Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа
Деньги – важнейший элемент любой развитой экономической системы. В современном обществе они играют настолько важную роль, что без них трудно представить нашу жизнь. Деньги в истории человечества появились на стадии зрелого производства, когда возникли излишки продукции и стал возможен обмен. Когда обмен стал массовым и регулярным, возникла необходимость в средстве обмена, каковым и стали деньги.
Введение …………………………………………………………………..
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства ..
2. Инструменты и виды денежно-кредитной политики ………………..
2.1. Установление и изменение норм резервирования ………………
2.2. Операции с ценными бумагами на открытом рынке ……………
2.3. Регулирование учетной ставки …………………………………...
2.4. Разновидности денежно-кредитной политики …………………..
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе ………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………...
2) подбор конкретных
инструментов денежно-
3) приведение в движение избранных монетарных факторов воздействия, контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;
4) передача воздействия
мобилизованных средств
2. Инструменты и виды денежно-кредитной политики
2.1. Установление и изменение норм резервирования
Такой инструмент регулирования
денежно-кредитной сферы
Фонд обязательных резервов (ФОР) создается в центральном банке страны за счет денежных средств, мобилизованных коммерческими банками в виде депозитов. Отчисления в данный фонд имеют обязательный характер, осуществляются в виде процента от объема привлеченных банком вкладов физических и юридических лиц. Обязательные резервы – установленная денежными властями часть денежных ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию в центральный банк на беспроцентный резервный счет. Впервые такой метод регулирования денежно-кредитной сферы с использованием обязательных резервов был введен в США в 1933 году. Первоначально считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом. В настоящее время в подавляющем большинстве стран мира применяется как важнейший инструмент денежно-кредитной политики.
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.
Предположим, центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки должны увеличить обязательные резервы с тем, чтобы выполнить требования центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Для того чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, к снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.
Напротив, понижение резервной
нормы переводит часть
Следует отметить, что в современной банковской практике нормы отчислений в ФОР пересматриваются довольно редко. Это связано с тем, что данный инструмент оказывает сильное воздействие на объем предложения денег. За счет использования данного инструмента невозможно обеспечить небольших изменений объема денежного предложения, т. е. точную настройку денежного предложения.
Обратим внимание на то, что норматив отчислений в обязательные резервы во многом имеет административный характер, выступает как своеобразная «продразверстка» на банковский капитал. Из-за резервирования денежных средств, мобилизованных банком на платной основе, банки теряют часть дохода. Это снижает их конкурентную способность по сравнению с теми кредитными организациями, которые освобождены от отчислений подобного рода. Чтобы компенсировать потери, есть соблазн повысить процентную ставку по кредитам клиентам банка, что ведет к увеличению издержек производства в реальном секторе экономики.
Нормы резервирования неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В России норма резервных требований также достаточно высока, в 90-е годы она колебалась от 22% до 16%. Напротив, в Японии норма резервирования в последние годы составляла 2,5%. Банком Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-кредитной политики, установлена норма на уровне 0,45%1.
2.2. Операции с ценными бумагами на открытом рынке
Операции на открытом рынке представляют
собой куплю-продажу
Рис. 1. Изменение объема денежного предложения
под воздействием операций ЦБ с ценными бумагами
Скупая ранее выпущенные ценные бумаги правительства, центральный банк изменяет структуру активов коммерческих банков: ценные бумаги вытесняются полноценными деньгами. На корсчетах коммерческих банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы), улучшается состояние национальной платежной системы. При этом у коммерческих банков увеличивается потенциал для кредитования реального сектора экономики. Срабатывание в дальнейшем кредитного мультипликатора приводит к тому, что незамедлительно возрастает значение денежного агрегата М2, т. е. увеличивается объем денежного предложения (см. положение линии Sm2 на рис. 1). При продаже центральным банком своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются. Изъятые из обращения деньги блокируются в центральном банке. Денежное предложение сокращается (см. положение линии Sm3 на рис. 1).
Операции на открытом рынке с ценными бумагами правительства относятся к старейшему методу денежно-кредитного регулирования. Такие операции имеют высокую оперативность. Используя их, можно рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата. Важно то, что они могут осуществляться по инициативе центрального банка, поэтому есть возможность контролировать достижение соответствующего воздействия на денежно-кредитную сферу. Такие операции гибки и точны, их можно совершать в любой момент. За счет дозировки объема операций можно осуществлять достаточно точную корректировку состояния национальной банковской системы. Не случайно операции с ценными бумагами на открытом рынке (в отличие от учетной политики) рассматриваются как инструмент активного воздействия на денежно-кредитную политику. Тем не менее, эффективность данных мероприятий значительно снижается, если коммерческие банки в структуре своих активов имеют незначительный пакет ценных бумаг или не проявляют особого интереса к подобным операциям (низкая доходность, недоверие правительству и т. д.).
Операции на открытом рынке с ценными бумагами правительства можно разделить на два типа: динамические и защитные операции. Целью операций первого типа выступает прямое изменение объема избыточных резервов у коммерческих банков и в целом денежной базы (МВ). Целью операций второго типа выступает ослабление того негативного влияния, которое оказывают на денежную базу другие факторы.
Теперь обратим внимание на те последствия для денежно-кредитной сферы, которые связаны с активностью ЦБ по выпуску в обращение ценных бумаг новых займов, то есть с операциями на первичном рынке. Здесь складывается уже иная ситуация.
