Денежно-кредитная политика с позиций критериев безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Развитие интеграционных процессов повышает зависимость экономики России и особенно состояния национальной денежно-кредитной системы от конъюнктуры мирового рынка и экспортно-сырьевой направленности российской экономики. В этих условиях трудно переоценить значимость формирования и реализации единой государственной денежно-кредитной политики в преодолении нарастающей внешней зависимости экономики России и угроз национальным интересам в денежно-кредитной сфере.

Файлы: 1 файл

Тема 07 денежно-кредит политика.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

во-вторых, частично стерилизовать интервенции предложения денег для обеспечения предполагаемой динамики денежной базы;

в-третьих, в связи с ограниченными возможностями ЦБ РФ использовать рыночные инструменты предполагается участие Правительства РФ в сдерживании роста денежной массы путем размещения на счетах ЦБ РФ части дополнительных доходов бюджета (в части формирования стабилизационного фонда).

 

Политика  монетизации экономики.

Насыщение денежного  оборота необходимой массой денежных средств сталкивается с разнонаправленными тенденциями: ростом денежной массы и инфляции, причем высокие темпы роста денежной массы не оказывают ожидаемого влияния на рост инфляции, что свидетельствует о повышенном спросе денежного оборота на рублевую массу (влиянии немонетарных факторов на инфляцию). Кроме того, проводимый курс денежно-кредитной политики оказывает влияние на развитие ряда опасных для национальной экономики тенденций.

Сохраняется высокорискованная ситуация в денежной сфере: высокие темпы роста денежной эмиссии по одноканальной системе (валютного рынка) в сочетании с «открытием» каналов внутреннего заимствования государства и сохранением высоких рисков банковского кредитования предприятий реального сектора; рост напряженности на внутреннем валютном рынке и риски, связанные с высоким уровнем долларизации банковских активов и сбережений; ориентация на ограничительную политику ЦБ РФ относительно рефинансирования коммерческих банков и кредитования реального сектора (рост чистых иностранных активов российских банков и использование инструментов стерилизации роста денежной массы).

Опасность относительно высоких темпов роста денежной эмиссии  в последние годы состоит не столько в провоцировании инфляционной ситуации (бюджет 2003 г. был ориентирован на 10-12%, тогда как, по оценкам экспертов, инфляция ожидалась около 12-14%), сколько в самом механизме ее осуществления - формировании валютных резервов темпами, явно превышающими рост внутренних инвестиционных ресурсов. Нормализация положения связывается с необходимостью доведения денежного агрегата М2 в ближайшие годы, по крайней мере, до 30-35% ВВП.

Сдерживание инвестиционного спроса порождает  и проблемы излишней денежной массы  и стерилизации рублевой эмиссии. На это направлена политика подавления активной, перераспределительной функции бюджетной системы - сужение бюджетного финансирования до предела, определенного «нормой» профицита федерального бюджета.

Сохраняется заведомо конъюнктурный (временный) характер масштабного накопления валютных резервов, эффект которого резко снизится в момент снижения размеров обслуживания государственного долга и с ростом спроса на валюту в связи с неуклонным расширением импорта (вступление в ВТО и другие подобные акции, не считая укрепления валютного курса рубля).

Увеличение  валютных резервов при коэффициенте достаточности международных резервов, равном 7-8 мес, в то время как международно признанным считается 3 мес, оценивается как фактор владения ЦБ РФ ситуацией на валютном рынке. Такое значительное увеличение золотовалютных резервов направлено на преодоление возможных резких изменений валютного курса рубля. Однако рост валютных резервов в 2004 г. означает:

во-первых, жесткую привязку укрепления национальной валюты к накоплению иностранных резервов (вместо развития экономического потенциала);

во-вторых, одноканальное насыщение экономического оборота денежной массой и ее концентрацию в финансовых структурах, обслуживающих узкий круг компаний экспортеров.

Экономика в ситуации дефицита денег и неуправляемости сферы финансовых отношений порождает синдром гипертрофии «ценности» денег и спекулятивных операций. В этих условиях преимущество получают экономические субъекты, действующие на финансовых рынках, относительно структур производственной сферы, соответственно инициируется тенденция дезинтеграции финансово-банковской и производственной сфер.

 

Операции  на открытом рынке, т.е. покупка или  продажа ГЦБ банками.

