Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь. Данная тема очень актуальна как на сегодняшнем этапе, так и если брать во внимание экономическое прошлое любой страны, так как кредитно-денежная политика является основополагающей и неотъемлемой частью политики любой страны.
Исходя из цели курсовой работы, мною для решения поставлены следующие задачи:
- изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- описать роль Национального банка Республики Беларусь и особенности реализации кредитно-денежной политики;
- рассмотреть цели и механизм достижения целей кредитно-денежной политики в Республике Беларусь в начале XXI века.
ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………………..………………….5
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики………………………5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики………...………………6
2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ..12
2.1 Национальный банк Республики Беларусь как основной субъект монетарного регулирования…………………………………………………….12
2.2 Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………….14
3 ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………………………………………………………………………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…….31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………...…………………………
1 СУЩНОСТЬ,
ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ…………
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики………………………5
1.2 Инструменты
денежно-кредитной политики……….
2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ
БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Национальный
банк Республики Беларусь как основной
субъект монетарного регулирования……………………………………………
2.2 Особенности
реализации денежно-кредитной
3 ЦЕЛИ
И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ
XXI ВЕКА……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…….31
ВВЕДЕНИЕ
Одним из
необходимых условий
В Республике Беларусь на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная. В этой связи выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Таким образом,
объектом исследования курсовой работы
является денежно-кредитная политика
государства, следовательно, предметом
– сфера денежно-кредитных
Целью моей курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь. Данная тема очень актуальна как на сегодняшнем этапе, так и если брать во внимание экономическое прошлое любой страны, так как кредитно-денежная политика является основополагающей и неотъемлемой частью политики любой страны.
Исходя из цели курсовой работы, мною для решения поставлены следующие задачи:
- изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
-
описать роль Национального
-
рассмотреть цели и механизм
достижения целей кредитно-
Структура работы, состоящей из введения, 3 глав и заключения, позволяет последовательно решить задачи курсовой работы.
На сегодняшний
день теме денежно-кредитной политики
уделяется достаточно внимания со стороны
периодических изданий. В журналах
публикуются отчеты по денежно-кредитной
политике за год, основные направления
на будущее и проблемы с которыми
сталкивается денежно-кредитная система
в Республике Беларусь. Во многих книгах
и учебниках по экономике, банковскому
делу и кредитованию содержатся главы,
посвященные денежно-кредитной
1
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ
1.1 Понятие и цели денежно-
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой подразумевают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывает и реализует её центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики [1, с. 127].
Разработать
и реализовать эффективную
Центральные банки сталкиваются с проблемой выбора промежуточной цели. Им приходится выбирать между денежной массой и процентной ставкой. К тому же, исходя из теории спроса и предложения, не возможно одновременно ограничивать денежную массу и снижать процентную ставку.
Поэтому выбор промежуточной цели должен исходить из условий ее удовлетворения следующим критериям:
Наряду с конечными целями и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать и селективные цели. Они определяются в связи с необходимостью стимулирования или замедления темпов развития отдельных отраслей (сельского хозяйства, жилищного строительства и т.д.).
Таким образом, процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом Национальный банк воздействует на уровень процентных ставок или на объем денежной массы, или на то и другое вместе. На втором этапе изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя обеспечению непрерывного развития экономики, стабилизации цен, высокого уровня занятости.
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
Достижение центральным банком целей денежно-кредитной политики осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитного регулирования. Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости её экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств. Выбор того или иного метода денежно-кредитного регулирования имеет большое значение, поскольку применяемые методы не обладают одинаковой степенью эффективности. Одни из них являются полностью автономными, другие - нуждаются в обязательном дополнении какими-либо инструментами [7, с. 8-9].
Существуют различные классифик
К основным косвенным инструментам монетарной политики относятся:
1) регулирование ставки рефинансирования (учетной ставки);
2) манипулирование нормой обязательных резервов;
3) операции
на открытом рынке ценных
4) операции на валютном рынке.
Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) – старейший метод кредитного регулирования, применяемый ещё с XIX века. Учетная ставка – это процент, под который Центральный (Национальный) банк предоставляет кредиты коммерческим банкам [2, с.62]. Учетную ставку устанавливает и имеет право изменять Центральный банк, регулируя тем самым предложение денег в стране и, следовательно, влияя на развитие экономики. Механизм регулирования с помощью изменения ставки рефинансирования довольно прост. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, следовательно, уменьшаются операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитных подорожаний прокатывается по всей стране и предложение денег сокращается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Политика
учетных ставок проводится обычно в
сочетании с деятельностью
Еще одним инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Обязательные резервы – это нормы хранения платежных средств на специальных резервных счетах в Центральных банках, устанавливаемые для коммерческих банков в законодательном порядке. Другими словами обязательные резервы – это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки хранят в Центральном банке и не имеют права использовать для осуществления своих операций. Норма обязательных резервов – это устанавливаемое законом процентное отношение величины резервов к величине депозитов:
В прошлом считали, что обязательные резервы необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег при чрезвычайных обстоятельствах. Однако практика показывала, что в периоды кризисов резервы оказались малоэффективным средством защиты вкладов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использоваться другие средства, например государственное страхование депозитов. Основной целью обязательных резервов стала помощь Центральному банку в осуществлении контроля за объемом денежной массы и кредита в стране. Изменение норм обязательных резервов позволяет ему влиять на предложение денег в желаемом направлении.
Например,
при понижении резервной нормы
центральный банк переводит часть
обязательных резервов в избыточные
и увеличивает тем самым
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным. Даже незначительные изменения нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита. Поэтому в большинстве стран данный инструмент монетарной политики применяется в исключительных – случаях.
Отметим и такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке — главный, наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент монетарной политики Центрального банка в развитой экономике. Операции на открытом рынке представляют собой операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг, условно принадлежащих к рынку денег (например, казначейские векселя), а также наиболее ликвидные ценные бумаги рынка капитала [8].
Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб кредитной эмиссии. Если центральный банк продает ценные бумаги, он «связывает» тем самым деньги других экономических агентов и объем денежного предложения уменьшается, соответственно, процентные ставки в условиях неизменного спроса на деньги увеличиваются [15].Необходимо отметить, что операции на открытом рынке, осуществляются не только с банками, но и в редких случаях с населением.