Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 01:55, реферат
Денежно-кредитная политика государства - инструмент воздействия на экономику. Она призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и на деловую активность, обеспечивать устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие на Украине довольно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы.
В настоящее время центральные банки стран с развитой рыночной экономикой отдают предпочтение такому инструменту денежно-кредитной политики, как проведение операций с ценными бумагами на открытом рынке, который отвечает общей тенденции преобладающего использования рыночных инструментов регулирования экономики. В частности, операции на открытом рынке считаются наиболее важным средством контроля денежного предложения в США [4, с.300].
Политика открытого рынка состоит в изменениях объемов покупки и продажи ценных бумаг центральным банком. Эти операции центрального банка предопределяют изменение резервов коммерческих банков, что, в свою очередь, сказывается на объеме и стоимости банковских кредитов. Вследствие этого центральный банк имеет возможность влиять на размер денежной массы и на уровень рыночной процентной ставки в нужном направлении, то есть достигать заранее поставленной цели.
Центральный банк продает ценные бумаги из своего портфеля, когда ему нужно стабилизировать или уменьшить массу денег в обращении, сдержать рост платежеспособного спроса, а следовательно, содействовать повышению уровня процентной ставки и в конечном итоге снизить инфляцию. Если центральный банк продает ценные бумаги коммерческим банкам, то в этом случае уменьшаются избыточные резервы банков, а депозитная база, то есть сумма вовлеченных банками средств, остается постоянной. Если же центральный банк продает ценные бумаги небанковским участникам фондового рынка, то в таком случае уменьшаются резервы коммерческих банков, которые обслуживают дилеров, и одновременно уменьшается депозитная база этих банков, поскольку для расчетов с центральным банком дилеры используют свои банковские депозиты. Таким образом, и в этом случае происходит сокращение денежной массы.
Центральный банк покупает ценные бумаги на открытом рынке, когда ставит цель увеличить денежную массу, снизить стоимость денег, то есть снизить уровень рыночной процентной ставки и таким способом активизировать предпринимательскую деятельность, оживить конъюнктуру рынка.
В Украине использование Национальным банком политики операций на открытом рынке как инструмента денежно-кредитной политики сдерживается состоянием рынка государственных ценных бумаг.
В условиях инфляции государством используется денежно-кредитная политика денежной рестрикции (ограничения, дефляции) как более жесткий механизм, и/или политика дезинфляции отдельно либо последовательно за дефляционными мерами.
Политика рестрикции состоит в резком сокращении предложения денег, уменьшении их массы в обороте. Достигается это ограничением денежно-кредитной эмиссии, ужесточением условий и снижением объемов рефинансирования центральным банком коммерческих банков, уменьшением объемов кредитования субъектов хозяйствования и населения. Данная политика применяется в условиях высокой инфляции с тем, чтобы затормозить дальнейшее раскручивание инфляционной спирали. В таких условиях монетарная рестрикция сопровождается ужесточением фискально-бюджетных мер воздействия на конъюнктуру рынка: повышением уровня налогообложения, уменьшением налоговых льгот, сокращением бюджетных затрат и бюджетного дефицита и т.п. В практике и литературе данная политика получила название политики дефляции или политики «дорогих денег». Целевое назначение дефляционной политики состоит в сдерживании инфляции. Особенно эффективна она в сглаживании циклических колебаний деловой активности, поскольку дает возможность предупредить или затормозить инфляцию в случае экономического подъема, вызванный "перегревом" экономики.
Но вместе с торможением инфляции политика рестрикции ослабляет деловую активность, снижает занятость, снижает темпы экономического роста или даже сокращает объемы производства. Ведь при этой политике ограничиваются возможности предприятий получать банковские кредиты, наращивать собственные инвестиционные ресурсы, что приводит к сокращению инвестиций, снижению производства, росту безработицы. Эти процессы также усиливаются сокращением спроса населения на товары и услуги из-за сокращения доходов и сбережений, уменьшения потребительского кредитования. Поэтому важно своевременно "отпустить" сдерживающие или ограничительные монетарные меры, чтобы не допустить значительных негативных последствий в экономике. При этом такое "отпускание" не должно быть внезапным, чтобы экономика не испытала нового инфляционного шока. Для вывода экономики из рестрикционного шока используется еще один тип монетарной политики - политика дезинфляции. По своей сути она представляет собой "мягкую" форму рестрикции, благодаря чему снижение деловой активности происходит медленно и не приводит к глубоким экономическим спадам. Экономическое торможение в пределах этой политики должно ограничиваться лишь рамками низких темпов роста производства, антиинфляционный эффект имеет место.
Связывание денежной массы производится путем увеличения резервных требований, увеличения продаж государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличения учетной ставки. Использование данных инструментов снижает избыточную ликвидность банков. В настоящее время в Украине, в соответствии с заявленными перед МВФ намерениями, по мере восстановления финансовой системы государства, монетарная политика будет ориентироваться на преобладающее использование процентной ставки в качестве основного инструмента монетарной политики. В частности, с целью предотвращения формирования риска усиления инфляции в контексте возрастающей банковской ликвидности, будут активизированы операции по поглощению избыточной ликвидности за счет наращивания усилий по размещению депозитных сертификатов и непосредственной продажи государственных ценных бумаг, а также путем установления требования, согласно которому банки должны удерживать всю сумму обязательных резервов на отдельном счете в Национальном банка Украины [8].
Вместе с тем, сколько бы остро не стояла перед центральными банками задача снижения инфляционных явлений, следует иметь в виду, что денежно-кредитная политика все же должна отвечать реализации глобальных стратегических целей – способствовать обеспечению стабильности развития экономики.
Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.
В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.
Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но не исключено и другое развитие событий - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций.
В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.
1. Голикова Ю. С., Хохленко М. А. Банк России. Организация деятельности. — М., 2000. — Т. 1. — С. 285
2. Долан Э. Дж. Деньги, банковское
дело и денежно-кредитная
3. Закон Украины №679-14 от 20.05.1999 года «О Национальном банке Украины».
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992.
5. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов. Пер. с англ. Д.В. Виноградова под ред. М.В. Дорошенко. – М.: Аспект Пресс, 1999.
6. Центральний банк та грошово-кредитна політика : підручник / А. М. Мороз, М. Ф. Пуховкіна, М. І. Савлук та ін. – К. : КНЕУ, 2005.
7 Основні засади грошово-кредитної
політики на 2010 рік http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-
8. Україна – меморандум про економічну
та фінансову політику. 16.07.2010. http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-
Информация о работе Денежно-кредитная политика в условиях инфляции