Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:04, курсовая работа
Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Центрального банка Республики Беларусь (Банка Беларуси). Денежно-кредитная политика Центрального банка - система мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Создание и сущность денежно-кредитной системы Республики Беларусь….5
2 Структура денежно-кредитной системы Республики Беларусь……………..10
3 Денежно-кредитное регулирование……………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………….29
- финансовое консультирование;
- деятельность инвестиционного банкира;
- деятельность инвестиционного поверенного;
- выпуск векселей;
- скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. К данным методам взаимодействия относится:
- порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно;
- контроль
за их выполнением
Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы:
- минимальный
размер уставного фонда для
вновь создаваемого банка,
- норматив неденежной части уставного фонда банка;
- норматив ликвидности банка;
- норматив достаточности банка;
- норматив
обязательных отчислений в
- норматив максимального риска на одного заемщика и др.
Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций. В странах с рыночной экономикой действуют целостные банковские системы с разделением функций у взаимодействующих в ее составе отдельных банков: сберегательные банки аккумулируют денежные средства, инвестиционные вкладывают капиталы в определенные сектора экономики. В переходный период при недостаточном развитии отдельных операций (ипотечные, инновационные, инвестиционные и др.) белорусские банки для обеспечения устойчивой прибыльности своей деятельности, диверсификации рисков, вынуждены быть универсальными [14, с.119].
Специализированные
банки могут различаться
Рисунок 1.1 - Критерии специализации банков
Таким образом, в Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система. Первый уровень представляет эмиссионный центральный банк страны (Национальный банк), второй - коммерческие банки. Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций. Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности республики и действует исключительно в ее интересах. Он регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь.
3 Денежно-кредитное регулирование
Методы
регулирования денежно-
- в зависимости
от объекта воздействия (
- по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;
- по характеру
параметров регулирования:
- по форме воздействия - прямые и косвенные;
- по числу объектов - общие и селективные.
Прежде всего, важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д.
Посредством
прямых (административных) инструментов
в кредитных организациях изменяют
операционные показатели, к примеру,
лимиты процентных ставок, размер маржи,
объемы операций. Методы прямого контроля
применяются при регулировании
банковских систем. В условиях слабо
развитого государственного финансового
рынка и при кризисе кредитной
системы инструменты прямого
воздействия эффективны. В то же
время их использование может
вызвать определенный отток денежных
средств с контролируемого
С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.
Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными.
Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.
В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики [17, с.189].
В качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования Национального банка Беларуси выделяются:
1) операции
на вторичном рынке с
Так, для уменьшения количества денег в обращении Национальный банк продает ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их у коммерческих банков становится меньше денег для кредитов. И наоборот, если Национальный банк покупает ценные бумаги.
2) регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;
Она состоит в предоставлении краткосрочных ссуд коммерческим банкам под гарантию государственных ценных бумаг. Падение учетной ставки процента поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных ссуд, что увеличивает денежное предложение. И наоборот, рост учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных средств в Национальном банке. В определенных случаях величина учетной ставки ограничивается.
3) изменение
норматива отчислений в
Рост резервной нормы увеличивает количество резервов, которые должны держать банки, что понижает общее предложение денег. Уменьшение же резервной нормы увеличивает возможность банков создавать деньги и получать прибыль путем кредитования.
При этом различают политику дешевых денег: покупка Национальным банком ценных бумаг на открытом рынке, уменьшение резервной нормы, снижение учетной ставки - все это направлено на удешевление кредита, чтобы тем самым увеличить объем совокупных расходов и занятость.
Политика
дорогих денег состоит в
4) валютное регулирование;
5) лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привлечения заемных средств и т. п.); Например, потребительский кредит, имея ограничения на получения займов потребителями, используется для сдерживания инфляции.
6) административное регулирование, лицензирование, аттестация кадров и т. п. Использование руководящими кредитно-денежными учреждениями данного метода с целью недопущения излишнего расширения или сокращения банковского кредита может иметь серьезные последствия для банковской системы и экономики в целом.
Среди перечисленных выше средств воздействия при желании можно выделить экономические и административные, прямые и косвенные методы регулирования. Обычно они взаимно дополняются, а их реальное соотношение изменяется в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.