Эффективность денежно-кредитной политики в этой области рынка связана с реальностью состояния банковского сектора. Банковский сектор России до и после кризисного периода в основе остается малоэффективным с позиции pеализации активной денежно-кредитной политики. Доминирующие в кредитной системе страны банки - Сбербанк РФ и Внешторгбанк РФ, совокупный уставный капитал которых составляет более 40% суммы аналогичных показателей остальной части банковского сектора (1300 кредитных организаций) функционируют, скорее, не в русле денежно-кредитной политики, а в соответствии с собственной кредитной политикой. При этом 57% уставного капитала Сбербанка и 99,9% уставного капитала Внешторгбанка принадлежат государству в лице ЦБ РФ4.

В действительности в  условиях малоэффективной экономики  и соответственно отсутствия значимых финансовых потоков, проходящих через сеть коммерческих банков, передача денег через финансовые рынки в реальный сектор практически блокируется.

С начала 1990-х гг. такие  инструменты денежно-кредитной политики, как ставка рефинансирования и нормативы отчислений в Фонд обязательных резервов коммерческих банков, были задействованы преимущественно в режиме ограничения роста денежной массы и соответственно кредитного потенциала развития экономики. Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ и норматива отчислений в Фонд обязательных резервов коммерческих банков отражает наряду с резкими колебаниями величины этих инструментов неизменно более высокий ее уровень относительно уровня, обеспечивающего стимулирующую функцию каждого из этих инструментов (табл. 21.1).

Синтезирующий характер постановки цели денежно-кредитной политики в сочетании со сложной региональной структурой России определяют необходимость структурирования самой цели и выработки реальных ориентиров по регионам в части: а) обеспечения уровня социально-экономического развития региона в соответствии с приоритетами федеральной экономической политики и особенностями региона; б) использования современного арсенала средств и методов регулирования денежно-кредитных потоков с учетом реги ональных особенностей.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Ориентация  денежно-кредитной политики исключительно  на макроэкономические факторы, например объемы денежной массы, в условиях нестабильной экономики не дает адекватного представления о происходящих экономических процессах. Преобладает административный подход, гиперболизация способности государства обеспечивать устойчивость национальной валюты и сбалансированность спроса и предложения как на денежном, так и на товарном рынках путем изменения объемов денежной массы через эмиссию и курсовую политику. Это проявляется в игнорировании сложнейшего механизма взаимодействия макро- и микроэкономики. Практически не принимается во внимание тот факт, что хотя регулирование параметров денежного рынка происходит на макроэкономическом уровне, денежная система России в целом складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает собственными возможностями саморегулирования на основе коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в масштабах регионального хозяйства.

  1.  Денежно-кредитная политика формируется практически независимо от структурно-отраслевой и экономической политики в целом, что противоречит необходимости обеспечения сопряженности основных их направлений и ориентиров; создаются условия для воспроизводства кризисных ситуаций во всех сферах и секторах российской экономики и финансового рынка. Концентрация усилий и направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ на политике валютного курса в ущерб всем остальным составляющим денежно-кредитного регулирования не только не способствует укреплению покупательной способности национальной денежной единицы, но спровоцировала труднопреодолимую ситуацию «валютизации» основных сегментов денежной сферы и финансового рынка России. Особая опасность этой ситуации состоит в снижении способности финансовой и денежных властей к регулированию структурных сдвигов в экономике.
  2.  Законодательные установления согласно направлениям единой государственной денежно-кредитной политики ЦБ РФ на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, а не на обеспечение условий развития экономики (в рамках использования всего спектра ее инструментов) исходно определили ограниченность курса денежно-кредитной политики рамками регулирования валютного курса рубля и создания валютных резервов – резервов финансирования экономик других государств (вместо обеспечения рубля ростом национального достояния).
  3.  Остаются непреодолимыми угрозы экономической безопасности в банковской сфере страны, являющейся проводником денежно-кредитной политики и базовым институтом денежно-кредитного регулирования. Курс на рестрикционную денежно-кредитную политику фактически привел в действие механизм «порочного круга»: банки ограничены в возможности кредитовать производство, в то же время положение хозяйствующих субъектов становится все более сложным, что приводит к росту невозвращенных кредитов, ухудшению общей ликвидности - снижению кредитного потенциала российских банков.

 

С учетом того, что денежно-кредитная политика занимает одно из ключевых направлений в формировании, распределении и перераспределении национального дохода, в организации планирования и регулирования денежного оборота, в обеспечении стабильности и надежности банковского сектора, преодоление с ее стороны угроз экономической безопасности страны - одно из ключевых направлений государственной стратегии экономической безопасности.

