Денежно-кредитная политика РБ и особенности её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Содержание работы

Введение
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в современной экономике
2. Виды денежно-кредитной политики
2.1 Особенности кейнсианской денежно-кредитной политики
2.2 Особенности монетаристской денежно-кредитной политики
3. Эффективность денежно-кредитной политики
4. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

[10, c.49]

К концу 2008 года мировая  экономика столкнулась с полномасштабным  экономическим кризисом, проявлениями которого служат замедление темпов роста  на фоне нарастания инфляции, увеличения безработицы, ухудшения финансового состояния предприятий реального и финансового сектора, домашних хозяйств. Мировой валовой внутренний продукт, рассчитанный по методологии доклада о мировом экономическом развитии МВФ, вырос в 2008 году на 3,4 процента по сравнению с 5,2 процента роста в 2007 году, в том числе по группе промышленно-развитых стран - на 1 процент, развивающихся стран - на 6,3 процента. Прирост мировой торговли товарами и услугами составил в 2008 году 4,1 процента по сравнению с 7,2 процента в 2007 году. Потребительские цены возросли в 2008 году на 3,5 процента по группе промышленно-развитых стран и на 9,2 процента - по группе развивающихся стран по сравнению с 2,1 процента и 6,4 процента в 2007 году соответственно.

В силу структурных особенностей экономики Республики Беларусь, предопределяющих ее экспортную ориентированность и существенную зависимость от технологического и сырьевого импорта, динамика основных макроэкономических показателей, ситуация в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь традиционно находятся под влиянием ситуации в региональной экономике и прежде всего в экономике России.

В результате сочетания  кризисных явлений в мировой  экономике и внутренних факторов уязвимости по отношению к внешним  шокам в Российской Федерации  во втором полугодии 2008 г. произошло замедление темпов роста ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал, ухудшилось финансовое состояние предприятий, замедлился рост доходов населения, возросли фактическая и скрытая безработица, инфляция, усилились инфляционные и девальвационные ожидания. [10, c.7]

Однако, благоприятные  тенденции экономического развития в первом полугодии 2008 г. позволили  сохранить в целом положительную  динамику основных макроэкономических показателей.

Основными итогами денежно-кредитной  политики Республики Беларусь в 2008 году явились обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к доллару США; развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала, рентабельности банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы. [9]

В качестве основного  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь к концу 2009 года прогнозируется обеспечить рост ВВП на уровне 110-112%. Определяющую роль будет играть промышленность, производство продукции которой должно увеличиться на 10-12%. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции запланировано на уровне 8,5-9,5%. Рост реальных денежных доходов населения в 2009 году прогнозируется на уровне 114 - 115%, инвестиций в основной капитал - 123-125%, платных услуг населению - 113-114%, розничного товарооборота - 116-117%. В 2009 году целью денежно-кредитной политики, как и прежде, является "защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам". Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Прогнозируется, что изменения официального обменного курса рубля к доллару США составят плюс/минус 5%, ставка рефинансирования к концу 2009 года не должна превысить 10-12% годовых, ставки по вновь выдаваемым банками кредитам - 13-15% годовых, по вновь привлекаемым срочным депозитам - 10-12% годовых. Прирост рублевой денежной массы ожидается на уровне 34-38%, широкой денежной массы - 32-40%, рублевой денежной базы - 28-34%, ресурсной базы банков - 35-42%. Кредитование банками экономики возрастет на 36-44%. При этом объем инвестиционного кредитования достигнет 7-7,5 трлн. рублей. Кредитование банками жилищного строительства оценивается в 2,9-3,8 трлн. рублей. Приоритетным направлением останется кредитование банками экспортоориентированных организаций, проектов и важнейших мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, жилищного строительства. [2]

C отчетом о результатах  проводимой денежно-кредитной политики  в текущем году 23 октября состоялось  заседание Правления Национального  банка РБ, где выступили заместитель  Председателя Правления Национального банка Василий Матюшевский и начальник Главного управления банковского надзора Сергей Дубков. Как отмечалось в выступлениях, в отчетный период экономическое развитие Республики Беларусь, как и других стран мира, протекало в условиях отрицательного воздействия глобального финансово-экономического кризиса. Для минимизации его последствий и укрепления устойчивости банковской системы проводилась жесткая денежно-кредитная политика. В результате этого обеспечены: стабильная стоимость корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых изменений; развитие и укрепление банковского сектора страны, рост его ресурсной базы, нормативного капитала; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы. [3]

Заключение

 

Основными целями макроэкономического регулирования любой страны являются: обеспечение высокого и устойчивого уровня развития национального производства, измерительным результатом которого является абсолютный рост ВВП, а также его рост в расчете на душу населения; высокий уровень занятости населения; стабильный уровень цен; стремление к сбалансированности внешнеэкономической деятельности. Для достижения поставленных целей государство разрабатывает определенную экономическую политику - систему мер государственного управления экономикой. Такими мерами являются денежно-кредитная политика, налогово-бюджетная, внешнеэкономическая и политика доходов.

