Денежно-кредитная политика государства и механизм ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть денежно-кредитную политику.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные концепции регулирования денежно-кредитной политики;
2.Изучить направления денежно-кредитной политики;
3. Рассмотреть цели денежно-кредитной политики.
4. Обозначить объект исследования сфера современных финансовых отношений и предмет исследования денежно-кредитная политика современной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
1.ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ, МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………………………….. 5
1.1Понятие денежно-кредитной политики…………………………………..5
1.2 Цели денежно- кредитной политики…………………………………….6
1.3 Инструменты денежно- кредитной политики…………………………...8
2.ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ…………………………………………..14
2.1 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)…………………………………………………………………14
2.2 Основные направления денежно-кредитного регулирования…………15
3.ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1990-2010 ГГ. И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………….17
3.1 Реализация денежно-кредитной политики……………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..28

Файлы: 1 файл

Макро.docx

— 91.32 Кб (Скачать файл)

     В 1994 - 1996 гг. наиболее эффективным средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики - сдерживания инфляции - было соблюдение положений ежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. При разработке этой программы Банк России исходит из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменения в её отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета, международных резервов и др.), устанавливает поквартальные предельные величины роста денежной массы и денежной базы, а также целевые показатели объёмов международных резервов (рассчитываются как разность между валовыми международными активами и пассивами Центробанка РФ), предельные величины внутренних активов Центробанка РФ. (Внутренние активы Центробанка РФ включают кредит расширенному правительству, коммерческим банкам, государствам СНГ и прочие неклассифицированные активы. Кредит расширенному правительству определяется как сумма требований органов денежно-кредитного регулирования к федеральному правительству, кредита Центробанка РФ местным органам управления и внебюджетным фондам.) Осуществление этой политики в 1994 - 1996 гг. имело следствием замедление темпов инфляции в 1995 и 1996 гг.

      В 1995 г.  предпринимались активные усилия  по снижению первичного бюджетного  дефицита. На смену кредитам Центрального  банка в качестве источника  его финансирования пришли государственные  краткосрочные облигации, а степень  независимости Центрального банка  существенно возросла. В июле 1995 г. был введен новый порядок  регулирования обменного курса  с тем, чтобы сдержать резкое  повышение курса рубля (как  номинального, так и реального)  в апреле-мае 1995 г., ставшее следствием  успешных действий правительства  по ограничению объемов внутреннего  кредита. Он предусматривал установление  валютного "коридора", верхняя  и нижняя границы которого  фиксировались сначала на трех-, а затем на шестимесячный и  годовой периоды, что позволяло  курсу рубля колебаться в пределах, не превышающих 12%. В каждый  последующий временной отрезок  границы "коридора" незначительно  смещались вниз по отношению  к доллару с целью поддержания  реального курса рубля на приблизительно  постоянном уровне, то есть он  обесценивался на величину разницы  между российским и среднемировым  уровнями инфляции.

      Начиная  с 1 января 1998 г. (с момента деноминации  рубля, в результате которой  новый рубль стал равен 1000 старых), в политику обменного курса  были внесены существенные изменения: границы колебаний курса расширились, была задана его   динамика на более длительную перспективу - по декабрь 2000 г. включительно, Центральный банк ежедневно устанавливал средний курс на следующий день, а также спрэд рыночных котировок спроса и предложения, на основе которых и формировался курс. Максимальное отклонение котировок спроса и предложения от среднего значения курса не должно было превышать 1,5%.

     Решения правительства  и Центрального банка России  от 17 августа 1998 г. ознаменовали  начало нового периода. Обменный  курс быстро вышел из намеченных  ими границ: в начале сентября  он достиг уже 17,6 рублей за 1 доллар, и ЦБР официально отменил  валютный "коридор". Вкупе с  реструктуризацией ГКО и мораторием  на выплату внешних долгов  это подорвало доверие населения,  привело к увеличению спроса  на иностранную валюту и подстегнуло  всеобщие ожидания возврата хронической  инфляции.

      С этого  момента Россия вступила в  период глубокого экономического  спада. Возросла инфляция, вновь  были обесценены вклады населения,  сократился объем импорта, рухнула  банковская система. В результате  резко упали реальные доходы  населения, снизился уровень жизни.  Все это способно поставить  под сомнение главные завоевания  экономических реформ, проводившихся  в последние годы, разрушить базу  едва наметившегося экономического  роста.

     Ключевые макроэкономические  показатели России в 2000-2007 гг. в целом складывались достаточно  благоприятно. Высокие цены на  нефть на мировом рынке позволили  сохранить значительное положительное  сальдо счета текущих операций  платежного баланса. Успешно исполнялся  федеральный бюджет. Правительство  выполняло свои обязательства  по погашению и обслуживанию  государственного внешнего долга,  практически не прибегая при  этом к новым внешним заимствованиям.

     В рассматриваемый  период при сложившейся финансовой  ситуации и ситуации на мировом  рынке нефти Банк России при  проведении своей денежно-кредитной  и курсовой политики старался  обеспечить достижение двух целей.

      Первая цель - снизить инфляцию. Вторая цель - не допустить резкого укрепления реального курса рубля, что может привести к ухудшению условий для развития реального сектора экономики и к снижению темпов экономического роста.

     Эти цели противоречивы. Можно, например, резко снизить инфляцию, прекратив наращивание валютных резервов и остановив тем самым рост денежной массы. Однако при этом произойдет значительное укрепление реального курса рубля и, как следствие, снизится экспорт, увеличится импорт и, вполне возможно, сократится производство. Поэтому при проведении денежно-кредитной и курсовой политики следует избегать крайностей и находить оптимальный баланс при достижении двух названных противоречивых целей.

