Денежно-кредитная политика РБ и особенности её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Содержание работы

Введение
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в современной экономике
2. Виды денежно-кредитной политики
2.1 Особенности кейнсианской денежно-кредитной политики
2.2 Особенности монетаристской денежно-кредитной политики
3. Эффективность денежно-кредитной политики
4. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

3. Влияние на инвестиции. Существуют сомнения относительно сильного влияния денежно-кредитной политики на инвестиции (рис.5.4-5.6). Сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги и относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что изменения денежного предложения не вызовут больших изменений инвестиций и ВНП. Кроме того, действие денежно-кредитной политики может осложниться в результате изменений расположения кривой спроса на инвестиции (рис.5.5). Например, политика "дорогих денег", направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое воздействие на инвестиции, если одновременно кривая спроса на инвестиции сместится вправо вследствие технологического прогресса, ожиданий в будущем более высоких цен на капитал либо по другим-причинам. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов центральный банк должен поднять процентные ставки очень высоко. И наоборот, экономический спад может подорвать доверие к предпринимательской деятельности, сместив кривую спроса на инвестиции влево, тем самым сведя на нет политику "дешевых денег".

В настоящее время  проблема эффективной денежно-кредитной  политики приобрела особую актуальность, поскольку стало понятно, что  от ее решения зависит будущее  не только отдельных стран, но и мировой  экономики. В своей основе данная проблема предполагает нахождения оптимального баланса рычагов внутренней и внешней экономической политики, которые обеспечивали бы для государства благоприятные условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста при стабильности цен и платежного баланса. Увеличение степени открытости экономики приводит к размыванию границ между политикой по регулированию внутриэкономического положения и мерами по регулированию внешнеэкономических связей, именно поэтому указанный баланс внутреннего и внешнего компонентов регулирования становится крайне важным в настоящее время. С расширением процессов глобализации, к этой задаче добавилась проблема увязки национальной денежно-кредитной политики с денежно-кредитной политикой других государств.

Использование рычагов денежно-кредитной политики отличается в зависимости от того, какой установлен режим валютных курсов - фиксированный или плавающий. Пусть, например, в данной стране снижаются процентные ставки относительно уровня других стран. Тогда капиталы начинают утекать из страны. Однако само по себе это не может означать никаких серьезных изменений в денежной массе. Владельцы ценных бумаг или валюты этого государства будут продавать свои активы на рынке в обмен на национальные денежные единицы. Причем не всегда может иметь место и географическое перемещение денег, поскольку они могут лишь менять владельцев, даже не выходя за пределы-государства. До тех пор, пока в эти операции не включается центральный банк, денежная масса остается неизменной.

В то же время избежать участия центрального банка вряд ли возможно: если операции по продаже валюты (валютные интервенции) и ценных бумаг будут проходить с его участием, денежная масса в стране сокращается. Кроме того, перевод активов в другие валюты будет оказывать понижающее воздействие на национальную валюту. Если ее курс будет фиксирован, центральный банк должен будет принять меры по его поддержанию. Для этого ему потребуется начать покупку национальной валюты на валютном рынке за счет продажи своих резервов. В данном случае денежная масса сократится на величину закупок. Сокращение денежной массы вызовет повышение процентной ставки, что остановит отток средств из страны. В результате валютный курс останется на прежнем уровне. Что касается реального дохода, то вследствие возвращения процентных ставок к прежнему уровню, он останется без изменения. Таким образом, несмотря на то, что валютный курс не меняется и на первый взгляд не участвует напрямую в указанном взаимодействии, по существу именно он и является основным звеном, посредством которого осуществляются все изменения, нейтрализующие воздействия процентных ставок. [7, с.126-129]

В целях достижения не только внешнего (равновесие торгового  либо платежного баланса), но и внутреннего  равновесия (когда поддерживается полная занятость, а также равновесие между  совокупным спросом и предложением), необходимо применять смешанную  фискально-денежную политику, чтобы не решать одних проблем за счет других. Хотя распространенным среди современных экономистов является мнение о том, что денежно-кредитная политика является эффективным средством для достижения внешнего равновесия, а фискальная - при решении проблем внутреннего дисбаланса. [1, с.237]

4. Особенности  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь

 

Выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь является основной задачей  Национального Банка Республики Беларусь (Центральный Банк). Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный Банк представляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики на очередной год. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать денежно-кредитную политику РБ, рассмотрим эволюцию денежно-кредитной политики Беларуси за последнее десятилетие.

