Денежно-кредитная политика с позиций критериев безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Развитие интеграционных процессов повышает зависимость экономики России и особенно состояния национальной денежно-кредитной системы от конъюнктуры мирового рынка и экспортно-сырьевой направленности российской экономики. В этих условиях трудно переоценить значимость формирования и реализации единой государственной денежно-кредитной политики в преодолении нарастающей внешней зависимости экономики России и угроз национальным интересам в денежно-кредитной сфере.

Файлы: 1 файл

Тема 07 денежно-кредит политика.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

В то же время степень  влияния Банка России на динамику курса рубля в условиях сильного платежного баланса ограниченна. Банк России может воздействовать на нее только в той мере, в какой это не противоречит главной цели денежно-кредитной политики - снижению инфляции. Кроме того, предполагаемое использование режима инфляционного таргетирования потребует в течение ближайших лет отладить механизм, позволяющий минимизировать присутствие Банка России на внутреннем валютном рынке и перейти к режиму свободно плавающего валютного курса.

Важным для выполнения целевого ориентира по инфляции является строгое соблюдение установленных предельных уровней изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий, поскольку возможности Банка России в снижении инфляции мерами денежно-кредитной и курсовой политики при росте монопольных и административно регулируемых цен ограниченны.

Опыт последних лет  показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики Правительства Российской Федерации.

Определяющее  влияние на условия проведения денежно-кредитной политики оказывает Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд). Стабилизационный фонд, концентрируя дополнительные доходы, связанные с добычей и экспортом нефти и других энергоносителей, при высокой конъюнктуре обеспечивает стерилизацию значительной части избыточной ликвидности и в настоящее время является одним из основных факторов ограничения роста потребительских цен.

Выбранный режим валютного курса, сохранение существенной роли регулируемых цен в динамике индекса потребительских цен, неустойчивые процессы замещения валют в портфелях активов, неустойчивые лаги между динамикой денежного предложения и показателями инфляции определяют низкую эффективность использования в качестве промежуточного целевого ориентира темпов прироста денежной массы. Хотя операционная процедура денежно-кредитной политики учитывает показатели денежной программы, динамика денежных агрегатов становится лишь ориентиром и важной характеристикой текущих монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции, а прогнозные границы прироста денежной массы не являются жестко заданными.

Важнейшей задачей является развитие внутреннего  финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля - снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограниченны. Инструменты процентной политики носят характер скорее стабилизационных инструментов, то есть ограничивают, а не формируют стоимость денег в экономике.

Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики.

Из оценки складывающейся к настоящему времени  ситуации следует, что итоги 2005 года могут осложнить стартовые условия для достижения основной цели денежно-кредитной политики в 2006 году. При существующих лагах рост денежной массы во второй половине года сказывается на инфляции следующего года. В связи с этим расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий. Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

Банк России в текущем году продолжил работу по расширению применения механизма поддержания банковской ликвидности путем предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов, кредитов "овернайт", ломбардных кредитов на аукционной основе (на срок 2 недели) и проведения операций прямого РЕПО. В апреле 2005 года была возобновлена практика проведения операций ломбардного кредитования на фиксированных условиях на срок 7 календарных дней в целях более эффективного регулирования кредитными организациями собственной ликвидности, в том числе при использовании механизма усреднения обязательных резервов.

В текущем  году Банк России принимал решения  по расширению перечня ценных бумаг, принимаемых в обеспечение при  осуществлении операций рефинансирования банков (Ломбардного списка Банка  России).

В целях  совершенствования операций рефинансирования под залог векселей и кредитных  обязательств организаций сферы  материального производства разработаны  новые нормативные документы, устанавливающие  порядок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей (прав требования по кредитным договорам) организаций, имеющих международный рейтинг, или поручительствами кредитных организаций, имеющих международный рейтинг.

