Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 01:55, реферат
Денежно-кредитная политика государства - инструмент воздействия на экономику. Она призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и на деловую активность, обеспечивать устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие на Украине довольно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы.
В литературе встречается классификация типов монетарной политики по критерию охвата регулятивными мерами субъектов денежного рынка. В частности, по этому критерию авторы учебника "Банк России" выделяют тотальную денежно-кредитную политику и селективную. Такое деление распространяется на все выше рассмотренные типы монетарных политик - от экспансионной до рестрикционной [1, с.285]. В первом случае регулятивные меры распространяются на весь финансовый рынок - рынок денег и рынок капиталов, на все банковские учреждения, а следовательно, могут иметь максимальное влияние на платежеспособный спрос и экономическое развитие. Во втором случае регулятивные меры применяются выборочно - относительно отдельных банков или их групп (например, больших системных банков), отдельных видов банковской деятельности (например, кредитной, или деятельности на валютному или на фондовому рынках) и т.п. В этом случае органы монетарного управления могут решать локальные задачи, которые имеют в данный момент особенно большое значение для всей экономики или банковской системы.
Денежно-кредитную политику можно классифицировать также по характеру стратегической цели, которая служит целевым монетарным ориентиром. Такой целью может быть денежная масса в обороте, тогда монетарную политику называют режимом монетарного таргетирования. Если целевым ориентиром определяется валютный курс, то монетарная политика может называться режимом валютного (курсового) таргетирования. В настоящее время широкое применение в качестве целевого ориентира приобретает уровень инфляции, в связи с чем соответствующая монетарная политика получила название режима инфляционного таргетирования [6, с.411].
Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой регулятивные меры (приемы, методы), которые находятся в полном распоряжении центрального банка, непосредственно им контролируются и использование которых влияет на целевые ориентиры денежно-кредитной политики. Особенностью инструментов денежно-кредитной политики является то, что, применяя их, центральный банк имеет возможность влиять на процессы, которые происходят не только в денежном секторе экономики, но также и в реальном и внешнем секторах.
Выбор инструментов денежно-кредитной политики, которые применяются центральными банками, довольно широки. Использование разных инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики государства, степени открытости ее экономики, уровня развитости денежного рынка, особенностей национальной банковской системы, традиций и конкретных обстоятельств.
Инструменты денежно-кредитной политики условно можно классифицировать по следующим признакам:
- характер влияния на денежный рынок
- направленность регулятивного в
- характер влияния на ликвидность банков
- периодичность использования.
В зависимости от характера влияния на денежный рынок инструменты денежно-кредитной политики делятся на инструменты прямого действия (административные) и косвенного действия (рыночные).
Инструменты прямого действия - это регулятивные меры центрального банка, которые имеют форму ограничений, лимитов, директив. Они направлены на ограничение сферы деятельности коммерческих банков, в частности определяют или ограничивают цены (процентные ставки) или объемы (кредитов). Примером применения инструментов прямой действия есть установления центральным банком для коммерческих банков "кредитных потолков", то есть ограничений на объем кредитных вложений.
Инструменты опосредствованного действия - это регулятивные меры воздействия центрального банка на денежный рынок путем формирования на рынке соответствующих условий, которые определяют дальнейшее поведение субъектов рынка. Инструменты опосредствованного действия еще называют рыночными, поскольку, применяя их, центральные банки проводят операции по рыночным ценам и на добровольных началах. Инструменты опосредствованного действия отличаются большей гибкостью по сравнению с инструментами прямого действия, они в большей мере присущи рыночной экономике, но результаты их применения не всегда адекватные определенной цели.
Инструменты опосредствованного регулирования, которые применяются центральными банками, подразделяются на нормативные и корректирующие. Нормативные инструменты - это установления центральным банком для коммерческих банков нормы обязательных резервов и нормативов, которые регламентируют капитальную базу банков, ликвидность и риски в деятельности банков. Они являются обязательными для выполнения, поэтому некоторые экономисты считают нормативные инструменты инструментами прямого действия.
