасли, выполняющие жизнеобеспечивающие функции (электро- и водоснабжение, транспорт и т.д.);
- оборонно-промышленный комплекс;
- малый бизнес;
- сельское хозяйство;
- поддержка существующих клиентов Сбербанка России и выполнение Банком уже взятых на себя юридических обязательств по кредитованию в рамках заключенных договоров, поддержка заемщиков Банка, непрерывность деятельности которых является критичной для других заемщиков Сбербанка России;
- кредитование оборотных средств и текущих потребностей бизнеса клиентов.
Осознавая особую ответственность
перед акционерами и
· изменение критериев устойчивости бизнеса клиентов применительно к деятельности в сложных условиях;
· усиление обеспеченности кредитов:
- достаточными и своевременными денежными потоками от операционной деятельности заемщика;
- операционной доходностью бизнеса;
- залогами ликвидных активов;
- гарантиями / поручительствами государства или собственников бизнеса;
· повышение уровня и качества контроля со стороны Сбербанка России за ответственным поведением собственников и менеджмента путем введения дополнительных условий и ограничений на деятельность заемщика, в том числе:
- снижение лимита максимальной долговой нагрузки;
- введение дополнительных ограничений по смене контроля над бизнесом;
- расширение перечня событий, влекущих досрочное истребование задолженности Банком;
- более четкое определение критериев кросс-дефолта по обязательствам клиента перед другими кредиторами.
Для этого Сбербанк России усиливает внимание:
· к источникам погашения и их надежности;
· к уровню текущей ликвидности клиента;
· к уровню долговой нагрузки;
· к качеству и ликвидности обеспечения;
· к адекватности финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий;
· к консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов;
· к мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.
Успешная реализация коммерческих задач Банка невозможна без
серьезной модернизации системы управления рисками. Наиболее
существенные изменения
систем управления процентными рисками и риском ликвидности, операционными и рыночными рисками также является важной задачей.
В отношении физических лиц Сбербанк России будет следовать следующим приоритетам:
· повышать доступность кредитов, предлагая различные способы их погашения - равными ежемесячными (аннуитетными) или дифференцированными платежами, с обязательным разъяснением клиентам всех возможностей и ограничений того или иного вида платежей;
· помочь клиентам избежать принятия на себя чрезмерной долговой нагрузки, усилив внимание к индивидуальной платежеспособности при выдаче новых кредитов;
· сохранять всю линейку
· обеспечивать повышение финансовой грамотности населения, консультации и разъяснения по всем продуктам и услугам Банка;
· усиливать работу по сохранению и повышению качества кредитного портфеля, тщательно оценивая финансовые возможности заемщиков и предлагаемое обеспечение.
На сегодняшний день Сбербанк является
абсолютным лидером российской банковской
системы. По своим рыночным позициям,
по объему активов и капитала, по
своим финансовым результатам и
масштабам инфраструктуры Банк в
несколько раз превосходит
· значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;
· масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей (доступные размер и дюрация операций, доступ к ресурсам, международные рейтинги, возможность инвестиций), так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов);
· бренд и репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;
· коллектив Банка и значительный
накопленный опыт. Большое количество
опытных квалифицированных
В то же время работа Банка на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся:
· низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ Банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания. Проявлениями этого являются низкий уровень перекрестных продаж, низкий уровень доходов от многих продуктов, недостаточный охват потенциальной клиентской базы;
· низкое качество обслуживания с
точки зрения скорости принятия решений,
сложности процессов и
· исключительно низкий уровень производительности труда. По этому показателю Банк сильно проигрывает не только банкам развитых стран (ряд которых уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся рынков. Основные причины этого: излишняя громоздкость и сложность бизнес-процессов, низкий уровень специализации и разделения труда; отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе Банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий;
· недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками. Большинство из них сегодня являются распределенными, недостаточно формализованными и плохо масштабируемыми. Также в ряде случаев баланс между контролем рисков и доходностью слишком сильно смещен в сторону недопущения рисков. В результате Банк несет высокие расходы на осуществление контроля, которые не дают ожидаемой отдачи, и недополучает доходы;
· слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.
В банковском секторе сохраняется напряженная ситуация с ликвидностью. Население перестало открывать депозитные вклады и в будущем ситуация будет только ухудшаться. Впервые с 1990 года депозиты компаний и предприятий превысили по объему вклады граждан. Чтобы повысить интерес населения, банки начнут подымать процентные ставки. В пассивах финансовых учреждений доля средств, полученных от Центробанка, будет увеличиваться. Основные пассивы достанутся государственным банкам, которые увеличат свою долю на российском рынке.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Банка России в области кредитных отношений