Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа
Деньги – важнейший элемент любой развитой экономической системы. В современном обществе они играют настолько важную роль, что без них трудно представить нашу жизнь. Деньги в истории человечества появились на стадии зрелого производства, когда возникли излишки продукции и стал возможен обмен. Когда обмен стал массовым и регулярным, возникла необходимость в средстве обмена, каковым и стали деньги.
Введение …………………………………………………………………..
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства ..
2. Инструменты и виды денежно-кредитной политики ………………..
2.1. Установление и изменение норм резервирования ………………
2.2. Операции с ценными бумагами на открытом рынке ……………
2.3. Регулирование учетной ставки …………………………………...
2.4. Разновидности денежно-кредитной политики …………………..
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе ………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………...
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: «Денежно-кредитная политика государства
и ее основные инструменты»
Студентки 3 курса, гр. № 3
экономико-правового факультета
специальности:
обучающейся на базе среднего специального образования
Руководитель:
Минск 2006
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
3 |
1. Теоретические основы
денежно-кредитной политики |
4 |
2. Инструменты и виды
денежно-кредитной политики ……… |
10 |
2.1. Установление и изменение норм резервирования ……………… |
10 |
2.2. Операции с ценными бумагами на открытом рынке …………… |
12 |
2.3. Регулирование учетной ставки …………………………………... |
15 |
2.4. Разновидности денежно- |
19 |
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе ……………………………………………………….. |
21 |
Заключение ………………………………………………… |
26 |
Литература ………………………………………………… |
27 |
Введение
Деньги – важнейший элемент любой развитой экономической системы. В современном обществе они играют настолько важную роль, что без них трудно представить нашу жизнь. Деньги в истории человечества появились на стадии зрелого производства, когда возникли излишки продукции и стал возможен обмен. Когда обмен стал массовым и регулярным, возникла необходимость в средстве обмена, каковым и стали деньги. Первоначально деньгами служили различные товары, позже человечество пришло к благородным металлам (золоту и серебру) как универсальному средству обмена. С течением времени товарная природа денег отошла на второй план и в настоящее время природа денег полностью является кредитной.
В современных условиях в денежном обороте используются не только наличные деньги, но и безналичные средства на банковских счетах, чеки, развивается хождение банковских пластиковых карточек и т.д. Экономисты в макроэкономическом анализе вместо термина «деньги» используют понятие «денежная масса». Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в обороте в наличной и безналичной форме, обслуживающих движение товара и капитала в экономике.
Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют три основных функции денег: средство обмена; мера стоимости; средство сбережения, накопления богатства. В современной экономике роль денег не исчерпывается выполнением ими названных функций. Практически все экономисты согласны с тем, что изменения денежной массы оказывают огромное влияние на объем национального производства, занятость ресурсов и уровень цен. Оказывая влияние на параметры денежной массы посредством проведения денежно-кредитной политики, правительство оказывает влияние на экономику в целом. О денежно-кредитной политике и ее инструментах пойдет речь в данной работе.
1. Теоретические основы
денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег). В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная макроэкономика выделяет:
а) поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;
б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;
в) сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.
Выделение главной цели и перечня стратегических задач связано с тем непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная сфера оказывает на основные макроэкономические показатели.
Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из состояния торгового и платежного баланса страны.
Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.
Спрос на деньги – это потребность в определенном запасе денег. Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме. Существуют два подхода к объяснению спроса на деньги – монетаристский (в своей основе классический) и кейнсианский. Классики определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена количественной теории денег:
M * V = P * Y (1),
где М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
P – уровень цен (индекс цен);
Y – объем выпуска (в реальном выражении).
При этом предполагается, что скорость обращения – величина постоянная, так как связана с устойчивой структурой сделок в экономике. Она с течением времени может меняться, но при постоянстве V из уравнения обмена следует, что спрос на деньги определяется динамикой ВВП (P * Y):
Md = (P * Y) / V (2),
Что касается предложения денег, то оно, по мнению монетаристов, нестабильно, так как зависит от субъективных решений правительства. При этом согласно классической экономической теории, реальный ВВП изменяется медленно и только при изменении числа вовлекаемых в экономику факторов производства. Поэтому изменение предложения денег вызовет в долгосрочном периоде лишь изменение уровня цен и не окажет влияния на величины производства и занятости. Поэтому государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП. В этом случае предложение денег будет соответствовать спросу, а значит, уровень цен в экономике будет стабилен.
В рамках количественной (кейнсианской) теории денег сформулировано два мотива спроса на деньги. Первый мотив состоит в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах как в средстве платежа. Это называется спросом на деньги со стороны сделок или операционным спросом. Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит от объема товарной массы, находящейся на рынке; от уровня цен; от совокупного (национального) дохода; от скорости обращения денег, но главным фактором здесь выступает уровень дохода.