К корректирующим инструментам денежно-кредитной политики, то есть инструментам, применение которых меняет объем банковских резервов и цену денег, принадлежат операции на открытом рынке, политика рефинансирования, процентная политика центрального банка.
В странах с развитой экономикой преимущество отдается рыночным инструментам денежно-кредитной политики. В странах с переходной экономикой, где рыночные отношения и институты еще недостаточно развиты, целесообразно объединять опосредствованные и прямые инструменты денежно-кредитной политики.
В зависимости от направленности регулятивного влияния инструменты денежно-кредитной политики делятся на инструменты общей направленности и селективные инструменты. Действие инструментов общей направленности распространяется на все банки, на денежный рынок в целом, например, процентная политика центрального банка. Действие селективных инструментов распространяется выборочно - на отдельные банки или их группы, на определенные виды банковской деятельности, на регулирование отдельных видов кредита и т.п.
По характеру влияния на ликвидность коммерческих банков различают инструменты, направленные на поддержание ликвидности коммерческих банков (например, политика рефинансирования коммерческих банков), и инструменты, направленные на изъятие избыточной ликвидности (например, размещение центральным банком депозитных сертификатов). В странах с развитой экономикой для поглощения избыточной ликвидности банковской системы центральные банки чаще используют операции с ценными бумагами на открытом рынке. В развивающихся странах, центральные банки отдают предпочтение депозитным операциям.
В зависимости от периодичности использования инструменты денежно-кредитной политики делятся на инструменты постоянного действия и инструменты разового использования. В большинстве стран центральные банки используют постоянно действующие механизмы рефинансирования банков. Примером таких механизмов выступает постоянно действующие в пределах Европейской системы центральных банков линия рефинансирования банков из предоставления кредита "овернайт" и линия депонирования средств коммерческих банков в центральных банках в форме депозитов "овернайт". Центральные банки ограничивают доступ коммерческих банков к инструментам постоянного кредитования и депонирования средств через установление специальных процентных ставок, например, кредиты "овернайт" предоставляются по наивысшей процентной ставке на денежном рынке, а депозиты "овернайт" принимаются по наименьшей процентной ставке на денежном рынке. Примером применения центральными банками разовых инструментов денежно-кредитной политики является размещение ими в случае необходимости депозитных сертификатов.
В соответствии со ст.25 ЗУ „О Национальном банке Украины” установлены такие приемы и методы денежно-кредитной политики НБУ, как определение и регулирование норм обязательных резервов для коммерческих банков, процентная политика, рефинансирование коммерческих банков, управление золотовалютными резервами, операции с ценными бумагами, регулирование импорта и экспорта капитала, эмиссия собственных долговых обязательтв и операции с ними.
Основными инструментами денежно-кредитной политики в западной литературе, основанной на обширном опыте применения различных методов, признаются три направления: операции на открытом рынке, влияющие на денежную базу, регулирование учетной ставки, позволяющее изменять денежную базу путем управления объемами рефинансирования и регулирование резервных требований [5, с.483], [4, с.300].
Политика обязательных резервных требований - один из классических инструментов денежно-кредитной политики, с помощью которого центральные банки регулируют денежный рынок, управляют количеством денег, поддерживая темпы роста денежной массы в заранее установленных границах. Действие этого инструмента состоит в изменении центральным банком нормы, в пределах которой коммерческие банки обязанные часть вовлеченных средств сохранять, как правило, на счетах в центральном банка.
Резервирование части средств, вовлеченных банками, направлено на ограничение их возможности увеличивать денежное предложение. Политика обязательных резервных требований используется центральными банками как средство антициклической и антиинфляционной политики. Резервные требования, прежде всего, связанны с показателями денежной массы, и опосредованно влияют на реальный сектор экономики - рынок инвестиций, уровень цен и т.п. Учитывая такие свойства резервных требований, центральный банк с целью стимулирования, например, инвестиционной активности проводит политику, направленную на снижение норм резервных требований, а временное увеличение нормы обязательного резервирования при определенных условиях вызывает снижение инфляционного давления [6, с.429].
