Денежно-кредитная политика государства и механизм ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть денежно-кредитную политику.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные концепции регулирования денежно-кредитной политики;
2.Изучить направления денежно-кредитной политики;
3. Рассмотреть цели денежно-кредитной политики.
4. Обозначить объект исследования сфера современных финансовых отношений и предмет исследования денежно-кредитная политика современной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
1.ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ, МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………………………….. 5
1.1Понятие денежно-кредитной политики…………………………………..5
1.2 Цели денежно- кредитной политики…………………………………….6
1.3 Инструменты денежно- кредитной политики…………………………...8
2.ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ…………………………………………..14
2.1 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)…………………………………………………………………14
2.2 Основные направления денежно-кредитного регулирования…………15
3.ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1990-2010 ГГ. И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………….17
3.1 Реализация денежно-кредитной политики……………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..28

Файлы: 1 файл

Макро.docx

— 91.32 Кб (Скачать файл)

1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль
часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых
ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать
указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов
кредита.

2. Регулирование риска и ликвидности банковских предприятий. Существует множество правительственных положений,
регулирующих операционную деятельность банков. Основное
внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности
банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных
средств банка.

3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа — необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний.
Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставляет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может
привести к разорению, как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потребительского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве
меры против излишней спекуляции на фондовой бирже используют предписываемую законом маржу. Маржа — минимальная
пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая оплачивается из собственных средств покупателя. Например, при марже в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн. долл.,
покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и
только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в
кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спекулятивную скупку акций, и понижается — для оживления рынка.

4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты
могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные
последствия для банковской системы и экономики в целом.

 

2.  ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.

2.1. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег).

   Опираясь на рассмотренные инструменты, центральный
банк реализует цели кредитно-денежной политики — стабилизацию денежной массы или процентной ставки. Жесткая монетарная политика — политика, направленная на поддержание на
определенном уровне денежной массы; графически как крайний
случай представляется вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика — политика направленная на поддержание на
определенном уровне ставки процента; как крайний случай графически может быть продемонстрирована горизонтальной кривой предложения денег на уровне заданного значения процентной ставки.

Выбор варианта монетарной политики определяется причиной изменения  спроса на деньги. Если такой причиной является изменение скорости обращения  денег, то реализуется гибкая монетарная политика, соответствующая горизонтальной или пологой кривой предложения  денег (рис. 16.1, а). Если же такой причиной является инфляция, то реализуется  жесткая монетарная
политика, соответствующая относительно вертикальной или крутой предложения денег (рис. 16.1, б).   Вид денежно-кредитной политики зависит от ситуации в
стране. Если экономика переживает спад и в ней высокая безработица, то проводится денежно-кредитная политика, получившая название политики дешевых денег. Эта политика направлена
на снижение ставки ссудного процента, что приводит к увеличению инвестиций в экономику, росту потребительского кредита.
В результате создаются условия для экономического роста и увеличения занятости. Снижение ставки ссудного процента происходит из-за увеличения предложения денег. При этом центральный банк должен проводить следующие мероприятия: покупать
государственные ценные бумаги; снижать норму обязательных
резервов; снижать учетную ставку.

В период усиления инфляции проводится политика дорогих
денег, направленная, в конечном счете, на сокращение совокупных
расходов и совокупного спроса. Суть этой политики состоит в сокращении избыточных резервов коммерческих банков. В этом случае центральный банк: продает государственные ценные бумаги; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.

 

2.2. Основные направления денежно-кредитного регулирования.

 

     Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

      1.Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится прежде всего за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.

     2.Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:

    - покупает или продает государственные обязательства;

    - изменяет цену облигаций;

  - варьирует условия их продажи;

    - различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

     3. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым. Так, регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.

     Итак, существует три основных направления кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь, поэтому меры, принятые правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер.

 

3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ  ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА  В 1990-2010 ГГ. И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

 

    На протяжении всего периода 1991-1998 гг. денежно-кредитная политика находилась в прямой зависимости от состояния государственного бюджета. В конечном счёте, способность денежных властей поддерживать стабильность национальной валюты ограничена размером бюджетного дефицита безотносительно к тому, каким способом он финансируется.

     Российский кризис 1998 г. представляет собой вариант так называемого кризиса платежного баланса первого поколения, смоделированного П. Кругманом. В данной модели основным фактором кризиса выступает чрезмерно экспансионистская фискальная и денежно-кредитная политика, приводящая к неуклонному истощению золотовалютных резервов, что вынуждает правительство отказаться от фиксированного обменного курса. В случае России недостаточно жесткой являлась не денежно-кредитная, а фискальная политика. Рынок просто не поверил в то, что Министерство финансов РФ сможет погасить всевозрастающие объемы долговых обязательств, не прибегая к денежной эмиссии. Истощение валютных резервов было вызвано не денежной экспансией, а оттоком капитала, порожденным опасениями понести финансовые убытки, в том числе в результате девальвации. Денежные власти попытались развеять эти опасения, повышая процентные ставки, но неудачно, поскольку само непосильное для бюджета бремя чрезмерно высоких процентных ставок являлось неотъемлемой и существенной частью проблемы. Чем больше ужесточалась денежно-кредитная политика, тем более неблагоприятной становилась бюджетная ситуация. Этот процесс загонял российскую экономику в порочный круг, подрывая устойчивость рубля. Иными словами, противоречия между денежно-кредитной, фискальной политикой и политикой обменного курса достигли своей кульминации.