Второй мотив спроса на деньги получил название спроса по мотиву предосторожности. Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами, для чего необходим некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален национальному доходу.
Дж. М. Кейнс выделил
третий мотив хранения денег –
спекулятивный. Держание кассы (наличности)
домашними хозяйствами и
Таким образом, обобщая два подхода – классический и кейнсианский, можно выделить два фактора спроса на деньги: уровень дохода Y и процентную ставку i.
Предложение денег в экономике Ms осуществляет государство. В целом предложение денег включает наличность C и депозиты D:
Ms = C + D (3),
Наличность (банкноты и монеты) создает центральный (национальный) банк страны. Наличность, покинувшая центральный банк, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:
а) часть оседает в кассе фирм и домашних хозяйств;
б) часть поступает в коммерческие банки в виде депозитов.
Следовательно, если центральный банк создает наличность, то депозиты создают коммерческие банки. Деньги, поступающие в коммерческие банки, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастает. При возврате кредитов объем денежной массы на руках хозяйствующих субъектов уменьшается. В отличие от центрального банка, возможности которого по увеличению денег теоретически бесконечны, коммерческие банки имеют пределы кредитования. Открывая у себя счета, коммерческие банки должны считаться с тем, что вкладчики в любое время могут потребовать свои деньги в объеме вклада. Поэтому для поддержания ликвидности коммерческим банкам всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создаются центральным банком в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в центральном банке. Их размер определяется в виде процента от принятых депозитов – нормы резервирования.
Таким образом, центральный банк создает не только наличность, но и обязательные резервы. Наличность и резервы образуют денежную базу H:
H = C + R (4).
Оставшиеся в распоряжении коммерческих банков после формирования обязательных резервов средства получили название избыточных резервов.
Рассмотрим условный пример, показывающий процесс создания денег коммерческими банками. Пусть норма резервирования составляет 10%. Допустим, в коммерческий банк А поступил депозит в размере 1 млрд. руб. Из них 100 млн. руб. (10% от суммы депозита) банк обязан перечислить в резервный фонд. При этом банк может выдать кредит в размере 900 млн. руб. Получив эти деньги, фирмы и граждане используют их на покупку товаров и услуг, закупку сырья и т.д. Получатели денег переведут их на свои банковские счета, например, в банке Б. Банк Б, перечислив 10% (90 млн. руб.) в обязательные резервы, может выдать в качестве кредитов оставшиеся 810 млн. руб., которые через некоторое время поступят на депозит в банке В. Процесс расширения банковских депозитов математически будет выглядеть как геометрическая прогрессия:
1 млрд. + 900 млн. + 810 млн. + … = 1 млрд. *
=
Таким образом, при норме резервирования r, равной 10%, первоначальный депозит в 1 млрд. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения денежной массы на 10 млрд. руб. Это значит, что предел создания кредитных денег определяется нормой резервирования. В общем виде денежный мультипликатор m может быть записан в виде следующей формулы:
(5),
где r – норма резервирования, исчисляемая как отношение резервов R к депозитам D.
Денежный мультипликатор означает возможность создания максимального количества новых денег. Часть полученных денег со счетов утекает в текущее обращение и не идет на счета в другие банки. Кто-то может держать деньги дома, кто-то – вывезти их за границу. В этом случае процесс пойдет в обратном направлении: каждый рубль, изъятый из банковской системы, приведет к сокращению количества денег в хозяйственной системе на 10 рублей (при норме резервирования 10%). Таким образом, предложение денег зависит от величины денежной массы и денежного мультипликатора. Выделяют три основных инструмента монетарной политики, с помощью которых центральный банк осуществляет регулирование денежно-кредитной сферы:
1) изменение нормы резервирования;
2) операции с ценными бумагами на открытом рынке;
3) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), то есть ставки, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки.
Из сказанного выше следует, что основой денежной политики является теория денежного мультипликатора. Она показывает, что, во-первых, центральный банк может контролировать денежную базу; во-вторых, контролируя денежную базу, центральный банк контролирует темп инфляции.
Следует признать, что воздействие монетарных рычагов на состояние национальной экономики обнаруживается лишь по истечении определенного периода времени. Данное обстоятельство заставляет при планировании действий выстраивать систему целей денежно-кредитной политики. Помимо стратегической цели необходимо выделять промежуточные цели, обеспечение которых более или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей. Оперативный анализ степени достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень эффективности проводимой денежно-кредитной политики. В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:
1) критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально-экономического развития на предстоящий период;
Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты