Денежно-кредитная политика: теоретические основы, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы заключается в исследовании особенностей денежно-кредитной политики РФ, изучении принципов и методов, инструментов ЦБ РФ, основных проблем и путей совершенствования. В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические основы денежно-кредитной политики России, а во второй главе раскрываются методы и инструменты, применяемые государством для осуществления денежно-кредитной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Сущность, методы и цели денежно-кредитной политики…....…..5
Принципы денежно-кредитной политики в России……………..10
Инструменты денежно-кредитной политики…..………….……..13
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ(2012-2015 гг.)
Характеристика Центрального Банка России.………………...…26
Основные экономические результаты работы банка за 2012 -2013 гг……………………………………………………...………………..…..33
Направления денежно-кредитной политики в РФ на ближайшую перспективу………………………………………………….….….….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…….……..…51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 514.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Таблица 1. Динамика индекса цен и инфляции. Источник: [14]

Год

2009

2010

2011

2012

Инфляция цен

базовая инфляция

инфляция

базовая инфляция

инфляция

базовая инфляция

инфляция

базовая инфляция

инфляция

Январь

13,8

13,4

7,6

8,0

7,2

9,6

6,0

4,2

Февраль

14,5

13,9

6,3

7,2

7,4

9,5

5,7

3,7

Март

14,8

14,0

5,4

6,5

7,7

9,5

5,5

3,7

Апрель

14,4

13,2

4,8

6,0

8,0

9,6

5,3

3,6

Май

13,6

12,3

4,4

6,0

8,3

9,6

5,1

3,6

Июнь

12,9

11,9

4,3

5,8

8,4

9,4

5,2

4,3

Июль

12,3

12,0

4,3

5,5

8,4

9,0

5,3

5,6

Август

11,7

11,6

4,6

6,1

8,1

8,2

5,5

5,9

Сентябрь

10,8

10,7

5,3

7,0

7,4

7,2

5,7

6,6

Октябрь

9,6

9,7

5,8

7,5

7,2

7,2

-

-

Ноябрь

8,8

9,1

6,2

8,1

6,9

6,8

-

-

Декабрь

8,3

8,8

6,6

8,8

6,6

6,1

-

-


 

Во второй половине 2011 - начале 2012 года на замедление роста потребительских цен оказывала заметное воздействие благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2012 года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания плодоовощная продукция была на 29,1% дешевле, чем в апреле 2011 года.

Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле - мае минимального значения за весь период наблюдений - 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае.

Однако в мае - сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года - на 6,4%).

Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому месяцу предыдущего года в меньшей мере, чем в сентябре 2011 года. В целом инфляция возросла до 6,6%, базовая инфляция - до 5,7%.

В Центробанке РФ выражают надежду на возвращение годовой инфляции в привычный диапазон к середине 2013 года. По итогам 2013 года ЦБ рассчитывает уложиться в целевой интервал 5-6%.

 

    1. Направления денежно-кредитной политики в РФ на ближайшую перспективу

В предстоящий трехлетний период основной целью денежно-кредитной политики Банка России будет обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и  является одним из важнейших условий формирования сбалансированного и  устойчивого экономического роста. К 2015 году Банк России планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции, в  рамках которого обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежно-кредитной политики. Кроме того, неотъемлемыми характеристиками нового режима являются объявление количественных целей по инфляции, принятие решений в  первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции, а также активное информационное взаимодействие центрального банка с обществом и его подотчетность. Наряду с этим финансовая стабильность рассматривается Банком России как необходимое условие реализации государственной макроэкономической, в частности денежно-кредитной, политики. В  среднесрочной перспективе перед Банком России стоит задача по дальнейшему снижению темпа роста потребительских цен. Данный процесс должен протекать постепенно: целевая траектория инфляции будет определяться с учетом перспектив экономического роста, а также задачи по поддержанию устойчивого функционирования банковского сектора и финансовых рынков, что позволит избежать чрезмерной волатильности цен активов и неоправданных колебаний деловой активности. Целевое значение изменения потребительских цен, установленное с учетом вышеуказанных факторов, составит 5,0% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году. Выбор индекса потребительских цен в качестве целевого индикатора обусловлен тем, что, хотя базовый индекс потребительских цен менее волатилен и в большей степени поддается воздействию мер денежно-кредитной политики, общий индекс лучше характеризует изменение стоимости жизни и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономики. Банк России будет стремиться достичь цели по инфляции, устанавливая процентные ставки по  своим операциям с  учетом особенностей трансмиссионного механизма, то есть процесса влияния решений центрального банка на экономику. Банк России продолжит реализацию мер по оптимизации системы инструментов денежно-кредитной политики с целью усиления действенности процентного канала трансмиссионного механизма. Достижению данной цели также будут способствовать меры Банка России по развитию инфраструктуры финансовых рынков, увеличению их глубины и  совершенствованию платежной системы Банка России. Банк России намерен продолжить повышать гибкость курсообразования и к 2015 году завершить переход к режиму плавающего валютного курса, что позволит избежать возможного конфликта целей денежно-кредитной политики.

Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2014 – 2016 годах, один из которых – вариант II(б) – соответствует первому варианту прогноза Правительства Российской Федерации, а три других – варианты I, II(а) и III – разработаны Банком России. Заложенные в  прогноз предпосылки относительно внешних условий различаются между вариантами. В  вариантах II(а) и II(б) предполагается постепенное улучшение ситуации в мировой экономике и сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне, близком к уровню 2013 года. Варианты I и III предусматривают отклонение среднегодовой цены нефти на 25 долларов США в меньшую и большую сторону в условиях соответственно более медленного и более быстрого восстановления мировой экономики. В  отношении внутренних условий предполагается реализация структурных реформ, намеченных Правительством Российской Федерации (ожидается, что заявленные реформы будут закреплены соответствующими нормативно-правовыми актами и решениями). При этом вариант II(б) исходит из  предпосылки об  относительно быстром улучшении делового климата и повышении конкурентоспособности российской экономки, в то время как в вариантах Банка России предполагается, что влияние структурных реформ на экономику будет более растянутым во времени и не приведет к значительному увеличению инвестиционной активности частного сектора в рассматриваемый трехлетний период. Все варианты учитывают изменение порядка индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний: осуществление индексации тарифов для населения в  2014 – 2016 годах исходя из  уровня инфляции предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7; неизменность в 2014 году и индексацию на уровне инфляции предыдущего года в 2015 и 2016 годах тарифов для других категорий потребителей. Относительно бюджетной политики во всех вариантах делается предположение о ее проведении в 2014 – 2016 годах в рамках существующих бюджетных правил. Прогнозы Банка России основных макроэкономических параметров также учитывают влияние на внутренние условия со стороны проводимой денежно-кредитной политики, направленной на достижение целей по инфляции.