Так, операции Национального банка Б с ценными бумагами на вторичном рынке оказывают прямое воздействие на состояние платежной системы и кредитный потенциал банков второго уровня. Национальный банк, регулируя уровень ликвидности коммерческих банков, использует их экономический интерес получать процентный доход в той или иной форме. Но очень часто центральные банки доводят коммерческим банкам норматив наличия ценных бумаг правительства в структуре активов (% от активов, приносящих доход) [16, с.43].
Рассмотрим
результаты регулирования денежно-
1) ситуация
на внутреннем валютном рынке
и динамика официальных
Ситуация на валютном рынке в 2009 г. характеризовалась следующими показателями (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Информация об операциях на валютном рынке млн. долларов США
Секторы валютного рынка |
Продано валюты |
Куплено валюты |
Сальдо купли-продажи |
Справочно сальдо купли-продажи в 2008 г. | ||
2009 г. |
2009 г. к 2008 г., % |
2009 год |
2009 г. к 2008 г., % | |||
Субъекты хозяйствования - резиденты |
13 094,4 |
67 |
16 722,5 |
71,6 |
3 628,2 |
3 829,7 |
Нерезиденты |
1 093,1 |
45,1 |
1 027,8 |
41,9 |
-65,3 |
31,9 |
Банки |
74 386,9 |
185 |
73 601,2 |
183,8 |
-785,7 |
-155,1 |
Население |
6 130,1 |
88,3 |
6 968,5 |
92,9 |
838,5 |
560,8 |
ИТОГО |
94 704,5 |
137,0 |
98 320,1 |
134,0 |
3 615,6 |
4 267,3 |
В 2009 году в результате операций на всех сегментах валютного рынка сложился чистый спрос на иностранную валюту в размере 3 615,6 млн. долларов США (без операций Министерства финансов) против 4 267,3 млн. долларов США в 2008 году. Основной объем чистого спроса на иностранную валюту наблюдался в январе 2009 г. и составил 1 076,4 млн. долларов США, из них 588 млн. долларов США - чистая покупка иностранной валюты населением, что было обусловлено, в первую очередь, наличием девальвационных ожиданий.
Тенденция увеличения чистого спроса на иностранную валюту в начале 2009 года определялась также такими факторами, как сокращение внешнего спроса на товары и услуги отечественного производства со стороны стран - основных торговых партнеров Республики Беларусь и связанное с этим ухудшение сальдо внешней торговли в условиях снижения возможностей по привлечению иностранных финансовых ресурсов вследствие развития мирового финансово-экономического кризиса.
Спрос субъектов хозяйствования на иностранную валюту в 2009 году снизился по сравнению с 2008 годом на 28,4 % и составил 16 722,5 млн. долларов США, а предложение иностранной валюты - на 32,9 процента и сумму 13 094,4 млн. долларов США соответственно.
В результате, в 2009 году чистая покупка иностранной валюты субъектами хозяйствования составила 3 628,2 млн. долларов США против 3 829,7 млн. долларов США в 2008 году. Причем, тенденция роста объемов чистой покупки в большей степени проявилась в конце 2008 г. и сохранилась до июля 2009 г. включительно.
Основной объем чистого спроса на валюту населением пришелся на январь 2009 г. - 588 млн. долларов США, в феврале - июне 2009 г. он снизился до 70,6 млн. долларов США в среднем за месяц. В июле - ноябре 2009 г. населением в среднем за месяц было продано на чистой основе 39,9 млн. долларов США. Однако в декабре 2009 г. объем чистой продажи вновь сменилась чистой покупкой иностранной валюты, которая составила 96,8 млн. долларов США, что в значительной мере было связано с негативными ожиданиями относительно курсовой политики в конце года.
Курсовая политика в 2009 году была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, а также на поддержание ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта, что послужило одним из факторов, компенсирующих негативное влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию через повышение эффективности внешнеторговых операций для экспортеров. Изменение курсовой политики Национального банка (привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют) привело к некоторому снижению рисков, связанных с взаимными колебаниями обменных курсов иностранных валют.