Первый  этап. В период 1992 - 1995 гг. проводилась самая мягкая "сверхэкспансионистская" политика. Рублевая денежная масса за этот период возросла в 2150 раз (или почти на 17,3 % в среднем за месяц). Потребительские цены возросли за этот период почти в 25 000 раз (или на 23,5 % в среднем за месяц), официальный курс доллара - в 68 900 раз (на 21,6 % ежемесячно). В то же время ВВП и реальные доходы населения снизились соответственно на 33 и 38 %. В 1995 г. предпринималась попытка финансовой стабилизации в Республике Беларусь. Для этого использовались три приема: фиксированный обменный курс, поддерживаемый с помощью интервенций Национального банка, ограниченный доступ на межбанковскую валютную биржу (МВБ) в конце года, стимулирование рублевых сбережений путем установления высоких процентных ставок и сжатие тем самым рублевой массы. Комплекс мероприятий, среди которых было введение валютного контроля, остановил падение белорусского рубля и наметил рост реального курса валюты, что привело к падению конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортными.

Второй  этап. Политику, проводимую в 1996-1999 гг., можно назвать умеренно мягкой. Она принесла определенные положительные результаты: темпы денежной эмиссии по сравнению с периодом 1992 - 1995 гг. снизились более чем в 2,5 раза, темпы инфляции и девальвации - в 3,8 и 3,5 раза.

В 1999 г. на общеэкономические  и денежные показатели повлиял ряд  негативных факторов: влияние российского финансового кризиса 1998 г., неблагоприятные погодные условия, рост цен на нефть. Тем не менее, в 1999 г. удалось добиться поддержания положительных темпов экономического роста. Определенную роль в этом сыграла работа банковской системы, которая создала благоприятные условия для развития реального сектора экономики. Доля кредитов в структуре банковских активов возросла до 54,2 % (на начало 1997 г. она составляла 48,8 %). Это значительно выше, чем, например, у российских банков (30,5 %). При этом удельный вес долгосрочных кредитов, являющихся важным источником инвестиций, достиг 50,7 % (на начало 1997 г. - 30,8 %). Это более высокий показатель, чем в других странах СНГ: в России доля инвестиционных кредитов составляет 33,3 %, на Украине - около 20 %. Большое внимание в 1999 г. уделялось повышению качества кредитных портфелей банков. В результате проделанной работы удельный вес безнадежных к погашению кредитов снизился с 9,3 до 7,5%.

Тем не менее, в 1999 г. не удалось  решить проблему инфляции, в среднемесячном исчислении составившую 11 %. Кроме упомянутых негативных факторов, можно назвать и экспансионистскую денежно-кредитную политику, связанную с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области АПК и жилищного строительства. Все это в сочетании с административным регулированием официального обменного курса белорусского рубля и множественностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках. Лимит кредитной эмиссии, предусмотренной в размере 35 трлн р., был превышен почти в 2,5 раза. В результате ежемесячный индекс потребительских цен находился в пределах 12 - 14 %. Таким образом, возникла необходимость трансформации денежно-кредитной политики, что и осуществлено в 2000 г.

Третий  этап. Начиная с 2000 г. Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. В эти годы ее приоритетными задачами были:

) снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

) развитие и укрепление  банковской системы;

) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования  платежной системы страны.

Уже в 2000 г. были установлены  более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало более устойчивой национальную валюту. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

В 2001-2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей  денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. - 134,8, 2003 г. - 125,4, в 2004 г. - 118,1 %.

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками  обязательных резервов. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом  уровне в течение месяца. Другими словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов.

Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал  и операции на открытом рынке, которые  осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились как прямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕПО.