В  вариантах II(a)и  II(б)предусмотрено, что в  2014 году среднегодовая цена на  нефть сорта «Юралс» составит 101 доллар США за баррель и затем сохранится на уровне 100 долларов США за баррель в 2015 – 2016 годах. В рамках данных вариантов предполагается постепенное восстановление мировой экономики в  условиях сохранения относительно стабильной ситуации на финансовых рынках. По международным оценкам, темпы роста мировой экономики могут возрасти с 3,1% в 2013 году до 3,8% в 2014 году. Вместе с тем вероятное сворачивание мер количественного смягчения Федеральной резервной системой США, а также продолжение реализации правительствами крупнейших развитых стран политики, направленной на  сокращение дефицита государственного бюджета, и наблюдающееся снижение темпов экономического роста в странах с формирующимися рынками свидетельствуют о том, что значительного ускорения роста мировой экономики в 2014 – 2016 годах не произойдет. С учетом ожидаемого отсутствия роста мировых цен на энергоносители, а также умеренной динамики цен на продовольствие прогнозируется сохранение инфляции в экономиках стран  – основных торговых партнеров России на достаточно низком уровне и отсутствие значимого влияния ее динамики на темпы роста потребительских цен в России. В целом, согласно прогнозу Банка России, сдерживающее влияние на  российскую экономику со стороны внешнего спроса в 2014 – 2016 годах будет уменьшаться. Тем не менее наличие ограничений, связанных с возможностью наращивания объемов экспорта топливно-энергетических ресурсов, предполагает сохранение отрицательного вклада чистого экспорта в рост ВВП, несмотря на нормализацию экономической ситуации в странах – торговых партнерах. В  условиях слабого внешнего спроса внутренний спрос продолжит играть ключевую роль в формировании роста российской экономики. Поддержку внутреннему спросу будут оказывать замедление инфляции, реализация отдельных государственных инвестиционных проектов, в том числе за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния, а также сохранение умеренных темпов роста кредита экономике. По оценкам Банка России, темпы роста кредита экономике составят около 15% в год, что в целом согласуется с их равновесной динамикой, и будут обеспечивать рост экономики без создания рисков возникновения финансовых дисбалансов. Факторами, сдерживающими экономический рост, выступят ограничения по  повышению загрузки факторов производства, неблагоприятная демографическая ситуация (сокращение численности населения трудоспособного возраста), а также бюджетная политика, предполагающая снижение в  реальном выражении государственного инвестиционного спроса и  ограниченный рост заработной платы работников бюджетной сферы и  военнослужащих. Варианты II(а) и II(б) различаются предположениями относительно скорости влияния реализации структурных изменений на российскую экономику, что обуславливает различие прогнозируемых темпов роста совокупного выпуска в данных вариантах. Вариант II(б)исходит из предпосылки о  сравнительно быстром восстановлении экономической активности. Основными факторами экономического роста будут выступать повышение конкурентоспособности российских компаний, импортозамещение и  повышение инвестиционной активности за  счет улучшения делового климата, производственной и транспортной инфраструктуры. Благодаря этому инвестиции станут одним из основных источников экономического роста. Ожидается, что прирост инвестиций в основной капитал в 2014 году может составить 3,9% и увеличиться до 5,6 – 6,0% в 2015 – 2016 годах. Динамика потребительских расходов населения будет относительно устойчивой: их рост составит около 4,0% в год. Несмотря на ускорение роста внутреннего спроса, темпы роста импорта, как ожидается, будут составлять 2,1 – 3,8% в  год. В  результате отрицательный вклад чистого экспорта в прирост ВВП в 2014 – 2016 годах уменьшится до  значений, близких к  нулю. В  указанных условиях рост ВВП ускорится до 3,0% в 2014 году, 3,1% в 2015 году и 3,3% в 2016 году. По оценкам Банка России, достижение целей по инфляции в рамках данного варианта макроэкономического развития с учетом относительно быстрого восстановления внутреннего спроса может потребовать проведения умеренно жесткой денежно-кредитной политики.

Вариант II(a)рассматривается Банком России в качестве базового. Данный вариант, в отличие от варианта II(б), исходит из предпосылки об отложенном влиянии структурных изменений на экономику, постепенности улучшения инвестиционного климата, сохранения повышенной экономической неопределенности и низкой прибыльности российских компаний, что будет сдерживать инвестиционную активность частного сектора. Эффективность частных и государственных инвестиций, как ожидается, будет оставаться невысокой. Выраженного ускорения процесса импортозамещения не  прогнозируется, что обусловит сохранение значимого отрицательного вклада чистого экспорта в рост совокупного выпуска. С учетом имеющихся структурных ограничений темпы роста потенциального выпуска в  2014 – 2016 годах, по оценке Банка России, могут составить 2,0 – 3,0%. При этом предполагается сохранение небольшого отрицательного разрыва выпуска в 2014 году с его постепенным закрытием в последующие годы. Таким образом денежно-кредитная политика будет учитывать инерционность инфляционных ожиданий экономических агентов и необходимость формирования и закрепления нисходящей тенденции в их динамике.

В рамках данного варианта прогнозируется, что прирост ВВП в 2014 году составит 2,0% и возрастет до 2,5% в 2015 году и 3,0% в 2016 году в условиях восстановления мировой экономики и улучшения ожиданий экономических агентов. Инвестиции в основной капитал в 2014 – 2016 годах с учетом невысоких темпов роста прибыли компаний могут увеличиться на 3,0 – 3,8%.

