Денежно-кредитная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики и ее особенности в Республике Беларусь. Данная тема очень актуальна как на сегодняшнем этапе, так и если брать во внимание экономическое прошлое любой страны, так как кредитно-денежная политика является основополагающей и неотъемлемой частью политики любой страны.
Исходя из цели курсовой работы, мною для решения поставлены следующие задачи:
- изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- описать роль Национального банка Республики Беларусь и особенности реализации кредитно-денежной политики;
- рассмотреть цели и механизм достижения целей кредитно-денежной политики в Республике Беларусь в начале XXI века.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……………………..………………….5
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики………………………5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики………...………………6
2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ..12
2.1 Национальный банк Республики Беларусь как основной субъект монетарного регулирования…………………………………………………….12
2.2 Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………….14
3 ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………………………………………………………………………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…….31

Файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ Курсовая готовая денежно-кредитная политика.docx

— 136.27 Кб (Скачать файл)

Таким образом, воздействуя на денежную базу через  операции на открытом рынке, центральный  банк регулирует размер денежной массы  в экономике. Иногда подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более  высокой) цене через некоторый срок.

Операции  на открытом рынке ценных бумаг обладают значительными преимуществами над  другими инструментами денежно-кредитной  политики. Во-первых, центральный банк полностью контролирует объем купли-продажи  государственных ценных бумаг. Такой  контроль невозможен, например, при  кредитовании банков по учетной ставке процента, когда Центральный банк лишь повышает, либо снижает привлекательность рефинансирования для банков. Во-вторых, операции на открытом рынке можно совершать в любых объемах, они гибки и довольно точны. В-третьих, ошибку, совершенную при операции, можно исправить проведением обратной операции, т.е. они обратимы. В-четвертых, нельзя не отметить быстроту совершения операций на открытом рынке, которая достигается благодаря действиям дилеров рынка ценных бумаг, оперативно выполняющим поступившие указания.

Для воздействия  на денежную массу может быть использован  и такой инструмент денежно-кредитной  политики, как покупка-продажа центральным  банком иностранной валюты. Такие  операции, называемые интервенциями на валютной рынке, они влияют прежде всего на величину денежной базы. Под денежной базой понимают сумму наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в Центральном банке в качестве обязательных резервов. Эти деньги, поскольку они депонированы в Центральный банк, прямо и непосредственно им контролируются. Поэтому их называют деньгами «высокой эффективности». Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению [1, с.141].

В дополнение к общим методам косвенно денежно-кредитного регулирования в практике центральных  банков применяется методы контроля. К их числе относятся: прямое лимитирование  кредитов и контроль по отдельным  видам кредитов. Прямое лимитирование  кредитов было введено поcле второй мировой войны во Франции, ФРГ и некоторых других странах. Оно заключается в установлении кредитного потолка соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы. Может принимать форму установления предельных лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений, ограничения размеров кредита в тех или иных отраслях и т.д. В Японии за сверхлимитный учет векселей  с банков взимается штраф, в Нидерландах и Швейцарии предельный лимит применяется не для сумм, а для темпов роста кредитных операций. Поощрение приоритетных секторов экономики обеспечивается кредитами с более льготными процентными ставками [6, с.27].

Регулируя денежно-кредитную политику с помощью  различных инструментов, Центральный  банк воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков и регулирует расширение или сокращение кредитования экономики, за счет чего достигается стабильное развитие внутренней экономики, укрепление денежного обращения, сбалансированность внутренних экономических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ  И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ  КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 

2.1 Национальный банк Республики  Беларусь как основной субъект  монетарного регулирования

 

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь является неотъемлемой частью экономической  политики государства, осуществляется Национальным Банком Республики Беларусь (НБ РБ), который с 1992 г. проводит независимую  политику денежного и валютного  регулирования и контроля на территории страны. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей  денежно-кредитной политики.

Основным  документом, регулирующим правовые отношения  в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс РБ, начавший действовать с 2001г. Также Национальный банк организует свою деятельность исходя из Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемых Президентом Республики Беларусь.

Национальный  банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно  в интересах Республики Беларусь. Он подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью  деятельности Национального банка [3, c. 222].

Национальный  банк выполняет следующие функции:

  • разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, и иными законодательными актами Республики Беларусь;
  • осуществляет эмиссию денег;
  • регулирует денежное обращение;
  • регулирует кредитные отношения;
  • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
  • осуществляет валютное регулирование;
  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • выполняет функции центрального депозитария государственных

ценных бумаг  и ценных бумаг Национального  банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

  • осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
  • организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
  • консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
  • осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
  • осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
  • выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь (ст. 26) и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

 

2.2 Особенности реализации денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь

 

Начиная с 1992 г., формирование доходов бюджета  Республики Беларусь осуществляется на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г. В условиях рыночных отношений  механизм налогообложения основывается на применении косвенных налогов, включающих налог на добавленную стоимость и акцизы.

Формирование  бюджета Республики Беларусь законодательно закреплено в Конституции Республики Беларусь, Законе «О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах», Законе «О налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Законе «О бюджетной классификации  Республики Беларусь», налоговом законодательстве.

На основе этих законов ежегодно принимаются:

  • Закон «О бюджете Республики Беларусь», который регулирует экономические отношения по формированию и использованию государственного бюджета, проведению фискальной политики в условиях социально ориентированной рыночной экономики;
  • «Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь», которые призваны представить субъектам экономических отношений, широкой общественности информацию о действиях органов денежно–кредитного регулирования в денежной и валютной сферах Республики Беларусь.

В основу разработки бюджета и основных направлений  денежно–кредитной политики положены важнейшие параметры социально–экономического развития Республики Беларусь.

Денежно–кредитная политика Республики Беларусь носит  стратегическую направленность на создание условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей  социально–экономического развития посредством  реализации монетарных целей и задач.

Правовой  основой денежно–кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно–кредитной  политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального  банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно–кредитной  политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно–кредитной  сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно–кредитной политики государства  и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий  и механизмов регулирования и контроля.

Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября  текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления  денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Основные  направления денежно–кредитной  политики Республики Беларусь на очередной  год включают в себя:

  • краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;
  • важнейшие параметры прогноза социально–экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;
  • основные параметры и инструменты денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;
  • оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно–кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;
  • мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Основные  направления взаимоувязываются  с макроэкономической государственной  политикой: прогнозом социально–экономического развития страны на очередной период, бюджетно–налоговой политикой (государственным  бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

Процесс формулирования целей денежно–кредитной  политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются  конечные цели денежно–кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе устанавливаются промежуточные  цели денежно–кредитной политики в  форме конкретных количественных денежно–кредитных  показателей. К числу важнейших  денежно–кредитных показателей  в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального  банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты  банков, чистые иностранные активы органов денежно–кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем  этапе устанавливаются операционные цели денежно–кредитной политики. Определяется круг денежно–кредитных  показателей, которые подвержены влиянию  центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным  банком, резервы центрального банка  и др.).

На четвертом  этапе производится отбор инструментов денежно–кредитной политики. Выбор  методов денежно–кредитного регулирования  зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают  макроэкономические характеристики использования  кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление  и сферу накопления, а также  обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического  эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов  экономического воздействия, корректируя  экономические мотивации банков.

Основной  целью денежно–кредитной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение  внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. В настоящее  время национальная денежно–кредитная  политика направлена на повышение роли банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.

Также наблюдается  укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным  стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство  использует экономические методы, включая  средства бюджетов для льготирования  процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии [15].

Информация о работе Денежно-кредитная политика в РБ