В ходе эмиссии новых займов на некоторое время денежные средства уменьшаются на счетах тех коммерческих банков, которые участвуют в эмиссии и скупают ценные бумаги правительства. Сокращаются их возможности для кредитования, изменяется структура активов и банковских доходов. Но денежные средства, вырученные в ходе эмиссии, реально не изымаются из каналов денежного обращения. Очень скоро они появляются на счетах казначейства и тех коммерческих банков, которые обслуживают счета правительства. На рынке денежных средств правительство выступает конкурентом для хозяйствующих субъектов, взвинчивает процентную ставку.
Если покупателем новых ценных бумаг выступает ЦБ страны, тогда в денежном обращении появляется дополнительный объем платежных средств (возрастет денежный агрегат МВ). Ценные бумаги выступают своеобразным обеспечением кредитной эмиссии, которая используется правительством как источник дефицитного финансирования. ЦБ получает право на процентный доход по ценным бумагам.
С точки зрения денежного
обращения под воздействием роста
денежной базы (МВ) увеличивается объем
совокупной денежной массы (денежный агрегат
М2), так как срабатывает уже
известный нам кредитно-
Таким образом, можно сделать вывод, что за счет операций с государственными ценными бумагами центральный банк страны может проводить жесткую или мягкую денежно-кредитную политику. Сдвиг кривой денежного предложения влево (см. рис. 1.) будет означать, что ЦБ взял курс на проведение жесткой, а вправо — мягкой денежной политики (денежная масса возрастает, процентные ставки сокращаются, кредит становится более доступным).
2.3. Регулирование учетной ставки
Коммерческие банки всегда рассматривают ЦБ страны в качестве «кредитора в последней инстанции». Решение о том, чтобы обращаться или не обращаться в центральный банк за кредитом, принимает сам коммерческий банк. Но со своей стороны центральный банк определяет экономические и прочие условия для доступа коммерческих банков к таким централизованным кредитам. На первом месте среди таких экономических условий находится та процентная ставка, которую центральный банк использует, выполняя функцию кредитора коммерческих банков
Учетная ставка – это
процент, под который центральный
банк предоставляет ссуды
Посредством манипулирования учетной ставкой центральный банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. При дорогих кредитах становится более выгодным прямое финансирование, спрос на кредиты будет падать, ранее открытые кредитные линии будут постепенно сворачиваться. Действие денежного мультипликатора будет сдерживаться. Наоборот, удешевление центральных кредитов оживляет кредитные операции, делает банковские ссуды более дешевыми.
Таким образом, процентные ставки центрального банка страны выступают важнейшим ориентиром для денежного рынка. Коммерческие банки вынуждены учитывать их и при проведении пассивных операций, мобилизуя денежные средства населения и предприятий. Удорожание привлеченных ресурсов автоматически приводит к удорожанию банковских кредитов. Так что изменение процентных ставок ЦБ достаточно оперативно отражается на затратах предприятий реального сектора экономики.
Изменение процентной ставки центральным банком несет в себе эффект сигнала, оно выступает своеобразным индикатором намерений денежных властей относительно денежно-кредитной политики в ближайшем будущем.
Так, понижение процентной ставки свидетельствует о том, что денежные власти намерены сделать кредиты более доступными и с их стороны предпринимаются соответствующие меры, чтобы ускорить рост экономической активности. Наоборот, повышение учетной ставки свидетельствует о том, что у денежных властей есть желание тормозить экономическую активность, так как национальная экономика чрезмерно «разогрета».
Вместе с тем здесь возникает проблема с содержанием такого экономического сигнала. Суть проблемы «эффективности сигнала» связана с тем, что сам сигнал такого рода может быть неверно воспринят и хозяйствующими субъектами, и населением страны. Например, если на межбанковском рынке денежного капитала уровень процентной ставки непрерывно повышается, ее уровень заметно превышает официальную учетную ставку, то центральный банк страны, восстанавливая свои утраченные позиции на денежном рынке, может повысить собственную (учетную) ставку. Формально такие действия могут быть восприняты как мероприятия денежных властей, направленные на ограничение экономического роста. На самом же деле центральный банк лишь стремится ограничить объем сделок на слабо контролируемом межбанковском рынке денежных средств.
Надо признать, что эффективность мероприятий, связанных с манипулированием учетной ставкой, может быть снижена:
1) из-за внутренней противоречивости денежных мероприятий. Например, стимулирование инвестиций в период экономического кризиса требует понижения процентной ставки, а рост темпов инфляции и ухудшение состояния платежного баланса страны — ее повышения.
2) из-за того, что в роли своеобразного волнореза для учетной политики центрального банка страны в состоянии выступить крупные коммерческие банки, диктующие свои условия кредитной политики.
3) из-за того, что в
современных условиях
Так, важным ориентиром сегодня выступает процентная ставка по среднесрочным кредитам ЛИБОР, которые первоклассный банк может получить на межбанковском рынке денежных средств.
Данная коммерческая «цена денег» служит не только чутким барометром на межбанковском рынке денежных средств, но одновременно выступает и как самостоятельный индикатор для денежно-кредитной политики. Если такая ставка высока, значит, многие коммерческие банки испытывают проблемы с ликвидностью, стеснены в платежных средствах. Низкая ставка по межбанковским кредитам указывает на то, что банки не испытывают особой нужды в дополнительных денежных средствах.
Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты