Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 01:55, реферат
Денежно-кредитная политика государства - инструмент воздействия на экономику. Она призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и на деловую активность, обеспечивать устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие на Украине довольно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СПЕЦИАЛЬНИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Дата регистрации ______________
реферат по дисциплине «Основы рыночной экономики»
на тему
«Денежно-кредитная политика в условиях инфляции»
студент гр. №15
специальность «Банковское дело»
Хован А. П.
Одесса - 2010
Содержание
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная политика государства - инструмент воздействия на экономику. Она призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и на деловую активность, обеспечивать устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие на Украине довольно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный Банк государства, наделенный эмиссионным правом. Такими банками, например, являются Национальный Банк на Украине, Центральный Банк в Российской Федерации; в некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет группа банков (например, в США - Федеральная Резервная Система).
Денежно-кредитная политика на макроуровне – это совокупность мер, проводимых Центральным эмиссионным банком государства в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений таких макроэкономических параметров, как валовый национальный продукт, инфляция, уровень безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.
Влияя на основной объект денежно-кредитной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.
В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных, направленных на достижение заранее определенных социально-экономических целей, мероприятий по регулированию денежного рынка, которые осуществляет государство через центральный банк страны. Сущность денежно-кредитной политики связана с определенными общественными целями, с определенным монетарным механизмом их достижения, с конкретной институциональной структурой, ответственной за ее проведение. Каждый из этих признаков конкретизируется в законодательных и нормативных актах государства. Соотнесение денежно-кредитной политики с регулированием денежного рынка означает признание ее влияния не только на предложение денег, как это часто упоминается в литературе, но также и на спрос на деньги [6, с.382]. Денежно-кредитная политика представляет собой комплексный, организационно оформленный регулятивный механизм со своими специфическими целями, инструментами и ролью в экономической системе. Некоторые авторы в понятие денежно-кредитной политики включают все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении [2, c. 19].
Ключевым субъектом монетарной политики является государство, которое отвечает за создания в стране наиболее способствующих для экономического и социального развития монетарных условий. Эту миссию государства выполняют через уполномоченные органы - центральные банки, органы надзора за деятельностью банков и контроля за денежным обращением и т.п. Определенная роль предоставляется также общим органам государственного управления - правительствам, их отдельным структурам: министерствам финансов, экономики, казначействам и т.п. Однако ведущая роль в разработке и реализации монетарной политики принадлежит центральным банкам.
В Украине главным уполномоченным государством органом, которое отвечает за разработку и реализацию монетарной политики, является Национальный банк Украины. В соответствии со ст. 7 Законом Украины №679-14 от 20.05.1999 года «О Национальном банке Украины», НБУ в соответствии с разработанными Советом НБУ Основными принципами денежно-кредитной политики определяет и проводит денежно-кредитную политику. В соответствии со ст. 24 указанного Закона, основные принципы денежно-кредитной политики определяют показатели деятельности НБУ в среднесрочной перспективе.
Объекты монетарной политики можно разделять на отдаленные (конечные) и приближенные (непосредственные). Отдаленными объектами являются реальный сектор экономики и социальная сфера, поскольку именно ради обеспечения их надлежащего развития осуществляется денежно-кредитное регулирование. Непосредственными объектами выступают те переменные денежного рынка, посредством которых монетарные импульсы осуществляют влияние на отдаленные объекты. Таковыми являются, в частности, денежная масса, стоимость денег, валютный курс. На денежную массу влияние осуществляется через изменение предложения денег, на стоимость денег и валютный курс - посредством изменения спроса и предложения денег.
Задачи, которые решаются монетарными методами, принято называть целями денежно-кредитной политики. Выделяют три группы: стратегические, промежуточные и текущие (тактические) монетарные цели [6, с. 387].
Стратегическими обычно являются такие цели, которые определены как ключевые в общеэкономической политике государства. Ими могут быть рост производства, рост занятости, стабилизация цен, снижение инфляции, корректировка платежного баланса. Каждая из этих целей настолько важна для общества, что властнее структуры могут ставить перед собой задачи реализовать их все или большую их часть. Посредством мероприятий монетарной политики одновременное достижение всех перечисленных целей невозможно в связи с ограниченностью и спецификой ее инструментария. Поэтому в рамках денежно-кредитной политики указанные стратегические цели оказываются несовместимыми. В частности, стабилизация цен требует применения монетарных методов, которые приводят к ухудшению конъюнктуры, спаду производства и занятости. И напротив, для роста производства необходимы применение таких методов, которые обеспечивают оживление конъюнктуры и могут обусловить рост цен и усиление инфляции. Таким образом, имеет место проблема конфликта целей. Поэтому центральный банк выбирает в зависимости от конкретной экономической ситуации одну из стратегических целей. Таковой, как правило, является стабилизация цен (либо снижение инфляции), поскольку именно она наиболее всего отвечает главному назначению центрального банка – поддерживать стабильность национальных денег.