     Попытаемся ответить на вопрос: удалось ли ЦБ РФ достичь двух сформулированных выше целей. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 г.", одобренные Правительством РФ и Госдумой, предусматривали снижение инфляции до 10-12%. При этом предполагается укрепление реального эффективного курса рубля не более чем на 6%. Реализация этой политики происходила в этом году в очень непростых условиях.

     Высокие цены на нефть явились главной причиной бурного роста золотовалютных резервов РФ. Быстрый рост золотовалютных резервов неизбежно привел к росту денежной массы, что, естественно, не способствует снижению инфляции.

     В этих условиях Банк России проводил курсовую политику, направленную, прежде всего, на снижение инфляции. Реальный эффективный курс рубля значительно укрепился. Поэтому, оценивая ситуацию в целом, думаем, что Центробанку удалось обеспечить достижение целей, сформулированных в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 г.", т. е. снизить инфляцию до уровня не выше 12% и не допустить при этом укрепления реального эффективного курса рубля более чем на 6%. Этому способствует и некоторое снижение цен на нефть.

     Банком России  разработаны и в настоящее  время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно  разделить на 2 группы в зависимости  от используемого обеспечения  и механизма заключения кредитных  сделок:

1. Кредитование под залог  (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного  списка Банка России Ломбардный  список Банка России.

2. Кредитование под залог  векселей, прав требования по  кредитным договорам организаций  сферы материального производства  или поручительства кредитных  организаций.

     С точки зрения используемого обеспечения кредиты Банка России делятся на:

  -  кредиты, обеспеченные "рыночными" активами - эмиссионными ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России

   - кредиты, обеспеченные "нерыночными активами" - векселями, кредитными требованиями.

    -   с 2005 г. также используется такой вид обеспечения, как поручительства кредитных организаций.

     В последние годы успешно функционировала Система банковских электронных срочных платежей Банка России (БЭСП), которая предназначена для проведения в валюте Российской Федерации срочных платежей Банка России, кредитных организаций (их филиалов), клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями (их филиалами), и обеспечения непрерывных расчетов на валовой основе в режиме реального времени по мере поступления в систему БЭСП электронных платежных сообщений, за счет средств, находящихся на открытых в Банке России банковских счетах участников системы БЭСП, обслуживаемых учреждениями Банка России, входящими в состав одного, либо разных территориальных учреждений Банка России.

    В проекте программы «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов»  в первой главе раскрываются принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, во второй главе рассматривается механизм реализации денежно-кредитной политики, четвертая глава посвящена целям и инструментам денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов.

    В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

   В данном документе объявлена среднесрочная стратегия денежно-кредитной политики, которая должна способствовать стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

    В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 56,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

    Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции.

     Рассмотрим  основные принципы денежно-кредитной  политики на среднесрочную перспективу,  изложенные в «Основных направлениях».

      «Введение  российскими банками более консервативных  подходов при кредитовании и  при оценке кредитного риска.  В свою очередь, это ведет  к снижению темпов роста кредитных  вложений в экономику и снижению  финансового результата (прибыли)  кредитных организаций. Одновременно  это обусловливает относительное  увеличение в портфелях кредитных  организаций доли проблемных  активов, как накопленных в  период кредитной экспансии, так  и отражающих ухудшение экономического  положения предприятий при ужесточении  условий привлечения кредитов.

     В этой ситуации  на состояние банковского сектора  будет оказывать влияние качество  функционирования внутрибанковских  систем оценки и управления  рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный  и репутационный риски.

     В целях  снижения негативного влияния  международных финансовых потрясений  на экономику и финансовые  рынки России реализуется комплекс  мер по частичному замещению  выбывших кредитных ресурсов  банков и восстановлению нормального  кредитного цикла. Эти меры  направлены на исключение системной  угрозы устойчивости банковского  сектора.

     В рамках  системы управления ликвидностью  банковского сектора Банк России  продолжит улучшать условия доступа  кредитных организаций к инструментам  рефинансирования, что должно способствовать  снижению трансакционных издержек  и рыночных рисков» Основные  направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.

     Особое значение  Банк России придает формированию  доверия общества к осуществляемой  денежно-кредитной политике, повышению  ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих  целей, задач и принятых мер.

     Чтобы представить,  какой будет денежно-кредитная  политика ЦБ РФ в ближайшие  годы, необходимо принять к сведению, что возможны различные варианты  макроэкономического развития, которые  кратко рассмотрены в «Основных  направлениях». В частности, в  2009 и в период 2010 и 2012 ожидается,  что «внешние условия развития  российской экономики ухудшатся  по сравнению с предшествующим  трехлетним периодом. Снижение темпов  роста производства товаров и  услуг в мире, начавшееся в  2008 году, по прогнозам, продолжится  в 2009 году. Ожидаемое в 2009 году  замедление роста спроса в  группе стран - ведущих импортеров  российских товаров, снижение  темпов роста потребительских  цен в группе стран - ведущих  поставщиков товаров в Россию, а также обусловленное тенденциями  в мировой экономике возможное  снижение цен на сырьевые товары  будут воздействовать на российскую  экономику в направлении ограничения  темпов экономического роста  и сдерживания инфляции. В 2010 и  2011 годах темпы роста мировой  экономики возрастут, однако по  итогам периода 2009-2011 годов они  окажутся ниже, чем в 2006-2008 годах.  Снижение инфляции в группе  стран - ведущих поставщиков товаров  в Россию в 2010 и 2011 годах,  по прогнозам, продолжится» Основные  направления». Сценарии макроэкономического  развития на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и механизм ее реализации