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий, осуществляемых государством через денежную, кредитную  и банковскую систему страны. Эффективность этой политики в значительной мере зависит от выбора методов денежно-кредитного регулирования.

Основными методами монетарной политики являются: изменение учетной  ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Какому из перечисленных  способов регулирования количества находящихся в обращении денег  отдать предпочтение, зависит от структуры  денежной базы страны. Поскольку в  США она состоит из государственных  ценных бумаг, то ФРС регулярно проводит операции на открытом рынке ценных бумаг. В активе Немецкого банка государственные ценные бумаги практически отсутствовали; поэтому основным методом корректировки денежной массы в ФРГ служили кредиты коммерческим банкам. Такая же ситуация в настоящее время наблюдается в Европейском банке, который в качестве главного инструмента регулирования количества денег использует операцию РЕПО (Repurchase Agreement) - покупку ценных бумаг у коммерческих банков, которые обязуются выкупить их через определенное время (обычно через 2 недели) с процентом.

Изменение норм минимального резервного покрытия является более  жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому  его стараются использовать как  можно реже.

Наряду с этими методами Центральный банк может использовать лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. При этом для всех коммерческих банков определяются одинаковые пределы для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях кредит ограничивается только для определенных секторов экономики. Такой выборочный кредитный контроль называют селективным. К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно также отнести установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль над ипотечным и т.д.

Различают 3 вида денежно-кредитной  политики: жесткую, гибкую и эластичную. Если Центральный банк избирает в качестве объекта регулирования денежную массу, то он проводит жесткую денежно-кредитную политику, если фиксирует процентную ставку, то это гибкая монетарная политика. Экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправданна только в краткосрочном периоде, несмотря на то что Центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой. Эластичная денежно-кредитная политика заключается в том, что Центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности.

Большинство экономистов  считают, что денежно-кредитная политика в краткосрочном периоде способна воздействовать на уровень совокупного  дохода и занятости, то есть она эффективна. Общепризнано, что денежно-кредитная  политика обладает определенными достоинствами и, прежде всего, сравнительно коротким временным внутреннем лагом - период времени между изменением экономической ситуации и принятием ответных мер денежно-кредитной политики. Решения принимает Центральный банк страны, что не требует длительных согласований; необходимые шаги осуществляются практически немедленно путем проведения операций на открытом рынке.

Денежно-кредитная политика является гибкой, Центральный банк не придерживается единожды выбранных  целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом.

Известно, что самостоятельную  денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента  обретения независимости. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели и инструменты денежно-кредитного регулирования. В прогнозных документах (НСУР-2020, Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010гг. и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики:

  • обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;
  • развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;
  • поддержание обменного курса белорусского рубля на уровне, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны;
  • обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе;
  • увеличение уровня монетизации ВВП.

Для достижения этих целей  Национальный банк Республики Беларусь предусматривает регулирование  денежно-кредитной сферы посредством следующих мер:

в области регулирования  денежной массы - наращивание денежного  предложения в национальной валюте в соответствии со спросом экономики  на деньги и целевым параметром инфляции;

процентной политики - поддержание  положительной в реальном выражении доходности сбережений и доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики. При этом уровень реальной доходности срочных рублевых депозитов, ГКО и других рублевых активов должен быть выше по сравнению с инструментами в иностранной валюте;

политики обменного курса - обеспечение  траектории номинального курса белорусского рубля к корзине валют стран - основных торговых партнеров Республики Беларусь на уровне, не допускающем  укрепление его реального курса  темпами, превышающими рост производительности труда. В результате будет обеспечен приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынках, стимулирующий динамичные темпы промышленного производства и экономического роста.

Достижение стратегических целей  и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем  постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной  сферы.

В период до 2010 г. предполагается решение следующих задач:

недопущение годовой инфляции выше 5 %;

увеличение уровня монетизации  ВВП до 30 % по рублевой денежной массе  и 40 % - по широкой денежной массе;

создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений (инвестиционных, трастовых, ипотечных и др.) с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц;

формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.

Основной вектор преобразований денежно-кредитной  сферы - переход к зрелым рыночным институтам и механизмам. Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора  за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная политика будет проводиться в четком соответствии с макроэкономическими параметрами  социального и экономического развития страны.

Таким образом, в республике создана многоуровневая система  разработки и реализации денежно-кредитной  политики, включающая анализ, прогнозирование  и программирование направлений  и мероприятий монетарного регулирования  в долго-, средне - и краткосрочном  временных аспектах. К перспективным направлениям ее развития следует отнести: усиление макросистемной направленности (долгосрочный аспект), совершенствование координации среднесрочной денежно-кредитной, налогово-бюджетной и внешнеэкономической политики (среднесрочная перспектива), централизация функций текущего регулирования денежной сферы (оперативная политика). Это позволит более эффективно решать как общие макроэкономические задачи развития страны, так и специфические задачи развития банковского сектора в координации с другими секторами экономики


Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ и особенности её реализации