Денежно-кредитная политика РБ и особенности её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Содержание работы

Введение
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в современной экономике
2. Виды денежно-кредитной политики
2.1 Особенности кейнсианской денежно-кредитной политики
2.2 Особенности монетаристской денежно-кредитной политики
3. Эффективность денежно-кредитной политики
4. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

денежная кредитная  политика беларусь

Некоторые административные методы регулирования  денежно-кредитной сферы. Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный Банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

2. Виды  денежно-кредитной политики

 

Виды денежно-кредитной  политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой центральный банк. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать - ставку процента или объем денежной массы.

Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М. Кейнс, разработавший  основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что главным объектом денежно-кредитного регулирования  является процентная ставка. Согласно монетаристской концепции, Центральный банк должен регулировать предложение денег.

 

2.1 Особенности кейнсианской денежно-кредитной  политики

 

Общий спрос на деньги изменяется обратно пропорционально  процентной ставке. Рост номинального ВНП будет сдвигать кривую спроса вправо и наоборот. Предложение денег некоторая постоянная величина, не зависящая от процентной ставки. Денежно-кредитная политика (т.е. изменение предложения денег) способствует установлению ставки процента, но сама процентная ставка не воздействует на предложение денег. В данном случае именно реальная, а не номинальная ставка процента будет влиять на принятие инвестиционных решений. Здесь мы исходим из постоянства цен и предполагаем, что равновесная ставка процента является реальной.

 

Рис. 1. Денежный рынок

 

Равновесная ставка процента определяет кривую спроса на инвестиции. При r* предприятиям выгодно инвестировать I*. Изменение процентной ставки скорее влияет на инвестиционный компонент общих расходов, чем на изменение расходов на потребление. Инвестиционные расходы являются более крупными по размеру и долгосрочными по природе по сравнению с потребительскими, поэтому процентные ставки именно через этот канал способны воздействовать на производство, занятость и уровень цен.

 

Рис. 2. Спрос на инвестиции

 

Рис. 3. Равновесный ВВП.

 

На рис.5.6 представлена простая доходно-расходная модель частной закрытой экономики для  определения равновесного уровня ВНП (У*), при котором сбережения равны  инвестициям I*.

Какие варианты денежно-кредитной  политики могут применяться, если:

равновесному ВНП на уровне У* сопутствует безработица и недоиспользование производственных мощностей то центральный банк прибегает к политике "дешевых денег" (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рост инвестиций и ВНП;

равновесному уровню ВНП (У*) соответствует инфляция спроса, то центральный банк прибегает к политике "дорогих денег", которая понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки; в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию спроса.

Изменения величин процентных ставок, инвестиций и ВНП будут зависеть от определенной формы кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем круче кривая спроса на деньги, тем сильнее будет влияние изменения предложения денег на процентную ставку. Каждое данное изменение процентной ставки будет тем сильнее влиять на объем инвестиций и на ВНП, чем более пологой будет кривая спроса на инвестиции.

Существует проблема обратной связи, которая усложняет результативность денежно-кредитной политики. Надо признать, что уровень ВНП также может определять равновесную ставку процента.

Эта связь существует, т.к. относящийся к спросу на деньги для сделок компонент кривой спроса на деньги прямо зависит от уровня номинального ВНП.

Рост ВНП, вызванный  политикой дешевых денег, в свою очередь увеличивает спрос на деньги, частично тормозя и притупляя  усилия политики дешевых денег по понижению процента, и наоборот.

Таким образом, кейнсианский передаточный механизм денежно-кредитной политики можно представить следующим образом: изменение денежно-кредитной политики => изменение резервов коммерческих банков => изменение денежного предложения изменение процентной ставки изменение инвестиций => изменение номинального ВНП.

Если первоначально  экономика работает не на полную мощность, изменения в инвестициях влияют на номинальный ВНП посредством  изменения реального объема производства через эффект мультипликатора. Если же экономика достигает полной занятости, изменения в инвестициях воздействуют на номинальный ВНП через изменение уровня цен.

По мнению кейнсианцев, в цепи причинно-следственных связей есть много слабых звеньев, в результате чего денежно-кредитная политика является ненадежным средством стабилизации по сравнению с фискальной политикой. Она будет неэффективной в случае, если:

кривая спроса на деньги относительно полога, а кривая спроса на инвестиции относительно крута;

возможно нестабильное смещение кривой спроса на инвестиции, при котором влияние изменений процентной ставки на инвестиционные расходы не проявится или ослабнет;

если коммерческие банки  не будут отвечать, к примеру, политике дешевых денег выдавать ссуды, а  население не проявит желания  брать кредиты. [7, с.121-123]

 

2.2 Особенности монетаристской денежно-кредитной  политики

 

Монетаристы видят в  денежном предложении единственный важнейший фактор, определяющий уровень  производства, занятости и цен. Они  утверждают, что расширение денежного  предложения повышает спрос на все виды активов - реальные и финансовые, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной, в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменения самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывают предсказуемое воздействие на уровень номинального ВНП.

