Денежно-кредитная политика с позиций критериев безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Развитие интеграционных процессов повышает зависимость экономики России и особенно состояния национальной денежно-кредитной системы от конъюнктуры мирового рынка и экспортно-сырьевой направленности российской экономики. В этих условиях трудно переоценить значимость формирования и реализации единой государственной денежно-кредитной политики в преодолении нарастающей внешней зависимости экономики России и угроз национальным интересам в денежно-кредитной сфере.

Файлы: 1 файл

Тема 07 денежно-кредит политика.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)


Тема 7. Денежно-кредитная  политика с позиций критериев  безопасности.

1 В. Методы денежно-кредитной политики

2 В. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике

3 В. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России

 

Развитие  интеграционных процессов повышает зависимость экономики России и особенно состояния национальной денежно-кредитной системы от конъюнктуры мирового рынка и экспортно-сырьевой направленности российской экономики. В этих условиях трудно переоценить значимость формирования и реализации единой государственной денежно-кредитной политики в преодолении нарастающей внешней зависимости экономики России и угроз национальным интересам в денежно-кредитной сфере.

Согласно Конституции  РФ (ст. 114) формирование и проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики возложено на Правительство РФ. Ежегодная подготовка и реализация «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» составляет объект деятельности ЦБ РФ. Соответственно цели и инструменты денежно-кредитной политики с начала 1990-х гг. до настоящего времени (включая «Основные направления единой государственной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов»1) формируются в пределах компетенции ЦБ РФ. Они носят преимущественно монетарный характер - обеспечение «устойчивого снижения инфляции и поддержания ее на низком уровне» с использованием в основном инструментария денежной политики, часто в ущерб повышению кредитного потенциала российской экономики.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он обладает мощным потенциалом воздействия на состояние денежной сферы, может применять различные инструменты и методы денежно-кредитной политики. При этом средства кредитной политики ЦБ РФ для поощрения активности российских банков к кредитованию экономики практически бездействуют.

В настоящее  время используются преимущественно  рыночные инструменты: процентные ставки по операциям ЦБ РФ, нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования), валютные интервенции, рефинансирование кредитных организаций, операции на открытом рынке.

С 1995 г. ЦБ РФ прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С 2001 г. федеральный  бюджет РФ составляется с профицитом, обеспечивая рост государственных  финансовых резервов, ограничивая одновременно финансовые ресурсы развития экономики (спрос) и обеспечивая рост денежных ресурсов (обязательств) ЦБ РФ.

Существенные различия в законодательном обеспечении бюджетной и денежно-кредитной политики (первая принимает форму Федерального закона на предстоящий год, тогда как денежно-кредитная политика остается прерогативой ЦБ РФ) порождают обособленность их целей и инструментов бюджетной и денежно-кредитной политики от выработки и реализации социально-экономической политики России.

Содержательный  характер основных направлений денежно-кредитной политики определяется выбором цели, методов и инструментов достижения цели и одновременно их адекватностью национальным интересам в денежно-кредитной сфере и российской экономики в целом. С этих позиций рассмотрим эффективность проводимой в России денежно-кредитной политики.

Совокупность государственных  мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики.

Ее главная цель — регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.

Денежно-кредитная  политика - политика государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости путем регулирования объема и структуры внутреннего денежного обращения и величины официальной учетной ставки, нормы обязательного резервирования, операций государства на открытом рынке.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита  и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

За  годы реформ в России сформировалась двухуровневая банковская система: первый уровень - Центральный банк России, второй уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

1В. Методы денежно-кредитной политики

Эти методы делятся на две группы:

- общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом);

- селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

 

Охарактеризуем  общие методы денежно-кредитной  политики.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном итоге к сокращению кредитных операций.

Следовательно, учетная (дисконтная) политика — это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Учетная политика относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования качественного параметра рынка, а именно стоимости банковских кредитов.

В тех случаях, когда  предприниматель расплачивается с  поставщиком не сразу после отгрузки товаров, а через определенный срок, например через 3 мес., для подтверждения отсрочки платежа они обычно выставляют вексель. Поставщик товара может использовать этот вексель следующим образом: либо ожидать поступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, осуществляя тем самым его учет, Коммерческий банк оплачивает не всю сумму, а лишь ее часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке. При этом последний также удерживает в свою пользу определенный процент — учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%.

Наибольшей популярностью  учетная политика пользовалась в  конце XIX — начале XX в. В 30—40-х гг. центральные банки проводили  рекомендованную Дж.М. Кейнсом политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г.—1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах — от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономическою развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.

В России подобную функцию (учетной (дисконтной) политики) выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. С 30 сентября 2009 г. ставка рефинансирования составила 10 % годовых.

Операции  на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком). Они имели широкое распространение на протяжении всего послевоенного периода, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при  покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа  Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые вплоть до финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 г., обладали высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

• у с л о в  и й   с д е л к и — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции (операции РЕПО);

• о б ъ е к  т о в   с д е л о к — операции с государственными или частными бумагами;

• с р о ч н  о с т и   с д е л к и — краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

• с ф е р ы   п р о ве д е н и я   о п е р а ц и й — охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка  ценных бумаг;

• с п о с о  б а   у с т а н о в л е н и я   с т а в о к — определяемые центральными банком или рынком.

Установление  норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов — метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые данный метод применили в США в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 01.08.09 норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации 2,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – 2,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – 2,5%.

 

К селективным  методам денежно-кредитной политики относятся следующие.

Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Поэтому во многих странах  при кредитовании клиентуру банки  должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка; так, он в США — не более 10%, во Франции — 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

 

Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики, эффективность их использования.

ЦБ  РФ располагает системой инструментов, позволяющих не только обеспечить согласно основным направлениям денежно-кредитной политики «сбалансированное и относительно устойчивое состояние денежно-кредитной сферы при различных сценариях экономического развития», но и прежде всего в отличие от проводимого курса денежно-кредитной политики активизировать рост финансового и кредитного потенциала развития экономики. В этой связи рассмотрим основные инструменты регулирования денежно-кредитной сферы.

Изменение нормативов обязательных резервов. Мировая практика денежно-кредитной политики показывает, что понижение резервной нормы увеличивает кредитные возможности банков, следовательно, происходит мультипликационное расширение предложения денег. Увеличение нормы обязательных реервов приводит к сокращению резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения.

Информация о работе Денежно-кредитная политика с позиций критериев безопасности