 

Необходимо повышать эффективность денежного обращения  в России, искать адекватные формы  расчетно-платежных систем, обеспечивающих преодоление кризиса неплатежей, стабилизацию функционирования денежно-кредитного механизма, реальную экономию материальных и финансовых ресурсов.

Представляются закономерным увеличение в 90-е годы числа участников данного сегмента финансового рынка  России, повышение их интереса к  системам безналичного обслуживания, организации и поддержке обращения электронных средств расчетов и платежей как в рамках ряда международных, так и национальных проектов. Для современной российской банковской практики характерно весьма слабое использование потенциальных возможностей глобального электронного рынка. Совокупные платежи потребителей с использованием электронных средств платежа составили в России в 2000 г. 10%. Внедрение электронных платежно-расчетных систем для осуществления безналичных расчетов предоставляет как предприятиям, так и кредитным организациям, ряд преимуществ. Для клиентов банков - это удобство, надежность, практичность, экономия времени при расчетах. Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности, обеспечение престижа, гарантия платежа, снижение издержек, связанных с учетом и обработкой бумажно-денежной наличности. При эффективном использовании электронных платежно-расчетных систем гарантируются минимальные временные затраты и экономия живого труда. Электронные платежно-расчетные системы, безусловно, являются не только техническим инструментом, сокращающим объемы оборота наличных денежных средств в экономике. Электронная платежная система и расчеты с использованием пластиковых карт позволяют точно идентифицировать финансовые потоки, контролировать платежные операции, фиксировать момент возникновения добавленной стоимости на балансовых счетах агентов хозяйственной системы и, следовательно, в последующем увеличить фискальные возможности государства.

 

Д.з. Прочитать  стр.412-419 учебника под ред. Сенчагова  Экономическая безопасность России: общий курс.

 

Вечканов Экономическая безопасность: Учебник для вузов, глава 7.

РАЗНОЕ:

 

Денежная эмиссия

Рассчитывается Центральным  банком Российской Федерации ежемесячно на основе данных о кассовых оборотах по банковской системе и представляет собой разницу между кассовым расходом и приходом банков, включая данные по кассовому приходу и расходу Центрального хранилища. Управления полевых учреждений и Центрального операционного управления. Госкомстат РФ. Финансы России. - М., 1998, с. 196.

 

Резервы: планка в полтриллиона взята

 

Международные резервы России впервые  за два года превысили планку в $500 млрд. Правда, до абсолютного максимума, зафиксированного до кризиса, им еще далеко

 

Москва. 14 октября 2010 года. FINMARKET.RU — Международные резервы России впервые за два года, то есть с начала наиболее острой фазы мирового финансового кризиса, превысили планку в $500 млрд. Правда, до исторического максимума нашей валютной «копилке» еще далеко — почти $100 млрд.

Международные резервы России на 8 октября составили $501,1 млрд, сообщил в четверг департамент внешних и общественных связей Банка России. Между тем по состоянию на 1 октября международные резервы РФ равнялись $494,4 млрд. Таким образом, за неделю они увеличились на $6,7 млрд.

Согласно данным Банка России, в последний раз международные резервы выше полутриллиона долларов были 17 октября 2008 года. Таким образом, сейчас они вернулись к уровню двухлетней давности.

Напомним, что исторического максимума  резервы достигали в начале августа 2008 года, чуть-чуть не дотянув до $600 млрд (они добрались до $598,1 млрд). Однако военные действия в Грузии, а затем и мировой финансовый кризис вынудили ЦБ тратить средства «копилки», чтобы сдерживать натиски спекулянтов и обеспечить относительную стабильность валютного рынка.

Локальный минимум резервов в $376,1 млрд был достигнут в марте 2009 года (после окончания проведения «управляемой девальвации»), после чего «копилка» постепенно начала восстанавливаться.

Размер международных резервов является одним из факторов, на который обращают внимание международные рейтинговые агентства при оценке состояния дел в стране. Например, агентство Fitch, в сентябре пересмотрев прогноз по рейтингам России на «позитивный» со «стабильного», отметило рост резервов. «Изменение прогноза по рейтингам страны на “позитивный” отражает уверенность аналитиков Fitch в том, что снижение инфляции, переход к более гибкой валютной политике, существенные объемы погашения внешней задолженности частного сектора, стабилизация банковского сектора и рост валютных резервов должны привести к сокращению уязвимости России в финансовой сфере», — отмечал глава аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам в странах Европы с развивающейся экономикой Эдвард Паркер.

Информация о работе Денежно-кредитная политика с позиций критериев безопасности