Начиная с 2004 г. контрольным  показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17-21 %. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы, прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации денежно-кредитной политики показывает, что поставленные цели достигнуты (индекс потребительских цен за год составил 110,3 %). Об этом можно судить и по итогам ее проведения за январь-сентябрь 2005 г. Этот период характеризовался замедлением инфляционных процессов: индекс потребительских цен в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105-110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 %, а по отношению к доллару США - всего на 0,9 %, что свидетельствует о замедлении и девальвационных процессов.

Были снижены и нормативы  обязательного резервирования: от привлеченных ресурсов физических лиц (в национальной валюте) с 6 до 5 %, юридических лиц (в  белорусских рублях и иностранной  валюте) с 10 до 9 %. [4, c.152-154]

Все эти тенденции положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста.

Общее функционирование денежно-кредитной сферы в 2007 году характеризовалось следующими основными  процессами:

üдинамика официальных  обменных курсов белорусского рубля определялась конъюнктурой мировых валютных рынков при обеспечении стабильного обменного курса белорусского рубля к доллару США;

üсохраняется позитивная динамика срочной части рублевой денежной массы;

üпродолжилось увеличение нормативного капитала и ресурсной базы банков;

üсохранился рост требований банков к экономике, основную долю в  которых составляют требования к  субъектам хозяйствования;

üплатежная система  обеспечивала эффективность, надежность и безопасность системы межбанковских расчетов. [8, c.44]

Четвертый этап. В 2008 году мировая экономика столкнулась с одним из самых серьезных экономических и финансовых кризисов со времен Великой депрессии 1930-х годов, возникновение которого было обусловлено, по оценкам экспертов, нарастанием нестабильности и структурных диспропорций в мировой экономике и финансовой сфере.

Финансовый кризис, начавшийся с возникновения проблем на ипотечных  рынках США в 2006 году, получил дальнейшее развитие и приобрел общемировой  характер, оказав негативное влияние на финансовые системы практически всех промышленно развитых и большинства развивающихся стран мира. [10, c.6]

Основные макроэкономичиские показатели возникновения и развития финансовой нестабильности (на 1 января 2009 г.) можно представить в виде таблицы:

 

Показатели, динамика которых  свидетельствуето снижении (сохранении на прежнем уровне) о повышениивероятности возникновенияфинансовой нестабильностиРост реального ВВП составил 110 процентов (в 2007 году - 108.6 процента) Экспорт, импорт, дефицит текущего счета (темпы роста экспорта в 2008 г составили 135,1 процента, импорта - 137.2 процента; отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами - 6111.2 млн. долларов США), против 4070,0 млн. долларов США в 2007 г. Рост реального промышленного производства составил 110,$ процента (в 2007 голу - 103,5 процента) Снижение производства за четыре последних месяца 2008 г. составило почти 20 процентов Увеличились запасы готовой продукции на складах промышленных предприятийСальдо консолидированного бюджета за 2003 год сложилось положительным (1,4 процента к ВВП) Внутренний государственный долг по состоянию на 1 января 2009 г составил 6.8 процента к ВВП против 6.4 процента к ВВП на 1 января 2008 г. Уровень рентабельности реализованной продукции увеличился с 11,8 процента в 2007 году до 14,2 процента в 2008 годуВнешний государственный долг по состоянию на 1 января 2009 г составил 6.4 процента к ВВП против 5.2 процента к ВВП на 1 января 2008 г. Удельный вес убыточных предприятии в обшем их числе составил в 2008 году 4.3 процента против 6.3 процента в 2007 годуУровень инфляции (прирост ИПЦ в 2008 году составил 13.3 процента против 12,1 процента в 2007 году). Прирост индекса цен производителей промышленной продукции в 2003 году составил 14,2 процента (в 2007 голу - 17.1 процента) Доля срочной составляющей в М2 (удельный вес срочных депозитов в рублевой денежной массе) на 1 января 2009 г. составила 44,4 процента и увеличилась с начала года на 2.7 процентного пунктаОтносительный уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта сократился с 1.7 месяца на 1 января 2СОЗ г. до 0.9 месяца на 1 января 2009 г. Валютозамещение экономики (удельный вес инвалютной составляющей в составе широкой денежной массы) с начала года выросло на 1.7 процентного пункта и на 1 января: 2009 г. составило 33.0 процента

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ и особенности её реализации