Промежуточные цели денежно-кредитной политики заключаются в таком изменении определенных экономических процессов, которые будут способствовать достижению стратегических целей. Потребность в разработке промежуточных целей обусловливается тем, что имеющиеся в распоряжении центральных банков инструменты являются монетарными и не способны непосредственно влиять на процессы, которые происходят в реальном секторе экономики (рост производства, занятость, инвестиции, цены и т.п.). Поскольку в рыночных условиях экономический рост, занятость, динамика цен и прочие макроэкономические показатели определяются, прежде всего, состоянием рыночной конъюнктуры, промежуточными целями денежно-кредитной политики является выбор показателей, регулирование которых дает возможность изменить конъюнктуру рынка в соответствии с заданиями стратегических целей. Промежуточные цели монетарной политики являются передаточным звеном между конкретными монетарными инструментами центрального банка и стратегическими целями его политики. Особенностью промежуточных целей является то, что они устанавливаются на длительные временные интервалы, в течение которых могут быть реализованы и проявить свою эффективность.
Тем не менее, и промежуточные цели не являются объектом непосредственного воздействия центрального банка. Его инструменты не имеют прямого выхода на эти цели, и ему приходится искать еще более конкретные переменные монетарной сферы, посредством воздействия на которые их возможно достичь. Набор таких переменных называют текущими целями денежно-кредитной политики. В западной литературе такие переменные называются операционными [5, с.503]. В условиях Украины к текущим целям можно отнести изменение денежной массы, учетной ставки, процента по кредитам рефинансирования, объемов обязательных резервов, валютного курса и пр. В отношении каждого из этих показателей может ставиться одна из тех задач: рост, стабилизация, снижение. Конкретное направление их изменения определяются промежуточной целью монетарной политики и характером показателя. Характерными чертами текущий целей является их краткосрочность и реализация их оперативными средствами исключительного центрального банка. Эти особенности существенно усложняют выбор и механизмы реализации текущих целей. В частности, если изменение денежной массы влияет на изменение совокупного спроса и касается всей макроэкономики, то изменение процентной ставки и валютного курса может влиять не только на совокупный спрос, а и на интересы определенных групп экономических субъектов и обусловливать структурные изменения в экономике. Поэтому успех решения многих регулятивных задач зависит от правильного объединения указанных текущих целей: изменением процентной ставки или валютного курса можно локализовать инфляционный эффект от роста массы денег в обращении [6, с. 392].
В западной экономической литературе, ссылаясь на деятельность ФРС США и центральных банков, агрегированно определяют основополагающей целью денежно-кредитной политики как помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции [4, с. 298], либо выделяют шесть основных целей денежно-кредитной политики:
Денежно-кредитную политику можно классифицировать по нескольким критериям. Наиболее распространенной является классификация по направленности и степени воздействия регулятивных мер на предложение денег. По этому критерию обычно выделяют два типа: политику монетарной экспансии и политику рестрикции, которые являются крайними, противоположными по направленности действия вариантами из всех возможных механизмов регулирования предложения денег. Вместе с тем, между ними могут быть промежуточные варианты таких механизмов – политика рефляции и политика дезинфляции [6, с.406].
Политика экспансии состоит в произвольном, быстром увеличении предложения денег, благодаря чему деньги быстро «дешевеют», а инфляция приобретает высокие темпы. Поэтому такую политику также называет политикой инфляции либо политикой дешевых денег. На этапе разворачивания экспансионной политики ослабляется контроль и ограничения на эмиссионную деятельность центрального банка и кредитную деятельность коммерческих банков.
Обычно целью перехода к экспансионной политике полагается усиление стимулирования деловой активности, экономического роста и сокращение безработицы, то есть те стратегические цели, которые находятся исключительно в реальном секторе экономики и не затрагивают уровень цен. В краткосрочном периоде указанные цели могут быть достигнуты благодаря интенсивному наращиванию платежеспособного спроса и снижению процента за кредит. Схематически, эти факторы обусловливают рост кредитных вливаний в реальный сектор, рост инвестиций и объемов производства, количества рабочих мест и занятости. Одновременно увеличиваются доходы и сбережения населения, увеличиваются инвестиционные ресурсы, в том числе банковские резервы, развивается кредитование потребительских нужд населения. На этой основе активно развивается спрос на потребительском рынке, что стимулирует рост производства товаров и услуг для населения.
Однако длительное проведение такой политики приводит к бесконтрольному росту предложения денег и высокой инфляции, которая влечет за собой значительные негативные последствия в экономике. Остановить рост инфляции и предупредить или устранить ее негативные последствия бывает достаточно сложно и требует значительных расходов. Поэтому правительства в нормальных обстоятельствах в стране стараются избегать экспансионной политики.
Более целесообразной и действенной является политика рефляции, которую можно также назвать политикой «мягкой» инфляции [6, с.407]. Предложение денег при такой политике наращивается медленно, контролируемо. Рефляция обыкновенно проводится после дефляции (рестрикции), в связи с чем она предусматривает постепенное повышение цен до уровня, на котором они были до начала дефляции. Постепенно восстанавливаются также объемы денег в обороте и уровень процента (снижается к предыдущему уровню). Благодаря такой политике инфляция поддерживается на низком уровне, становится регулируемым стимулятором экономического роста без ощутимого негативного влияния на стабильность денег. Важно только не перейти границы, за которой инфляция приобретет форсированную динамику, которая подорвет стоимость денег.
Обратными типами монетарной политики являются рестрикция (политика «дорогих денег») как жесткий вариант и политика дезинфляции как более мягкий комплекс мер воздействия.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в условиях инфляции