Резервные требования используются центральными банками как инструмент регулирования банковской ликвидности. Одним из показателей, которые характеризует ликвидность, есть остатки средств (резервов) на счетах коммерческих банков в центральном банке. Регулируя состояние банковских счетов, центральное банк старается поддерживать оптимальную сумму средств на этих счетах. Он изымает излишки или предоставляет дополнительные резервы, используя разные инструменты денежно-кредитной политики. Так, повышение центральным банком нормы резервирования приводит к сокращению избыточных резервов в распоряжении банков, то есть к сокращению их свободной ликвидности, а снижение - наоборот, увеличивает свободную ликвидность, расширяет возможности банков относительно проведения активных операций.
Политика резервных требований - это инструмент непосредственного вмешательства в функционирование банковской системы. При этом резервные требования представляют собой своеобразный налог на банки, который отрицательно влияет на объем "работающих" активов, а следовательно, и на прибыльность банков. Повышение нормы резервных требований вызывает рост бездоходных активов и, соответственно, снижение прибыли. Стараясь компенсировать утраченную прибыль, коммерческие банки повышают стоимость кредитов, снижают процентные ставки за депозитами, осуществляют реструктуризацию банковских пассивов, которые, в свою очередь, приводит к снижению эффективности использования вовлеченных средств.
Политика резервных требований является инструментом, который центральные банки в странах с развитой экономикой используют редко [5, с.494].
Процентная политика центрального банка - это инструмент денежно-кредитной политики, который широко известен и применяется центральными банками практически всех развитых стран. Действие этого инструмента состоит в установлении и периодическом изменении центральным банком процентной ставки, по которой он осуществляет рефинансирование коммерческих банков.
Учетная ставка центрального банка имеет особый статус в экономике. Она является ценой, по которой центральный банк эмитирует деньги в оборот в процессе первичной безналичной (кредитной) эмиссии, что дает основание считать учетную ставку официальной ценой денег, на которую ориентируются все другие субъекты денежного рынка. Изменяя уровень учетной ставки, центральный банк влияет на предложение денег.
Повышение уровня учетной ставки ведет к подорожанию кредитов центрального банка для коммерческих банков. В этом случае коммерческие банки будут стремиться компенсировать свои потери, вызванные ростам учетной ставки, то есть удорожанием кредита, путем повышения ставок за кредитами, которых они предоставляют субъектам экономики. Кроме того, удорожание кредитов центрального банка сдерживает спрос на кредит со стороны коммерческих банков. В конечном итоге повышение уровня учетной ставки приводит к падению объемов рефинансирования, уменьшению денежной базы и сужению предложения денег. Снижение центральным банком уровня учетной ставки наоборот, стимулирует рост спроса на кредит со стороны коммерческих банков, ведет к росту объемов рефинансирования, увеличивает денежную базу и расширяет предложение денег.
Посредством изменения предложения денег процентная политика центрального банка влияет на рыночные процентные ставки, то есть на ставки по всем другими видам операций на денежном рынке. Так, расширение предложения денег содействует снижению процентных ставок коммерческих банков, которое ведет к росту кредитных вложений в экономику и стимулирует таким образом экономическую активность, и наоборот.
Сущность политики рефинансирования - это определение и изменение центральным банком всех других, кроме цены, условий рефинансирования: способов рефинансирования, целевого направления кредитов, их продолжительности, характера обеспечения, лимитирование объемов рефинансирования, а также объемов предоставления отдельных ссуд и т.п. Таким образом, в узком понимании политика рефинансирования (а именно в таком понимании она рассматривается в этом подразделе) предусматривает влияние центрального банка на объем рефинансирования коммерческих банков не ценовыми методами, а через управление процессом рефинансирования.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в условиях инфляции