Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 17:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Задачами курсовой работы являются:
определение целей и направления развития денежно-кредитной политики;
рассмотрение методов и инструментов денежно-кредитной политики;
анализ эффективности денежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периоде;
рассмотрение денежно-кредитной политики России в современных условиях.
Введение…………………………………………………………………………….2
1.Денежно-кредитная политика: цели и направления развития…………..5
2.Инструменты денежно-кредитной политики……………………………….10
3.Эффективность денежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периоде…………………………………………………………..24
4.Денежно-кредитная политика в России :2015…………………………….33
Заключение………………………………………………………………………..45
Список используемой литературы…………………………………………....46
Таблица 6.4. Нормативы обязательных резервов для кредитных организаций
Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций | |||
перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте |
перед физическими лицами в валюте Период РФ |
но иным обязательствам в liai юте РФ и иностранной валюте | |
08.06.2004-31.06.2004 |
- |
3,5 |
3,5 |
01.08.2004-30.09.2006 |
2 |
3,5 |
3,5 |
01.10.2006-30.09.2007 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
01.09.2007-10.10.2007 |
4,5 |
4,0 |
4,5 |
11.10.2007-14.09.2008 |
3,5 |
3,0 |
3,5 |
15.09.2008-29.02.2008 |
4,5 |
4,0 |
4.5 |
01.09.2008 30.09.2008 |
5,5 |
4,5 |
5 |
01.09.20(1" 31.09.2008 |
7.0 |
5.0 |
5.5 |
01.09.2008 17.09.2008 |
8.5 |
5.5 |
0.0 |
18.09.2008-14.10.2008 |
4,5 |
1,5 |
2.0 |
15.10.2008-30.09.2009 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
01.09.2009-31.09.2009 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
01.09.2009-30.09.2009 |
1,5 |
1,5 |
1.5 |
01.09.2009-31.09.2009 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
01.09.2009-31.10.2009 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
01.11.2009 31.09.2011 |
2,5 |
2,5 |
2.5 |
01.02.2011 28.02.2011 |
3.0 |
3.0 |
3.5 |
01.09.2011-31.09.2011 |
.3.5 |
3.5 |
4,5 |
01.04.2011-28.02.2013 |
4,0 |
4,0 |
5,5 |
01.09.2013 |
4,25 |
4,25 |
4,25 |
Уменьшение средств на счетах
обязательных резервов в Банке России
привело к изменению денежного мультипликатора,
что позволило коммерческим банкам высвободить
значительные средства и в целом повысить
банковскую ликвидность.
Нормы резервирования означают, что КБ
обязаны держать определенную часть привлеченных
депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного
финансового института страны и может
использовать накопленные таким образом
ресурсы для поддержания стабильности
финансовой системы, страхования определенной
части вкладов и предоставления кредитов
КБ в чрезвычайных обстоятельствах. Изменение
норм резервирования — один из старейших
и наиболее распространенных инструментов
регулирования денежно-кредитной сферы.
Впервые нормы обязательных банковских
резервов были введены в США в 1863г. Они
выполняют две основные функции: создают
условия для текущего регулирования банковской
ликвидности, представляя собой инструмент
жесткого регулирования, и одновременно
являются ограничителем кредитной эмиссии,
причем значение второй функции постоянно
возрастает,поскольку ЦБ все большее предпочтение
отдают более гибкому инструменту регулирования.
Как правило, нормы резервирования дифференцируются
по степени "денежности" различных
компонентов денежной массы. В большинстве
случаев на депозиты до востребования
устанавливается более высокая норма
резервирования по сравнению с нормами
по срочным и сберегательным депозитам.
Но и в такой политике могут быть исключения.
В ряде стран (Великобритания, Италия,
Южная Корея) в последние годы действовали
единые нормы резервирования.
Повышение ставки рефинансирования
в порядке антикризисных мер вызвало острые
дискуссии в финансовых кругах. Главным
аргументом ЦБ при этом было удержание
оттока капитала и противодействие усилению
инфляции. Что касается сдерживающего
стимула, то вряд ли рост ставки способен
удержать капитал от бегства. Механизм
связи инфляции и ставки рефинансирования
в России мы рассматривали ранее. Важно,
чтобы ЦБ проводил процентную политику
снижения цены денег для субъектов экономики.
Это может рассматриваться в качестве
антиинфляционной меры государства, сокращения
процента по кредитам в общей структуре
затрат, инструмента стимулирования активности
и спроса товаропроизводителей. Система
рефинансирования Банка России должна
быть модернизирована. Существующий механизм
нуждается в коренном реформировании.
Во-первых, необходимо совершенствование
процедур предоставления кредитов и рассмотрения
заявок. Система рефинансирования оказалась
устроенной таким образом, что доступ
к ней имеет ограниченное число банков.
Нормативные акты, регулирующие обеспечение
кредитов для коммерческих банков при
их получении в ЦБ, не слишком эффективны.
Получить средства у ЦБ можно в редких
случаях. Система рефинансирования —
это инструмент управления ликвидностью,
а не источник долгосрочных ресурсов для
банков. Механизм краткосрочного кредитования
должен быть усовершенствован на основе
расширения возможностей доступа кредитных
организаций за счет снижения требований
к обеспечению и существенного расширения
ломбардного списка. Существующий ломбардный
список малопривлекателен для коммерческих
банков. Большая часть федеральных обязательств
принадлежит Сбербанку. Инструменты рефинансирования
Банка России должны быть универсальны,
чтобы любой банк имел бы доступ к ним.