Новый порядок  характеризуется возможностью более  оперативно принимать решения о предоставлении кредита Банка России, дифференцированным подходом к уровню процентных ставок за пользование кредитом в зависимости от срока кредитования, дифференцированным подходом к величине применяемых к стоимости залога поправочных коэффициентов в зависимости от качества принимаемого в залог имущества (активов) и предполагает право кредитной организации на выбор способа обеспечения ее обязательств по кредиту Банка России между залогом имущества и поручительством другой кредитной организации. Более того, вновь введенный порядок предполагает возможность кредитной организации заблаговременно, до возникновения потребности в дополнительной ликвидности, сформировать залоговое обеспечение в виде векселей и прав требования по кредитным договорам.

Процентные  ставки по инструментам рефинансирования находились в диапазоне от 6 до 13%, достигая максимального значения по инструментам постоянного действия (кредиты "овернайт", сделки "валютный своп", ломбардные кредиты по фиксированным  процентным ставкам) и приближаясь к нижней границе по рыночным инструментам (прямое РЕПО на срок 1 день). При этом фактические процентные ставки на рынке межбанковских кредитов были ниже - средневзвешенные за месяц ставки MIACR по рублевым кредитам сроком до одной недели находились в диапазоне от 1 до 4% годовых. Вместе с тем в отдельные периоды текущего года (преимущественно к концу месяца) уровень процентных ставок на рынке межбанковских кредитов повышался: так, в последние дни октября ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам достигала 8 - 12% годовых, что было обусловлено перечислением в значительном объеме налогов в бюджеты и увеличением спроса на иностранную валюту.

Поскольку уровень ставок по инструментам предоставления денежных средств со стороны Банка России выше уровня ставок денежного рынка, основной задачей при использовании данных инструментов фактически являлось обеспечение стабилизации ставок на денежном рынке в случае снижения уровня ликвидности банковского сектора и пополнение ликвидности. Однако эффективному выполнению указанных задач препятствовали высокая степень сегментации денежного рынка и незначительная доля залоговых бумаг в портфелях большинства кредитных организаций.

Фактически  процентная политика Банка России в  прошедшие месяцы текущего года была направлена на поддержание сформированного ранее коридора процентных ставок по операциям Банка России. Нижний уровень коридора определяла ставка по депозитам "том-некст", которые имели наибольший удельный вес в общем объеме привлеченных в депозиты средств кредитных организаций (ставка составляла 0,5% годовых). Верхнюю границу коридора формировала ставка по кредитам "овернайт" Банка России (13% годовых). Процентные ставки денежного рынка и ставки по операциям коммерческих банков за первые девять месяцев 2005 года находились в рамках коридора процентных ставок Банка России. Стоимость заемных ресурсов для реального сектора в текущем году была ниже, чем в соответствующий период прошлого года, и колебалась в достаточно узком диапазоне (около 10 - 11% годовых), что характеризовало умеренные инфляционные ожидания.

В целях  регулирования текущей ликвидности  кредитные организации активно  использовали механизм усреднения обязательных резервов, то есть выполняли часть  резервных требований путем поддержания  соответствующего среднемесячного остатка на корреспондентском счете головного офиса, открытом в Банке России, а начиная с 1 июня 2005 года - и на корреспондентских субсчетах филиалов, открытых в Банке России.

 

Из Сенчагова

 

Цели  и принципы денежно-кредитной политики.

На законодательном  уровне на ЦБ РФ согласно Конституции РФ возложена ответственность за поддержание устойчивости рубля (ст. 75)2, а согласно п. 6 ст. 114 Конституции РФ на Правительство РФ - разрабатывать и обеспечивать исполнение федерального бюджета, а также проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики. Разночтение касается не только функций и ответственности ЦБ РФ и Правительства РФ, но и объектов их управления и регулирования. Главная цель единой государственной денежно-кредитной политики, к примеру, сформулированной на 2004 г., - «устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне». При этом темпы инфляции определяются как основной ориентир использования арсенала инструментов денежно-кредитной политики (темпы инфляции предполагается снизить в 2004 г. до 8-10%).