Монетаристы полагают, что, хотя изменение денежного предложения (М) может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к таким изменениям, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаристы считают экономику внутренне устойчивой и стремящейся к объему производства на уровне полной занятости. Конкретный уровень этого объема зависит от таких реальны факторов, как количество и качество труда, земли капитала и технологий. Здесь важно отметить, что если объем производства в условиях полного использования мощностей постоянен, то изменения М приведу только к изменениям цен (Р).

Монетаристский передаточный механизм денежно-кредитной политики выглядит следующим образом: изменение денежно кредитной политики => изменение резервов коммерческих банков => изменение денежного предложении изменение совокупного спроса => изменение номинального ВНП.

Изменение денежного  предложения (М) оказывает влияние  на все компоненты совокупного спроса, а не только на инвестиции. Кроме  того, изменение совокупного спроса влияет на номинальный ВНП в долгосрочном периоде преимущественно через изменение уровня цен, а не через изменение реального объема производства.

Построения кейнсианцев  и монетаристов относительно стабилизационных мероприятий в экономике, в т. ч. и важности денежно-кредитной политики, базируются на важном теоретическом тезисе о стабильности скорости обращения денег (V). Монетаристы утверждают, что V стабильна (т.е. факторы, влияющие на нее, предсказуемы и меняются постепенно, кроме того, V не изменяется в ответ на изменение денежного предложения), следовательно, существует непосредственная и предсказуемая связь между денежным предложением (М) и номинальным ВНП. Кейнсианцы утверждают, что скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег (согласно теории предпочтения ликвидности), следовательно, стабильная связь между М и номинальным ВНП, как предполагают монетаристы, отсутствует, т.к. V изменяется с изменением М.

Кроме кейнсианского и монетаристского подходов можно выделить и новые каналы воздействия денежной массы на экономическую активность. Все эти передаточные механизмы можно разделить на три категории в зависимости от того, что играет в них главную роль - инвестиционные расходы, потребительские расходы или международная торговля. [7, с.123-124]

3. Эффективность  денежно-кредитной политики

 

В настоящее время  эффективность денежно-кредитной  политики является предметом больших  споров, поскольку она наряду с  положительными сторонами имеет и недостатки. Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:

1. Гибкость и быстрота. По сравнению с фискальной, денежно-кредитная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решении об операциях на открытом рынке и других инструментах и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки.

2. Независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству, принимать непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде. Кроме того, денежно-кредитная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь и политические последствия. Денежно-кредитная политика действует тоньше и поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Однако денежно-кредитная политика имеет определенные недостатки, поэтому ее применение в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. К этим недостаткам относятся следующие:

1. Циклическая асимметрия. Политика "дорогих денег", если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но проведение политики "дешевых денег" сталкивается с проблемой, когда обеспечение банков необходимыми резервами, т.е. источником предоставления ссуд, не будет автоматически гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег возрастет. Если коммерческие банки по тем или иным причинам не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Кроме того, население может решить не брать избыточные резервы в ссуду и тем самым также свести на нет усилия центрального банка. Это явление получило название циклической асимметрии, что является серьезной помехой денежно-кредитной политики во время депрессии. В нормальные периоды развития экономики повышение уровня избыточных резервов практически всегда ведет к предоставлению дополнительных кредитов и увеличению денежного предложения;

2. Изменение скорости обращения денег. Исходя из количественной теории денег общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, т.е. на такое число раз, которое одна денежная единица тратится на товары и услуги в течение года. Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя изменения предложения денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой центрального банка, скорость обращения денег склонна к возрастанию. Когда принимаются меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег, весьма вероятно, упадет. Это объясняется воздействием на скорость обращения денег изменениями в спросе на деньги со стороны активов. Так, политика дешевых денег, например, приведет к снижению процентной ставки (рис.5.4). Но когда процентная ставка понизится, население будет держать большее количество денежных средств, а не процентных финансовых активов. Это значит, что денежные единицы будут переходить от фирм к населению и обратно менее быстро, т.е. скорость обращения снизится. Политика "дорогих денег", скорее всего, вызовет увеличение скорости обращения денег;

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ и особенности её реализации