Главным источником экономического роста будет оставаться потребительский спрос. Увеличение расходов населения на  конечное потребление предполагается на уровне 4,0 – 4,4% в год.

В варианте I Банк России предполагает снижение цен на нефть сорта «Юралс» до 76 долларов США за баррель в 2014 году в результате резкого ухудшения ситуации в мировой экономике. В 2015 – 2016 годах предполагается сохранение цены на нефть на уровне 75 долларов США за баррель. С учетом возможной дестабилизации ситуации на внешних и  внутренних рынках действия Банка России будут направлены на  обеспечение стабильного функционирования финансового рынка и банковского сектора, что является необходимым условием для реализации денежно-кредитной политики.

Данный сценарий предполагает значительное увеличение отрицательного разрыва выпуска в 2014 году в связи с неблагоприятным внешним шоком. В этих условиях выраженное дефляционное давление со стороны внутреннего спроса, а также снижение темпов роста мировых продовольственных цен сделают возможным проведение более мягкой, чем в базовом варианте, денежно-кредитной политики без создания рисков для достижения цели по  инфляции в  среднесрочной перспективе. Стимулирующая денежно-кредитная политика окажет поддержку экономической активности. В  результате после снижения ВВП на 1,0% в 2014 году прогнозируется восстановление темпов роста экономики в 2015 и 2016 годах до 1,8%. С учетом сокращения внешнего и внутреннего спроса и ухудшения настроений экономических агентов вероятно сокращение в 2014 году инвестиций в основной капитал на 3,0% с  последующим восстановлением их  роста на уровне около 2,0%.

В варианте III предполагается повышение цены на нефть сорта «Юралс» до 126 долларов США за баррель в 2014 году и ее сохранение на  уровне 125 долларов США за баррель в 2015 – 2016 годах в условиях более быстрого, по сравнению с базовым вариантом, восстановления мировой экономики. Прогнозируется повышение экономической активности в России в 2014 году в связи с ростом доходов от экспорта российских товаров. При реализации данного сценария большое значение для обеспечения макроэкономической стабильности будет иметь проведение бюджетной политики, предполагающей соблюдение бюджетного правила и ограничение роста государственных расходов. Данный вариант характеризуется наиболее высокими инфляционными рисками. В случае увеличения инфляционного давления со стороны совокупного спроса для достижения целей по инфляции может потребоваться проведение более жесткой, чем в базовом варианте, денежно-кредитной политики. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 3,5% в 2014 году и 3,8 – 4,0% в 2015 – 2016 годах на фоне относительно высокой инвестиционной и потребительской активности.

Во  всех рассмотренных сценариях не исключается реализация рисков, которые могут привести к  отклонениям инфляции от целевого ориентира и повлиять на определение параметров денежно-кредитной политики. В  частности, к  таким рисковым факторам относятся шоки на рынке продовольственных товаров, а также непредвиденные изменения регулируемых тарифов и конечных цен на жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, денежно-кредитная политика будет учитывать динамику инфляционных ожиданий. При прочих равных условиях формирование устойчивой тенденции к их снижению подразумевает возможность достижения целей по инфляции при более мягкой денежно-кредитной политике.

Прогноз платежного баланса на 2014 – 2016 годы составлен в  зависимости от сценарных условий. В связи с планируемым переходом к  плавающему валютному курсу к 2015 году динамика международных резервов в  2015 – 2016 годах будет определяться преимущественно потоками, связанными с  пополнением и  расходованием средств суверенных фондов Российской Федерации. В  2014 году на изменение международных резервов будут также влиять валютные интервенции Банка России, направленные на ограничение волатильности национальной валюты, в рамках механизма плавающего валютного коридора.

Во всех рассматриваемых вариантах прогноза предполагается сокращение положительного сальдо счета текущих операций за счет стабилизации экспорта товаров, вызванной главным образом слабыми темпами роста физических объемов, в совокупности с продолжающимся ростом импорта. При этом в вариантах II(а) и II(б) ожидается формирование в 2016 году отрицательного сальдо счета текущих операций.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: теоретические основы, цели, инструменты