С начала 1990-х  гг. государственная денежно-кредитная  политика носит преимущественно односторонний, монетарный характер - подавление инфляции ограничением предложения денег; кредитная же политика, по существу, не получает содержательной основы независимо от изменения общеэкономической ситуации - периода спада или подъема.

Неизменно антиинфляционная направленность денежно-кредитной  политики, проявляемая в ограничениях предложения денег - денежной массы  в обращении, содержит угрозы национальным интересам в части блокирования роста кредитных ресурсов - банковских активов и в целом финансовых ресурсов подъема экономики. Кроме того, ограничение предложения денег снижает активность спроса на рынках (товарном, финансовом и кредитном), сужает занятость и потенциал экономического роста.

Задачи укрепления национальной денежной единицы, стабилизации ее покупательной способности, поставленные в Федеральном законе о Центральном банке РФ, в действительности носят мифический, отстраненный от реальных обстоятельств характер. Стабильность цен в качестве объекта денежно-кредитной политики одновременно является производной от многих переменных величин развития экономики, включая государственную и корпоративную политику цен на энергоресурсы (внутренних цен и их соотношения с внешними ценами). Стабилизация цен как реакция на денежные ограничения платежеспособного спроса - рестрикционное воздействие инструментария монетарной политики подавляет эмиссионный потенциал ЦБ РФ и блокирует кредитование национальной экономики.

Кроме того, ежегодное  опережение принятия Федерального закона о бюджете относительно одобрения  Госдумой РФ основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики свидетельствует о подчиненности  ее ориентиров заданным параметрам и общей стратегии бюджета на предстоящее время.

Монетарный  курс денежно-кредитной политики, влияя  на ограничение ресурсов банков и  кредитования бизнеса и экономики, на фоне низких процентных ставок западных банков инициирует рост внешних источников заимствования. Под влиянием подвижности международных финансовых ресурсов средства иностранных инвесторов получают свободу движения - ввода в страну и вывода из нее. Меры валютного регулирования допускают широкий диапазон трансграничных операций с расчетами между российскими компаниями за пределами страны. Инициируемый отток средств не только снижает уровень финансовой базы (кредитного потенциала) российской экономики, но и определяет перспективу неустойчивости денежной системы и ограничения экономического роста.

Политика валютного  курса в сложившейся системе  формирования и проведения единой государственной денежно-кредитной политики.

Это одно из ключевых направлений, практически определяющее динамику инфляции. При этом исходной является сложившаяся ситуация реальной тотальной долларизации национальной денежно-кредитной сферы, а базовыми элементами формирования политики валютного курса - стратегия импорта и экспорта, политика погашения внешнего долга и сбалансированность бюджета страны, а также уровень денежной базы.

В сложившейся  ситуации существенное влияние политики валютного курса на формирование рублевой денежной массы, ее структуры по каналам национальной экономики отражает высокую степень зависимости денежно-кредитной политики от сложившейся экспортной ориентации экономики и ее финансовой сферы. Учитывая, что инструменты денежной власти согласно действующей законодательной базе составляют основу регулирования рублевых денежных потоков, а не иностранной валюты, реальность доминирования политики валютного курса в регулировании границ внутреннего рынка (спроса и предложения) определяет снижение продуктивности инструментария денежно-кредитной политики в обеспечении кредитного потенциала экономического роста. При этом важно иметь в виду, что ЦБ РФ владеет инструментами регулирования рынка национальной валюты в исходно ограниченном пространстве ее функционирования - внутреннего валютного рынка.

Для реализации политики «умеренного повышения  реального курса рубля» с учетом угрозы этого процесса для устойчивого экономического роста ЦБ РФ в 2004 г. намерен:

во-первых, проводить интервенции на валютном рынке, сглаживая колебания валютного курса при одновременном накоплении чистых международныых резервов - валовых международных резервных активов ЦБ РФ и правительства до 2451,0 млрд руб. на 01.01.2005 г. при 2044 млрд руб. на начало года3;

Информация о работе Денежно-кредитная политика с позиций критериев безопасности