      Проведенная  в 1987 г. банковская реформа  привела к возникновению двухуровневой  системы. Во всех прочих отношениях  функции Госбанка оставались  неизменными до 1991 г. В механизм  распределения кредитов не было  привнесено рыночных элементов.  Процентные ставки были низкими  и нередко еще больше снижались  при выдаче льготных кредитов. Госбанк был официально ликвидирован 25 декабря 1991 г. и его функции  перешли к Центральному банку  России. Однако вначале ЦБР играл  пассивную роль и его основной  задачей было финансирование  бюджетного дефицита.

      Бюджетный  дефицит начал расти еще в  1986 г. - отчасти из-за падения мировых  цен на нефть, отчасти в результате  осуществления капиталовложений  в рамках политики "ускорения" - серии реформ, направленных на  возобновление экономического роста.  В 1985-1989 гг. дефицит возрос с  2 до 9% ВНП. Особенно пагубную роль  сыграл в этом процессе принятый  в 1987 г. "закон о государственном  предприятии", по существу, предоставивший  руководству предприятий неограниченную  свободу повышения заработной  платы работникам. В результате  в 1990 г. средняя реальная зарплата  в стране на 27% превышала уровень  1987 г. Рост зарплаты финансировался  при помощи льготных банковских  кредитов и дотаций из госбюджета.

     До 1990 г. правительство  было в состоянии удерживать  эмиссионное финансирование бюджетного  дефицита на низком уровне  за счет заимствований на международных  рынках, а также кредитов, предоставлявшихся  иностранными государствами. Однако  такая политика привела к увеличению  внешнего долга с 20 млрд. в 1985 г. до 67 млрд. долл. к концу 1991г.

     В IV квартале 1991 г. бюджетный дефицит достиг  примерно 30% ВВП. Это произошло  вследствие роста объемов государственных  дотаций с целью поддержания  уровня административно регулируемых  цен (то же самое относится к обменному курсу), сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в результате распада СССР и резкого уменьшения суммы налоговых платежей, перечисляемых республиками в центр. В глазах западных кредиторов страна полностью утратила свою кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов оставалось единственное средство - стремительное наращивание денежной массы.

     В 1992-1995 гг. Увеличение денежной базы отражало  главным образом прирост объема  чистых внутренних активов. Лишь  во II квартале 1993 г. и в 1995 г.  ведущая роль в этом процессе  принадлежала чистым международным  резервам.

      До введения валютного "коридора" в июле 1995 г. динамика обменного курса была подвержена сильному влиянию со стороны денежно-кредитной сферы. Обменный курс реагировал на изменение рублевой массы М2 с лагом, не превышавшим одного месяца. Центральный банк был вынужден осуществлять значительные валютные интервенции на ММВБ.

   Помимо проблемы дефицита государственного бюджета, осуществлению эффективной денежно-кредитной политики препятствовал и ряд других факторов, в частности, ограниченность реальных механизмов ее проведения (операции на открытом рынке начались только во второй половине 1995 г.), ненадежность такого инструмента, как норма обязательного банковского резервирования, и, наконец, уровень долларизации экономики. Не отличалась устойчивостью и скорость обращения денег. Возможно, причина подобной неустойчивости заключается в самой функции спроса на деньги, изменении процентных ставок и инфляционных ожиданиях.

    "Черный вторник" (11 октября 1994 г.) не только продемонстрировал силу быстроразвивающихся финансовых рынков, но и показал властям, что снижение номинального обменного курса не может заменить ужесточения денежно-кредитной и фискальной политики. Он явился результатом политики денежной "накачки" бюджета, проводившейся российским правительством и Центробанком после января 1994г.

     (Е. Гайдар  вернулся в правительство 24 сентября 1993 г. за этим последовали дальнейшая  либерализация цен, а также  ограничение объема дотаций, покрывавшихся  за счет денежной эмиссии. Результатом  стало постепенное снижение инфляции, происходившее до середины 1994 г., - действовал четырехмесячный лаг  между увеличением объема денежной  массы и изменением уровня  цен. Однако в ходе парламентских  выборов в декабре 1993 г. коммунисты  и националисты получили 40% мест  в парламенте и двое из трех  реформаторов, занимавших правительственные  посты - Б. Федоров и Е. Гайдар, - ушли в отставку.)

      "Черный  вторник" стал ответом рынка  на денежно-кредитную и фискальную  политику, которую в течение определенного  времени проводило правительство. "Обвал" валютного курса,  произошедший в тот день, спровоцировал  политический кризис, сопровождавшийся  перестановками в правительстве,  и побудил В. Черномырдина и  его кабинет вернуться к осуществлению  стабилизационной стратегии. 26 марта  1995 г. была принята программа  стабилизации, разработанная совместно  с МВФ, а в апреле Центральный  банк обрел независимость. С  помощью данной программы удалось  остановить рост инфляции, но  одновременно была смягчена фискальная  политика.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и механизм ее реализации