Денежно-кредитная политика Центрального Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Задачами курсовой работы являются:
определение целей и направления развития денежно-кредитной политики;
рассмотрение методов и инструментов денежно-кредитной политики;
анализ эффективности денежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периоде;
рассмотрение денежно-кредитной политики России в современных условиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1.Денежно-кредитная политика: цели и направления развития…………..5
2.Инструменты денежно-кредитной политики……………………………….10
3.Эффективность денежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периоде…………………………………………………………..24
4.Денежно-кредитная политика в России :2015…………………………….33
Заключение………………………………………………………………………..45
Список используемой литературы…………………………………………....46

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 110.31 Кб (Скачать файл)

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Макроэкономика. Микроэкономика

 
На тему: “Денежно-кредитная политика Центрального Банка России. ”

 

 

 

                                                                

                                                                    

 

 

 

 

                                         

 

        

 

     Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….2

1.Денежно-кредитная политика: цели и направления развития…………..5

2.Инструменты денежно-кредитной политики……………………………….10

3.Эффективность денежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периоде…………………………………………………………..24

4.Денежно-кредитная политика в России :2015…………………………….33

Заключение………………………………………………………………………..45

Список используемой литературы…………………………………………....46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика-это одна из  основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.

В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

  Денежно-кредитная политика- чрезвычайно мощный инструмент .С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключен другой результат- усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

    Целью курсовой  работы является анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Задачами курсовой работы являются:

  • определение целей и направления развития денежно-кредитной политики;
  • рассмотрение методов и инструментов денежно-кредитной политики;
  • анализ эффективности денежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периоде;
  • рассмотрение денежно-кредитной политики России в современных условиях.

 

1.Денежно-кредитная политика: цели и направления развития.

     Современные  глоссарии и экономические словари  дают следующие определения понятия денежно-кредитной политики:                                                  Денежно-кредитной политикой называется совокупность мер, направленных на изменение денежной массы и объема кредита.

Денежно-кредитная политика- это «проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а так же выборочные методы регулирования отдельных видов кредита.                                                                                                         Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря- основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.                                                                                                    Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона и федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.                                                                 Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в  изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. При этом, Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного общения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. С другой стороны ,избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае- на сокращение, переходу к политике «дорогих денег».                                                                                С помощью кредитного регулирования государство стремиться смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

  В условиях рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики Центрально банка лежит принцип «компенсационного регулирования»  Принцип компенсационного  регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

  • политики денежно-кредитной рестрикции(ограничение кредитных операций путем повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
  • политики денежно-кредитной экспансии(стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).                                                                                                 Политика денежно-кредитной рестрикции(политика «дорогих денег»)применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюктуры. Политика денежно-кредитной экспансии(политика «дешевых денег»)применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы.                                                   Она заключается в стимулировании кредитных операций банков. Введении более льготных условий кредитования.

К преимуществам денежно-кредитной политике следует отнести:

  • быстроту и гибкость(предложение денег можно изменять без законодательных процедур);
  • независимость от политического давления(существует закон о ЦБ, определяющий его функцию и полномочия).

Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:

  • проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
  • проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

 

 

 

2. Инструменты денежно-кредитной политики

В XVIII в. А. Смит считал, что экономика будет управлять собой сама, без вмешательства государства, если ее будет направлять "невидимая рука" личной выгоды. В такой системе государству отводилась роль "ночного сторожа". С тех пор многое изменилось, жизнь внесла свои коррективы, и сегодня не только политики, но и большинство экономистов считают, что государство должно быть активным участником хозяйственной деятельности. Существует три основных способа государственного воздействия на экономику: прямое вмешательство (например, путем рационирования товаров, регулирования цен и доходов); фискальная политика; денежная политика. Опыт показал, что ни одной из стран, пытавшихся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в рыночных экономиках государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики.

Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса. Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Он располагает набором средств, которые часто называют инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки.    
  Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой. Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные). Объекты воздействия в зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция — предотвратить "перегрев"

конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции.

  • По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные).
  • Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.
  • По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.
  • По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 г.).

Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются: а) установление обязательной нормы резервирования; б) регулирование официальной учетной ставки; в) операции на открытом рынке. Норматив обязательного резервирования является одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитного регулирования прямого действия, смысл которого заключается в том, что ЦБ устанавливает ограничения на использование части банковских ресурсов. Коммерческие банки обязаны хранить на беспроцентном счете в ЦБ часть своих резервов в зависимости от нормы резервирования. Изменение нормы обязательного резервирования влияет на предложение денег через изменение денежного мультипликатора. Увеличение нормы резервирования снижает объемы избыточных резервов, находящихся в распоряжении коммерческих банков, что приводит к сокращению предложения денег. И наоборот, уменьшение приводит к их дополнительному расширению и, соответственно, через мультипликатор приводит к увеличению предложения денег в системе банков. Российская история развития норматива обязательного резервирования начинается с процесса формирования двухуровневой банковской системы в апреле 1989 г. Тогда при Госбанке СССР был образован Фонд регулирования кредитных ресурсов при нормативе резервирования в 5%. Затем в 1990 г. он был увеличен до 10%, в 1991 г. — до 15%. Увеличение норматива резервирования было связано с нарастающими инфляционными процессами в российской экономике. Политика обязательного резервирования в России первоначально, в 1990-е гг., была подчинена цели стерилизации излишней ликвидности банковского сектора. В период кризиса 2008 2009 резко сократил нормативы обязательных резервов до 0,5% и унифицировал их по каждой категории резервируемых обязательств (табл. 6.4).

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка России