Денежно-кредитная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь. Данная тема очень актуальна как на сегодняшнем этапе, так и если брать во внимание экономическое прошлое любой страны, так как кредитно-денежная политика является основополагающей и неотъемлемой частью политики любой страны.
Исходя из цели курсовой работы, мною для решения поставлены следующие задачи:
- изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- описать роль Национального банка Республики Беларусь и особенности реализации кредитно-денежной политики;
- рассмотреть цели и механизм достижения целей кредитно-денежной политики в Республике Беларусь в начале XXI века.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………………..………………….5
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики………………………5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики………...………………6
2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ..12
2.1 Национальный банк Республики Беларусь как основной субъект монетарного регулирования…………………………………………………….12
2.2 Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………….14
3 ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………………………………………………………………………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…….31

Файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ Курсовая готовая денежно-кредитная политика.docx

— 136.27 Кб (Скачать файл)

Согласно  «Основных направлений социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы», утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475, стратегической целью денежно–кредитной политики в 2006 – 2015 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно–кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

В рамках общей государственной экономической  политики конечной целью денежно–кредитной  политики будет являться обеспечение  с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической  политики снижения и поддержания  стабильно низких темпов инфляции. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских  цен, в 2010 году должен составить не более 5 процентов, в 2015 году – не более 3 процентов.

Денежно–кредитная политика Республики Беларусь будет  проводиться в целях эффективной  реализации основных направлений и  приоритетов социально–экономического развития на основе согласования и  взаимной увязки со всеми другими  мерами государственного регулирования  экономики.

Национальным  банком совместно с Правительством создаются условия по повышению  эффективности воздействия монетарными  инструментами на инфляционные процессы.

Темпы наращивания  денежного предложения в национальной валютевыдерживаются в соответствии со спросом экономики на деньги. Основными каналами наращивания  денежного предложения со стороны  Национального банка являются покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах.

Роль  обменного курса в качестве ориентира  денежно–кредитной политики в области  регулирования конкурентоспособности  белорусских производителей будет  постепенно уменьшаться в связи  с перемещением в ней акцента  на некурсовые факторы (повышение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости, эффективная маркетинговая  политика и т.д.). Долгосрочная стратегия  на укрепление реального курса белорусского рубля будет способствовать повышению  покупательной способности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации  валютных сбережений населения и  хозяйствующих субъектов (включая  наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный  оборот.

В 2011–2015 годах будут созданы необходимые  макроэкономические и монетарные условия  для обеспечения полной конвертируемости белорусского рубля.

Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь будут  являться повышение устойчивости и  эффективности функционирования банков, рост потенциала и совершенствование  состава банковских инструментов адекватно  растущим потребностям экономики и  населения.

В укреплении и развитии банковской системы значительную роль будет играть обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы.

Продолжится процесс взаимовыгодного сближения  денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран  СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках Союзного государства и  других интеграционных образований, а  также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями.

В 2011 году денежно–кредитная политика была направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

В 2011 году Национальный банк обеспечил эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.

В области  международного сотрудничества продолжилась реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников СНГ, а также сотрудничество с  международными финансовыми организациями.

В целом  в 2011 году денежно–кредитная политика содействовала сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ  ЦЕЛЕЙ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ  XXI ВЕКА

 

В настоящее  время правовой основой функционирования Национального банка Республики Беларусь является Банковский кодекс Республики Беларусь, в котором определены функции и задачи Национального  банка в финансово-кредитной системе  Республики Беларусь и основные инструменты  денежно-кредитного регулирования. В Республике Беларусь имеются такие инструменты денежно-кредитного регулирования, как процентная политика, минимальные обязательные требования, меры административного воздействия, операции на рынке валюты и ценных бумаг, и с позиции сегодняшнего дня механизм проведения процентной политики и формирования минимальных обязательных резервов достаточно четко отработан и практически не нуждается в совершенствовании.

Нормы обязательных резервов не менялись с 01.03.2009 и на протяжении последних лет их величина достаточно стабильна. Нормативы обязательных резервов за последние 9 лет представлены в приложении A. Всё чаще, как механизм денежно-кредитного регулирования, используют изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) (Приложение B). В свою очередь операции на рынке ценных бумаг не получают у нас широкого распространения, ввиду отсутствия конкурентоспособного банковского рынка и активных вторичных рынков ценных бумаг. Хотя во всех развитых странах существуют приоритеты денежной политики, практически все страны придают операциям на рынке ценных бумаг большую значимость по сравнению с другими механизмами повышения или снижения ликвидности денежного рынка. Исследование опыта использования инструментов денежно-кредитного регулирования развитых стран, позволило сделать следующие выводы: наибольшее распространение операции на рынке ценных бумаг получили в странах с максимально развитыми сегментами денежного рынка США, Канада, Великобритания, Германия, Япония, Франция и Италия; главное место в операциях на рынке ценных бумаг занимают операции РЕПО (Франция, Германия, Италия, Великобритания, США), что предполагает наличие высоко организованного (с точки зрения технологии) рынка ценных бумаг. Действительно международный опыт показывает, что с помощью эффективно действующего рынка ценных бумаг можно гибко перераспределять средства между отраслями, способствовать ускорению и оптимизации структурных сдвигов в экономике. Выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке и привлечением денежных средств с помощью эмиссии денег [12].

Правовой  основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка  и Правительства Республики Беларусь.

В  качестве   основных  тенденций, характеризующих   состояние  денежно-кредитной сферы   в сентябре  2012  г.,  можно выделить следующие: 

- замедление   темпа   роста  цен  по  сравнению   с  августом  2012  г.  как  за   счет   замедле-ния роста административно   регулируемых цен,  так и монетарных факторов;

- усиление  инфляционных и девальвационных   ожиданий экономических  агентов; 

- повышение   спроса  на  иностранную  валюту на  внутреннем валютном рынке;

- формирование  дефицита ликвидности в банковской  системе; 

- нарастание  кредитной активности  в экономике.

При   этом   в  августе 2012  г.  сформировалось  отрицательное  сальдо   внешней   торговли   товарами   и  услугами   при   сохранении   его  положительного  значения   в  целом   по итогам  января-августа 2012  г.

Валютный   рынок.  В   сентябре  2012  г.  ситуация   на   внутреннем  валютном  рынке характеризовалась,  также   как и в предыдущем  месяце,  превышением   объема  спроса  на  иностранную валюту над объемом ее  предложения.

Объем   покупки   иностранной  валюты  населением   в  сентябре  2012г.  увеличился  по  сравнению   с  августом  2012  г.  на  23,3 процента,  или   на  166,7  млн. долларов   США.

При   этом   предложение   валюты  со   стороны   населения  уменьшилось   на  16,8 процента, или   на  103,8  млн. долларов   США.  В   результате   на   данном  сегменте   валютного   рынка  спрос  на   валюту  превысил  ее   предложение,  вследствие   чего   чистая   покупка валюты населением   в сентябре 2012  г.  составила 366,9  млн. долларов   США,  что  в  основном связано  с  изменением  предпочтений  в  выборе  валюты сбережений  и ростом  девальвационных  ожиданий [11].

В  сентябре  2012  г.  по  сравнению   с  августом  2012  г.  спрос  на   иностранную   валюту со   стороны   субъектов  хозяйствования   уменьшился  на  14,5 процента,  или   на  317,8  млн.долларов   США,  при   уменьшении  предложения   на  19,1 процента ,  или   на  399,8  млн.долларов   США.  Уменьшение  спроса   на   валюту  было  связано  в  основном  с  уменьшением  расходов   на   погашение   прочих  кредитов  ( на  150,9  млн.  долларов   США),  закупку топливно-энергетических   ресурсов  ( на  67,1 млн.долларов   США),  сырья   и  материалов  (на  52,6 млн. долларов   США),  а  также   других   расходов .  Спрос  на   валюту  и  на   этом  сегменте   валютного   рынка   превысил  ее   предложение ,  вследствие   чего   сформировалась  чистая  покупка в размере 169,2  млн. долларов  США.

В   сентябре  2012  г.  банками-резидентами было  продано иностранной валюты  на  сумму  2 164,4  млн . долларов   США,  куплено -  на   сумму 2 145,4  млн.долларов   США.

Объемы  продажи   и  покупки   валюты  по  отношению   к  предыдущему  месяцу  увеличились   на  54,5  и 50,1 процента   соответственно.  Чистая   продажа   валюты  банками -резидентами в сентябре  2012  г.  составила 19,1 млн .  долларов  США.

Объем   продажи   иностранной  валюты  со   стороны   нерезидентов   в  сентябре  2012  г. составил  74,1  млн .  долларов   США,  покупки  - 150,6  млн .  долларов   США.  Чистая   покупка  валюты  нерезидентами  в  сентябре  2012  г.  сформировалась  в  размере 76,6 млн . долларов  США.

По  предварительным   данным,  за   сентябрь  2012  г.  объем   золотовалютных резервов  Республики  Беларусь   в  определении  ССРД  МВФ  практически  не   изменился  и  на  1 октября 2012  г.  составил  8126  млн . долларов  США в эквиваленте.

На  объем   золотовалютных  резервов   в  сентябре  2012  г.  оказало влияние   погашение  внешних   и  внутренних   обязательств  в  иностранной  валюте  Национальным  банком  и  Правительством   Республики  Беларусь,  которое было  компенсировано  ростом  цены  на  золото  на  международном рынке драгоценных металлов .

Обменный   курс.  В   сентябре  2012  г.  курс   доллара США  на   мировых   рынках  снизился  к  евро  ( с 1,26  до 1,29  доллара  США за  1 евро )  и  к  российскому   рублю  ( с 31,8  до 31 российского рубля за  1  доллар  США). 

На  этом  фоне  чистый  спрос  на   иностранную   валюту  на   внутреннем  валютном рынке   обусловил  следующую  динамику  курса  белорусского   рубля  к  основным  валютам :  белорусский  рубль  ослабился  к  евро   на  3 процента,  к российскому   рублю -  на  3,8  процента  и к доллару США -  на  0,4  процента . 

В   целом   за   январь-сентябрь  2012  г.  обменный  курс   белорусского   рубля снизился   к евро   на  0,6  процента  ( до 10 870 рублей   за  1 евро ),  к российскому   рублю  -  на  3,6  процента ( до 270,5  рубля  за  1 российский   рубль)  и  к  доллару  США - на  1,1  процента   (до 8 440  рублей  за  1  доллар  США) ( рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Динамика обменного курса

 

Денежная  эмиссия.  Рублевая   денежная  база   на  1 октября 2012  г.  сложилась   в объеме 26,2 трлн .  рублей  и увеличилась за  сентябрь  2012  г.  на  0,8  трлн .  рублей .  Увеличению  рублевой   денежной  базы   в сентябре  2012  г.  способствовали   операции  Правительства Республики   Беларусь   в сумме 1,5  трлн .  рублей  ( прежде  всего за   счет  расходования   депозитов на  1,3  трлн .  рублей ).  Операции  Национального  банка  привели к снижению денежной базы  на  0,7  трлн .  рублей.

Денежная  масса  в  белорусских  рублях  ( агрегат  М2*)  в сентябре  2012  г.  снизилась   на  0,9  трлн .  рублей ,  или   на  1,5  процента .  На 1 октября 2012  г.  она  составила 60,8 трлн .  рублей . 

Сокращение  рублевой   денежной  массы  в  сентябре  2012  г.  произошло   за   счет   снижения  срочных   и  условных  депозитов  юридических  и  физических  лиц ,  в  том   числе  и переводных  рублевых  депозитов  юридических  лиц   при   росте  остальных  ее   составляющих ( рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 – Изменение показателей денежной массы за сентябрь 2012г.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в РБ