Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:15, курсовая работа
Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада - в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, - в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
Введение………………………………………………………………………….3
Банковская система Российской Федерации…………………………..……5
Центральный банк Российской Федерации………………………………...7
Денежно-кредитное регулирование………………………………….……..10
Понятие денежно-кредитного регулирования…………………........10
Цели и границы денежного – кредитного регулирования…………11
Инструменты денежно-кредитной регулирования…………..……..16
Денежно-кредитное регулирование экономики страны Центральным Банком России ………………………………………………………………20
Регулирование процентных ставок………………………………….20
Резервные требования центрального банка в России…….………..23
Организация системы рефинансирования Центрального банка…...25
Операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг..28
Заключение………………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………
3.2. Цели и границы денежного – кредитного регулирования
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства занятости и уровня цен.
Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов.
Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег". Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания коньюктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).
С помощью кредитного
регулирования государство
Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).
В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:
Основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.
Приоритет целей
денежно-кредитной политики определяется
состоянием государственных финансов,
стабильностью экономики
В связи с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать подробно цели денежно-кредитной политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства. В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:
Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.
Не менее важной и сложной проблемой для большинства стран, осуществляющих переход к новой экономической системе, имеет определение целей денежно-кредитной политики и правильный выбор инструментов денежно-кредитного регулирования.
Центральный банк - не коммерческий банк и не предлагает населению банковские услуги. Он выступает проводником государственной денежно – кредитной политики, его цели. Функции и инструменты определены законодательно. Конечная цель денежно-кредитной политики определяется таким образом, чтобы в максимальной степени соответствовать общественным интересам, т.е. интересам как можно большего числа экономических агентов.
В Конституции России (ст. 75) определена цель деятельности Банка России —защита и обеспечение устойчивости рубля. По статье 3 закона «О Центральном банке» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Центральный банк не в состоянии влиять напрямую на конечную цель, по этой причине он воздействует на нее опосредованно через так называемую промежуточную цель. Это промежуточная переменная перед достижением конечной цели центрального банка. Такие цели могут быть трех видов: денежная цель (роль промежуточной переменной играет денежное предложение), валютная (валютный курс) и инфляционная (целевой ориентир инфляции). [8]
Нестабильность спроса на деньги, а также значительное влияние регулируемых цен и тарифов инфляции снижают эффективность использования денежной массы в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики. Тем не менее динамика денежных агрегатов – важный индикатор развития инфляции. Вместе с тем Банк России не рассматривает прогнозный прирост денежной массы как жестко заданный, и в случае отклонения от расчетов корректировка проводится по итогам анализа
причин отклонения и оценки инфляционного давления.
Немаловажное место в цепочке целей денежно-кредитной политики занимают операционные (или тактические) цели. Управление ими является ключевым для воздействия на национальную экономику. Обладая монопольным правом на денежную эмиссию, центральный банк может регулировать либо цену, либо количество денег.
В первом случае он управляет краткосрочными процентными ставками, а во втором — денежной базой либо ее компонентами, такими как банковские резервы или внутренний кредит. Операционные цели имеют две характеристики: период достижения и количественное значение цели. Предпосылка успешного использования процентной ставки в качестве операционной цели - эффективный и ликвидный межбанковский денежный рынок. В период высокой инфляции, а также в странах с неразвитой финансовой системой лучшей операционной целью считаются денежные
агрегаты.
Таким образом, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, укрепление банковской системы страны, построение эффективной платежной системы являются задачами главного банка страны, направленными на усиление его роли в экономике и реализацию ее целевой ориентации.
3.3 Инструменты денежно-кредитной регулирования
Инструменты денежно- кредитной политики – операции, которые центральный банк проводит с участниками финансовых рынков и правительствами для управления операционными переменными. Инструменты подразделяются на экономические (косвенные) и административные (прямые).
К административным
методам относится
До 70-х гг. все центральные банки придерживались прямых инструментов денежно-кредитной политики. В настоящее время наиболее часто используемыми являются:
В то время
как в развивающихся странах
прямые инструменты очень
ресурсов. Нормирование ликвидности означает, что банк обязан держать в ликвидных активах определенную долю от объема привлеченных ресурсов. В России эти требования приобретают форму нормативов ликвидности, которые банки обязаны выполнять.
С 1980-х гг. центральные банки постепенно переходят на косвенные инструменты. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, внедрение экономических инструментов отражает увеличение роли ожиданий участников финансового рынка и ценовых сигналов в экономике. А во-вторых, либерализация и дерегулирование
финансового сектора, прошедшие во многих странах, сделали прямые инструменты малоэффективными. Экономические инструменты могут быть дискреционными и постоянного действия. Дискреционными инструментами называют нерегулярные операции центрального банка, которые он проводит по собственному усмотрению для регулирования процентных ставок и ликвидности банковского сектора. Инструменты
постоянного действия представляют собой регулярные операции центрального банка, которые предлагает проводить банкам. И те и другие призваны предоставлять ликвидность или изымать ее из банковского сектора.
К постоянным операциям по предоставлению ликвидности относятся ломбардные кредиты и кредиты овердрафт, кредитование под залог кредитного портфеля банка или векселей высококлассных заемщиков из реального сектора. Ломбардный кредит - краткосрочный кредит под заклад легко реализуемого движимого имущества. В отношении банков речь идет о кредите под залог государственных ценных бумаг на срок до одного месяца.
Кредит овердрафт - кредит на сумму, превышающую остаток средств на счете. Банки получают этот кредит, если они списывают с корреспондентского счета в центральном банке сумму, превышающую фактический денежный остаток.
Дискреционные инструменты преобладают в инструментарии центральных банков развитых стран, в основном они состоят из операций на открытом рынке, которые проводятся с банками на добровольной основе. Такие инструменты обладают высокой
гибкостью, сделки можно заключать с любой частотой и на неограниченный объем средств, они включают в себя операции на открытом рынке и подобные, а также аукционы.
Особое место среди дискреционных инструментов занимают операции тонкой настройки - нерегулярные операции на денежном рынке, проводимые центральным банком для урегулирования неожиданного колебания ликвидности на денежном рынке.
Альтернативную классификацию инструментов денежно-кредитной политики использует МВФ. В ней инструменты делятся на операции на денежном рынке и на инструменты на основе правил. К первым относятся инструменты, к которым центральный банк прибегает по собственному усмотрению для выравнивания спроса и предложения на денежном рынке. Инструменты на основе правил основываются на административных полномочиях центрального банка.
Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики страны Центральным Банком России