Во-вторых, нужно осуществить снижение
стоимости рефинансирования. В 2007 г. ставка
ЦБ, по которой он предоставлял кредиты
коммерческим банкам, была равна 10%, а в
2008 г., после кризиса, она стала 13%, хотя
в дальнейшем она снижалась, достигнув
уровня 8,2. (рис. 6.4). Размер
ставки рефинансирования должен определяться
двумя обстоятельствами. С одной стороны,
ставка рефинансирования должна быть
выше цены ставки межбанковского рынка.
Банки могут пользоваться ресурсами ЦБ
как кредитора последней инстанции, когда
им не удается найти необходимые ресурсы
на рынке. Так, в 2004 г. в момент кризиса
банковской ликвидности сложилась ситуация,
когда ставка межбанковского рынка превысила
ставку рефинансирования, и многие кредитные
организации не имели возможности получить
средства ни с рынка, ни у ЦБ. С другой стороны,
ставку рефинансирования необходимо снизить
до уровня, не превышающего среднюю норму
рентабельности производственной сферы.
Удерживая ставку на уровне, превышающем
среднюю рентабельность в производственной
сфере, ЦБ блокирует развитие всей банковской
системы, ограничивая спрос на деньги
краткосрочными спекулятивными операциями.
Завышение процентной ставки как результат
дефицита предложения денег приводит
к росту трансакционных издержек, падению
конкурентоспособности отечественного
производства.
Рис. 6.4. Динамика ставки рефинансирования (2007—2013):
В-третьих, необходимо расширение
залогового обеспечения кредитов, выдаваемых
ЦБ. Структура российского бюджета такова,
что не предполагает роста рынка государственных
долговых обязательств. Исходя из этого
необходимо расширить список активов
коммерческих банков, используемых в качестве
обеспечения, и источников пассивов, пополняемых
ими у ЦБ, который мог бы быть альтернативным
каналом расширения денежной базы, кроме
валютного рынка.
Эмиссия облигаций Банка России выделяется
в качестве отдельного инструмента денежно-кредитного
регулирования, хотя об этом мы уже говорили
в рамках операций на открытом рынке. В
целях так называемой борьбы с инфляцией
Банк России использует операции с собственными
облигациями в качестве инструмента стерилизации
избыточного денежного предложения. В
результате принятия Постановления Правительства
РФ от 30 декабря 2003 г. № 799 "Об особенностях
процедуры эмиссии облигаций Центрального
банка Российской Федерации" возможности
последнего по использованию данного
инструмента стерилизации денежного предложения
существенно возрастают.
Кроме отмеченных косвенных,
или рыночных, инструментов денежно-кредитного
регулирования, в распоряжении у ЦБ есть
еще и нерыночные, селективные, инструменты.
Речь идет о прямых количественных ограничениях,
которые регламентируют банковские операции
кредитной организации с целью стимулирования
конкретных субъектов или отдельных отраслей
экономики. Рыночные же инструменты денежно-кредитного
регулирования воздействуют на конъюнктуру,
а не на конкретных субъектов. Примером
может являться регламентация деятельности
банка со стороны государства относительно
отраслей кредитования и структуры как
кредитного, так и инвестиционного портфелей
банка. Прямые количественные ограничения
принудительно направляют банковскую
ликвидность в нуждающиеся отрасли экономики
и на предприятия.
При помощи рассмотренных инструментов
Центральный банк использует один их двух
видов денежно-кредитной политики в зависимости
от экономической конъюнктуры:
• политику "дешевых денег", или кредитной экспансии, увеличивающую ресурсы коммерческих банков;
• политику "дорогих денег",
или кредитной рестрикции, сокращающую
кредитные возможности коммерческих банков.
3. Эффективность денежно-
Большинство экономистов считают,
что денежно-кредитная политика в краткосрочном
периоде способна воздействовать на уровень
совокупного дохода и занятости, т.е. она
эффективна. Однако по поводу степени
ее влияния на экономику до сих пор существуют
разные точки зрения. Общепризнано, что
денежно-кредитная политика обладает
определенными достоинствами и, прежде
всего, сравнительно коротким временным
внутренним лагом — период времени между
изменением экономической ситуации (моментом
экономического шока) и принятием ответных
мер денежно-кредитной политики. Решения
принимает центральный банк страны, что
не требует длительных согласований; необходимые
шаги осуществляются практически немедленно
путем проведения операций на открытом
рынке.
Денежно-кредитная политика является
гибкой. Контролируя промежуточные и тактические
цели, центральный банк имеет возможность
быстро определять правильность выбранного
направления регулирования, корректировать
проводимую политику, не дожидаясь ее
окончательных результатов. Это объясняется
непосредственным влиянием инструментов
денежно-кредитного регулирования на
промежуточные и тактические цели, что
позволяет достичь поставленных конечных
целей.
Следует учитывать также тот факт, что
центральный банк в странах с рыночной
экономикой более независим, чем большинство
правительственных учреждений, что позволяет
ему проводить политику твердого курса.
Он четко придерживается установленных
параметров, не нарушая их при изменении
текущей экономической конъюнктуры. Имеющийся
опыт свидетельствует о том, что политика
твердого курса снижает влияние политических
бизнес-циклов на динамику уровней занятости,
инфляции, темпов роста ВВП.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка России