Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа
Деньги – важнейший элемент любой развитой экономической системы. В современном обществе они играют настолько важную роль, что без них трудно представить нашу жизнь. Деньги в истории человечества появились на стадии зрелого производства, когда возникли излишки продукции и стал возможен обмен. Когда обмен стал массовым и регулярным, возникла необходимость в средстве обмена, каковым и стали деньги.
Введение …………………………………………………………………..
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства ..
2. Инструменты и виды денежно-кредитной политики ………………..
2.1. Установление и изменение норм резервирования ………………
2.2. Операции с ценными бумагами на открытом рынке ……………
2.3. Регулирование учетной ставки …………………………………...
2.4. Разновидности денежно-кредитной политики …………………..
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе ………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………...
Устанавливая учетную ставку, ломбардную ставку или ставку рефинансирования, ЦБ страны определяет коммерческим банкам лишь общие экономические условия доступа к централизованным кредитам, стремится повлиять на степень доходности и прибыльности банковских операций. На практике, чтобы повысить эффективность воздействия ЦБ страны на денежно-кредитную сферу, процентная политика дополняется специальными условиями и административными мерами воздействия. В итоге формируется «порядок рефинансирования» национальной банковской системы.
Рис. 2. Основные элементы современной системы
рефинансирования коммерческих банков
На рис. 1. в обобщенной форме представлены основные итоги анализа выполнения центральным банком страны функции «кредитора последней инстанции». Видно, что сочетание конкретной процентной политики и условий проведения соответствующей операции формирует разновидность политики центрального банка страны.
Рассмотренные выше инструменты
не исчерпывают арсенал денежно-
2.4. Разновидности денежно-
На практике встречаются два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:
1) политика дешевых денег («кредитная экспансия»);
2) политика дорогих
денег («политика кредитной
В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в фонд обязательного резерва автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).
Политика «дешевых денег»
в финансовой сфере всегда дополняется
проведением курса «мягких
Во втором варианте — при реализации политики «дорогих денег» — мы имеем нечто противоположное. Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.
Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.
Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.
Вместе с тем следует признать, что потенциал воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитной сферы также ограничен.
Снижение уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики, появление убыточных или малоприбыльных отраслей, бартеризация системы расчетов, «долларизация экономики» и импорт инфляции накладывают значительные ограничения на механизм денежно-кредитного регулирования. Такое же ограничивающее воздействие оказывают снижение доверия населения к государственной власти, наращивание дефицита торгового баланса, снижение на внешних рынках конкурентной способности отечественных производителей.
Надо учитывать и то, что передаточный механизм воздействия денежно-кредитной политики на макроэкономические процессы всегда нуждается в определенном лаге времени, что также снижает ее эффективность.
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь
на современном этапе
В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства есть основание выделять несколько основных этапов. Начало первому этапу было положено принятием Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты. Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансии. Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.
К концу 1994 года в Беларуси
функционировал валютный рынок, сформировался
единый обменный курс. На весьма льготных
условиях от МФВ были получены стабилизационные
кредиты. Доминировало убеждение о
необходимости ограничения
Нарастание кризиса
неплатежей и обострение других проблем
в условиях сдерживания радикальных
преобразований, отсутствие должной
теоретической концепции
Денежная масса постоянно обесценивалась, поэтому не удивительно, что денег в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного обесценения денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент монетизации ВВП даже снизился: с имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в год.
В условиях нарастающей кредитной эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, стал увеличиваться разрыв между официальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными курсами. Кризис национального валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный рынок, а белорусский рубль был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства. Быстрыми темпами нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение стало наполняться всевозможными суррогатами. Резко возросла «долларизация» экономики. Белорусский рубль утратил функцию сбережений и накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели отрицательные значения. Оборотные средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов. Таким образом, концепция «форсирования монетизации ВВП и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы.
Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики заставили внести некоторые неотложные коррективы в проводимую денежно-кредитную политику. В первую очередь с учетом интересов предприятий-экспортеров и российских партнеров была ликвидирована множественность валютных курсов и восстановлена валютная биржа. Сняты административные ограничения по объему приобретения наличной иностранной валюты физическими лицами, по максимальному объему сделок купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке для юридических лиц; обеспечен доступ нерезидентам на валютный рынок республики. Сократились объемы кредитной эмиссии, а позднее она перестала использоваться в качестве инструмента финансирования бюджетного дефицита. Национальный банк Беларуси стал обеспечивать положительный уровень официальной ставки рефинансирования (то есть выше уровня инфляции). Процентная политика стала учитывать элементарные требования по недопущению обесценения депозитов населения в национальной валюте, а также по обеспечению более высокой доходности активов в белорусских рублях над активами в иностранной валюте.
В настоящее время основными целями денежно-кредитной политики, являются обеспечение устойчивости белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, замедление инфляционных процессов, поддержание процентных ставок на уровнях, способствующих увеличению сбережений в банковской системе и расширению кредитной поддержки банками экономики, развитие банковской системы Республики Беларусь, надежное и безопасное функционирование платежной системы. Эти цели и задачи, а также применяемые инструменты денежно-кредитной политики отражаются в принимаемых ежегодно Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь, разрабатываемых совместно Национальным банком Республики Беларусь совместно с Правительством.
В 2005 году в проведении
денежно-кредитной политики использовались
такие инструменты, как изменение
ставки рефинансирования Национального
банка Республики Беларусь и ставок
по постоянно доступным
В течение 2005 года были снижены
нормативы обязательного
В результате проводимой политики в 2005 году широкая денежная масса выросла на 42,2% при замедлении скорости ее обращения на 10,7%. Снижение скорости обращения денег говорит о замедлении инфляционных процессов. Рублевая денежная масса росла опережающими темпами и доля ее в широкой денежной массе составила на 1 января 2006 года 68,4% (на начало 2001 года она составляла 39,7%3), что говорит о продолжающемся снижении «долларизации» экономики страны.
На 2006 год основными целями денежно-кредитной политики в Республике Беларусь является снижение инфляции до 7-9% годовых, стабильность обменного курса национальной валюты, укрепление и развитие банковской системы. В качестве контрольного параметра денежно-кредитной политики в 2006 году устанавливается обменный курс белорусского рубля к российскому рублю, который должен находиться в пределах ± 2% относительно базовой траектории.
В 2006 году планируется продолжение политики снижения ставки рефинансирования, которая к концу года должна составить 8–10% годовых. Как сообщил 13 апреля во время встречи с депутатами Национального собрания Республики Беларусь Председатель Правления Нацбанка П.П.Прокопович, вопрос о снижении ставки рефинансирования с нынешних 11% годовых до 10 ¸ 10,5% Национальный банк планирует рассмотреть уже в мае 2006 года4. Уровень процентных ставок по постоянно доступным инструментам (кредиты овернайт и ломбардные кредиты) будет изменяться по мере изменения ставки рефинансирования, что должно обеспечить большее влияние сигнала процентных ставок на банковскую систему и далее на экономику в целом. Также планируется сохранить тенденцию к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резерва. При этом планируется выравнивание норм обязательного резервирования по различным категориям привлеченных средств. Эти действия должны привести к улучшению условий привлечения банками депозитов и повышению доступности кредитов.
Заключение
В данной работе нами рассмотрены цели и задачи, выполняемые посредством проведения денежно-кредитной политики, основные инструменты такой политики, а также проведен обзор денежно-кредитной политики, проводимой в Республике Беларусь и ее текущих результатов.
Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты